Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание и планирование. Качественное сочетание этих двух параметров способствует повышению качества управленческой деятельности.
Планирование – это действие, в результате выполнения которого определяют , какие результаты предполагается получить в будущем
( ставят цели), какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены, т.е. устанавливается, что когда и как должно быть сделано. Спланировать будущую деятельность- значит определить цели, состав, структуру и сроки выполнения действий, необходимых для их достижения. Планы служат основным средством управления:
- деятельностью педагогического и ученического коллектива;
- деятельностью всех объектов школы;
- обеспечением условий для достижения запланированных результатов.
Намеченные планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений.
Принципы планирования;
- гуманизм;
- демократизация, т.е. активное участие всех субъектов образовательного процесса во внутришкольном планировании;
- научность, аналитичность.
- системный подход;
- перспективность, направленность на конечный результат.
- преемственность;
- ритмичность (равномерное распределение дел в течение года)
- конкретность;
- реальность;
- динамичность;
- принцип главного звена( выбор главных задач на учебный год).
Рассмотрим методику подготовки и составления
годового плана работы.
При разработке плана необходимо соблюдать три
условия:
- учет уровня , на котором находилась школа к началу планирования;
- четкое планирование задач, которые школа должна решить к концу учебного года;
- выбор эффективных путей и способов деятельности.
Первый этап.
Его цель: накопление материала о влиянии
внутришкольного управления и результаты
обучения и воспитания учащихся, анализ
собранного материала по схемам. (см. Приложение
1.)
Общие требования к анализу:
- четкость построения;
- логическая последовательность изложения;
- аргументированность;
- точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;
- доказательность выводов;
- установление причинно- следственных связей;
- обязательное применение средств наглядности ( графиков, таблиц, диаграмм).
Источники информации:
- итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников, ЕГЭ.
- материалы психологических и социологических исследований учащихся, учителей и родителей;
- справки по итогам проверки школьной документации;
- статистические документы;
- журналы по технике безопасности и т.д.
Второй этап.
Составление проекта плана. Обсуждение его на
расширенных заседаниях предметных кафедр и
центров.
Третий этап.
Рассмотрение плана директором лицея и его
корректировка.
Четвертый этап.
Утверждение на августовском педсовете. План
становится документом, обязательным для
исполнения.
Введение: Анализ работы за предыдущий учебный год и задачи на новый учебный год.
Содержание анализа работы.
- Анализ выполнения основных задач.
- Анализ выполнения учебного плана, рабочих программ, в том числе углубленного изучения предмета, реализация лицейского компонента.
- Характеристика, направления и итоги работы методических служб лицея.
- Повышение квалификации и итоги аттестации учителей.
- Характеристика и достижения педагогических кадров.
- Обобщение опыта учителей с характеристикой используемых ими педагогических технологий и социальной активностью в мероприятиях различного уровня.
- Анализ посещенных уроков.
- Анализ учебного оборудования и состояния кабинетов.
- Успешность обучения по итогам внутришкольного контроля. Сравнительный анализ за три года.
- Сравнительная характеристика профильных классов и классов начальной школы.
- Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации и ЕГЭ.
- Анализ итогов районных и областных предметных олимпиад.
- Качество знаний учащихся по ступеням обучения.
- Научно-исследовательская и проектная деятельность.
- Связь с Вузами.
- Инновационная деятельность.
- Работа ГПД.
- Итоги проверки школьной документации.
- Социальный паспорт лицея.
- Анализ воспитательной деятельности лицея.( см. Приложение)
- Анализ состояния безопасности и антитеррористической защищенности.
- Анализ деятельности по предупреждению травматизма.
- Анализ работы органов государственно- общественного управления лицеем.
- Итоги финансово- хозяйственной деятельности.
- Задачи лицея на новый учебный год.
Раздел 1. Система управления и контроля
1.1. Функциональные обязанности администрации.
1.2. Совещания при директоре.
1.3. Заседания Управляющего Совета лицея.
1.4. Заседания педагогического совета.
1.5. Общешкольные родительские собрания.
1.6. Руководство и внутришкольный контроль.
Раздел 2. Научно-педагогическая работа
2.1. Структура методических служб.
2.2. Основные направления работы над единой
методической темой. Инновационная деятельность..
2.3. Повышение квалификации учителей. Аттестация.
2.4. Обобщение передового педагогического опыта.
Раздел 3. Организационно-педагогические мероприятия
3.1. Работа по преемственности лицея и детских
садов.
3.2. Обеспечение учебниками.
3.3.Организация всеобуча.
3.4. Охрана здоровья и труда.
3.5. Финансово-экономическая деятельность.
Раздел 4. Воспитательная работа
Приложения:
- План работы научно-методического центра.
- Планы работы методических центров и кафедр.
- План работы библиотеки.
- Календарный план работы лицея.
- План основных воспитательных мероприятий.
- План работы научного общества учащихся.
- Планы научной работы кафедр.