Цель: закрепить знания детей о свойствах песка и камня: песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды; камень – твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения.
Предварительная работа: рассматривание камней и песка на улице и в аквариуме.
Материал:
- игрушка черепаха-машинка с кузовом, наполненным песком и камешками;
- тазики для песка (сухого и влажного);
- тазики с водой;
- камешки маленькие и большие;
- детские ведерки;
- фартучки и салфетки для детей.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку.
- Жила – была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала старенькой бабушкой Агашушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и от холода.
Воспитатель обращается к детям.
Поможем Агашке! Мы с вами умеем строить. Построим черепашке домики из песка и камней.
Выезжает черепашка-машинка с песком и камешками.
Воспитатель: А вот и сама черепашка Агашка.
Дети рассматривают черепашку.
Воспитатель: А что ты нам привезла?
Черепаха: Песок, камни для домика. Устала, стара я стала. Помогите дом построить от ветра и дождя.
Воспитатель: Конечно, дети тебе помогут. Где же наш песок?
Высыпают из машины песок в тазик.
Воспитатель: Посмотрите, как сыплется песок. Почему он так сыплется?
Дети: Он сухой.
Воспитатель: А какого цвета сухой песок? Желтого. Я попробую его насыпать в воронку. А вы, ребята, возьмите песок в руки. Сыплется?
Дети: Да.
Воспитатель: Попробую я набрать песок в сито. Что получилось?
Дети: Песок снова просыпается.
Воспитатель: Правильно, он сыпучий, потому что сухой. Можно из него построить домик для черепахи? Нет. Ничего не получается. Давайте все же попробуем собрать его горкой.
Вместе с детьми собирает песок горкой, он рассыпается.
Воспитатель: Не получается. А что сделать с песком, чтобы из него можно было строить?
Дети: Полить песок водой.
Воспитатель: Ярослав, Даша помогите мне полить песок. Какой стал песок? (Влажный, сырой…). Давайте теперь попробуем построить горку.
Дети строят горку из сырого песка и уточняют, что песок не сыплется, цвет его стал темным.
Воспитатель: Давайте насыплем песок в воронку. Не сыпется? Почему?
Дети: Потому что он сырой.
Воспитатель: Черепашка, наши дети все знают и сейчас из сырого песка тебе построят домик.
Дети вместе с воспитателем строят из песка домик для черепахи. Черепашка благодарит.
Воспитатель: Домик крепкий, не рассыплется. А еще ребята, нам черепашка Агашка камешки привезла. Их очень много. Мы ведерочко возьмем, по дорожке пойдем и все камни для домика соберем.
Дети берут ведерки, подходят к камням (камешки лежат на ковре).
- Вот один, другой и третий,
Собирайте-ка их, дети.
Дети набирают камешки в ведра.
Воспитатель: А сейчас давайте сядем на ковер и покажем всем, какие у нас камешки.
Рассматривают камешки. Дети вытаскивают из ведра по камешку и рассказывают, какие камни по цвету, по величине, на что похожи и т.д.
Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку.
- Куда упал камень?
Дети: На дно.
Воспитатель: А где губка?
Дети: Плавает.
Воспитатель: Камень на дне, потому что он тяжелый. А губка – легкая, потому что она не тонет. Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.
Дети: Стучат.
Воспитатель:
В руки камушки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так.
Не разбить их нам никак.
Постучите еще раз: тук, тук. А теперь положите камни на дорожку и попробуйте топнуть ножкой. Вот так, вот так – не разбить их никак. Значит, прочный будет дом для черепашки Агашки. Давайте построим для черепашки домик из камней.
Дети строят на ковре домик для черепашки.
Воспитатель: Аделя, какого цвета у тебя камушек? Глеб, а у тебя прочный камень? Никита, а у тебя – большой? (Выслушивает ответы). Вместе мы справились с трудным делом. Построили прочный домик из камней для черепашки.
Черепашка: Спасибо вам, ребята. А за то, что вы мне такие прочные домики построили из песка и камней, я вам подарок сделаю.
Выходят дети из старшей группы в костюмах львенка и черепахи и несут гостинец – конфетки.
Воспитатель: А мы для тебя, черепашка, песенку приготовили!
Звучит музыка, черепашка лежит на солнышке и слушает песенку про львенка и черепаху. Слова С.Козлова, музыка Г.Гладкова «Я на солнышке лежу».
Малыши под музыку выполняют движения, соответствующие тексту песенки. Вместе с ними львенок и черепашка.