Информационные технологии на уроках черчения

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • Образовательная: формирование у учащихся понятий «проецирование», «метод проекций», «виды проецирования»; умения проецировать предмет на одну плоскость проекций.
  • Развивающая: развитие логического и пространственного мышления, познавательного интереса, навыков работы с чертёжными инструментами.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию точности, аккуратности, внимательности при выполнении графических построений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: информационно-компьютерная технология, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

Методы, приёмы: объяснение, упражнения, демонстрация, практическая работа.

Оборудование: демонстрационный материал – слайд проект, чертежи, рисунки, фотографии, дидактический материал: плоские фигуры, карточки-задания, рабочие тетради учащихся, чертежные принадлежности.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Организация рабочего места.

II. Подготовка к изучению нового материала.

На прошлом уроке вы познакомились ещё с одним стандартом оформления чертежа – линии чертежа.

Слайд 1 (1). На экране демонстрируется слайд, на котором изображён чертёж. На чертеже цифрами указаны основные линии.

Задание: Дать название линии и её назначение на чертеже.

(задание выполняется на ранее заготовленных карточках) Приложение 1

Слайд 1 (2). После выполнения задания на слайде демонстрируются правильные ответы. Идет самопроверка у учащихся. Поставьте себе оценку: если ни одной ошибки – «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки – «3», если более трёх ошибок – «2». (карточки передать на первые парты).

III. Изучение нового материала:

Слайд 2. Сегодня тема урока зашифрована. Не теряя ни минуты, отгадайте

её (на доске зашифровано слово ПSPLOENQЦSLИPOQSBNASHИЕ).

Слайд 3. Правильно, тема урока «ПРОЕЦИРОВАНИЕ». Запишите число и тему урока в тетрадь. Это слово вам знакомо? Слышали его раньше? (ответы учащихся).

Слайд 4. Происхождение слова «Проецирование».

На первом уроке мы говорили о том, как люди пытались ещё с очень давних времён изобразить объекты (людей, технику, различные постройки, расположение войск) на плоскости (плоскостью являлись стены пещер, зданий; поверхность земли; листы бумаги).

С помощью чего можно отразить предметы на плоскости?

Слайд 5. Предметы можно отразить на плоскости с помощью:

  • Фотографии
  • Видеосъёмки
  • Рисунка
  • Чертежа

Учитель показывает эти изображения и крепит на доску.

Все эти изображения выполняются по правилам проецирования. Исходя из всего сказанного, попробуйте сформулировать определение «Проецирование» (ответы учащихся).

Слайд 6. Проецирование – процесс получения изображений на плоскости. Записать определение в тетрадь. Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом проецирования, его понятиями и видами, научимся проецировать предмет на одну плоскость. Давайте рассмотрим процесс проецирования точки.

Возьмём в пространстве точку А, и какую-нибудь плоскость Н. Проведём мысленно через точку А прямую так, чтобы она пересекала плоскость Н в некоторой точке а.

Слайд 7 (1). Данная точка а – является изображением т.А на плоскости Н, и называется проекцией. (учитель обращает внимание на написание данного слова – на доске написаны новые понятия). Плоскость, на которой получается проекция, называется плоскостью проекций. (учитель обращает внимание на написание данного слова)

Прямая Аа называется проецирующим лучом. (учитель обращает внимание на написание данного слова). С его помощью точка А проецируется на плоскость Н. Мы рассмотрели процесс проецирования точки. Выполните в тетрадь проецирование точки и подпишите на чертеже новые понятия:

  • Проекция – изображение на плоскости.
  • Плоскость проекции – плоскость на которой получается проекция.
  • Проецирующий луч – прямая, с помощью которой объект проецируется на плоскость.

Проверить правильность обозначения на чертеже (спросить учащегося).

Таким же образом могут быть построены проекции любой фигуры.

Слайд 7 (2). На слайде показывается построение проекции треугольника.

(Вызвать к доске ученика, чтобы объяснил процесс проецирования треугольника на плоскость проекций).

Итак, мы рассмотрели процесс проецирования и познакомились с новыми понятиями. Давайте закрепим эти сведения в ходе упражнения.

Упражнение «Определение проекции фигуры».

У каждого учащегося на столе набор из плоских фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, пятигранник, шестигранник и т.д. Учитель показывает всем объёмные фигуры (цилиндр, конус, шестигранный конус, куб, шар и т.д.) и называет с какой стороны находится плоскость проекций, а учащиеся поднимают ту фигуру, которая соответствует данной проекции объёмной фигуры.

Физкультминутка:

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем наконец.
Зарядка окончена.
Ты молодец!

Слайд 8. Внимательно посмотрите на экран. На нём изображены виды проецирования. Сравните разные методы проекций и скажите, какие виды можно выделить в проецировании? Учащиеся находят различия в получении изображений.

Слайд 9. Обобщение ответов учащихся и вывод: в зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает центральным и параллельным. (учащиеся сами дают определения видам проецирования)

Центральное проецирование – это проецирование, при котором проецирующие лучи выходят из одной точки (центра).

Параллельное проецирование – это проецирование, при котором проецирующие лучи параллельны друг другу.

Прямоугольное проецирование – это проецирование, при котором проецирующие лучи направлены на плоскость проекций под прямым углом.

Косоугольное проецирование - это проецирование, при котором проецирующие лучи направлены на плоскость проекций не под прямым углом.

Рассмотрев виды проецирования, закрепим эту информацию в ходе выполнения упражнения.

Упражнение «Определить вид проецирования».

Слайды 10-15. По изображению назвать вид проецирования.

IV. Практическая работа.

Слайд 16. Для того, чтобы научиться строить проекции предметов мы выполним практическую работу.

Задание: Построить в рабочей тетради прямоугольную и косоугольную проекции заданных отрезков. Два ученика работают у доски. Задание проверить.

V. Подведение итогов урока.

Вернёмся к целям нашего урока.

  1. О чём мы сегодня говорили на уроке?
  2. Что такое проецирование?
  3. С какими понятиями вы познакомились?
  4. Назовите виды проецирования, заполнив таблицу:

Слайд 17.

Слайд 18. Проверьте таблицу.

Наш урок подходит к концу. Время бежит неумолимо.

Упражнение «Часы».

Скажите, который сейчас час? (В руках у учителя часы) В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если плоскость проекций - пол? В какое время минутная стрелка спроецируется в натуральную величин, если плоскость проекций - потолок?

VI. Домашнее задание.

Слайд 19. Прочитать параграф учебника, заполнить карточку и вклеить её в тетрадь. Приложение 2

Слайд 20. В данной карточке уже вписаны определения. Вам необходимо выбрать новые понятия, которые расположены внизу, и вписать в подходящее определение.

Урок окончен. До свидания!

Используемая литература:

  1. Н.А. Гордиенко, Методическое пособие «Тематическое и поурочное планирование по черчению» к учебнику Н.А. Гордиенко, В.В. Степаковой «Черчение 9 класс»; АСТ Астрель, Москва, 2006.
  2. В.Н. Виноградов «Тематическое и поурочное планирование по черчению» к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение 7-8 классы»; Издательство «Экзамен», Москва, 2006.
  3. С.В. Титов «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях», Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.

Приложение 3.