Цель:
- Образовательная – обобщение и систематизация знаний по теме “Натуральные волокна” и их применение.
- Воспитательная – формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учётом творческих и других особенностях каждого учащегося, справедливо оценивать его вклад в выполнение общего задания.
- Развивающая – развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирования умения выявлять и предвидеть эколого-валеологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: урок исследование.
Структура урока:
- Организационный момент. (2 мин.)
- Обобщение и систематизация знаний, подготовка идей. (15 мин.)
- Индивидуальное компьютерное тестирование. (5 мин).
- Выполнение практической работы (15мин.)
- Подведение итогов. (3 мин.)
Наглядные пособия:
- Плакат “Свойства текстильных волокон”.
- Учебное пособие “Обработка хлопка”.
- Учебное пособие “Обработка льна”.
- Мультимедийное оборудование
Раздаточный материал:
- Коллекция тканей из хлопчатобумажных волокон.
- Коллекция тканей из льняных волокон.
- Коллекция тканей для выполнения практической работы.
- Инструменты, приспособления, материалы: лупы, иглы, ножницы, линейки, портновские мелки, клей, шаблоны изделий.
Ход урока
1. Организационный момент, постановка цели
Учитель: Летом мы стараемся носить одежду из
хлопчатобумажных и льняных тканей.
Как вы думаете, почему мы это делаем?
Учащиеся (перечисляют свойства хлопка и льна): Не жарко, изделия хорошо стираются, гладятся и др.
Учитель: Сегодня мы поговорим о хлопке. Как вы думаете, где растёт хлопок?
Учащиеся (перечисляют): средняя Азия, Узбекистан и др.
Свойства хлопка: Отдельное волокно при рассмотрении представляет собой очень тонкий волосок. Природный цвет волокон хлопка – белый или кремовый, но встречаются бежевый, зелёный и другие цвета. Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Хлопок широко применяют в производстве тканей и трикотажных изделий, швейных ниток и т.д. Ткани, вырабатываемые из волокон хлопка, называют хлопчатобумажными. Ситец, сатин, бязь, батист, фланель, вельвет. Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточно длительный срок службы.
Презентация выращивания хлопка и производственный этап изготовления хлопчатобумажной ткани.
Раскрывшаяся коробочка и семя с
волокнами
Хлопок сырец
Хлопок очищенный
Хлопок прочёсанный
Ровница
Пряжа и нити
Ткань суровая
Ткань отбельная
Ткань крашенная
Учащиеся разглядывают наглядные пособия, коллекцию “Хлопок”.
– Второе натуральное волокно, с которым мы сегодня познакомимся это лён.
Свойства льна: цвет волокон льна от светло- серого до тёмно-серого. Лён обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность. Стойкость льна к свету немного выше, чем хлопка. Льняные ткани прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Из льняных тканей изготовляют летнюю одежду, постельное бельё, скатерти, салфетки и полотенца.
Презентация выращивания льна-долгунца и
производственный этап изготовления льняной
ткани.
На экране появляется таблица “Сравнительная
характеристика свойства хлопчатобумажных и
льняных тканей”
Характерные признаки определения тканей | Хлопчатобумажные ткани | Льняные ткани |
Блеск | Матовый | Блестящий |
Гладкость поверхности | Шероховатый | Гладкий |
Мягкость | Мягкая | Жёсткая |
Гладкость нитей | Пушистые | Гладкие |
Толщина волокон | Тонкие | Толстые |
Извитость волокон | Слабо извитые | Прямые |
Растяжимость по основе по утку |
Небольшая Большая |
Небольшая Небольшая |
– Какие швейные изделия шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?
Учащиеся перечисляют изделия, сшитые из хлопчатобумажных (халаты, платья, постельное бельё и т. д.) и льняных (скатерть, костюм и т. д.) тканей.
– Свойства тканей зависит от вида волокна.
– Итак, давайте разберёмся, что такое волокно?
Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. По происхождению волокна делятся на натуральные и химические. Ведь недаром в народе говорят: “ Каково волокно – таково и полотно”.
Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
Компьютерное тестирование для закрепления нового материала
Вариант 1
1. Какие изделия можно шить из хлопчатобумажных тканей:
А) постельное бельё;
Б) платье;
В) пальто.
2. Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:
А) искусственным;
Б) синтетическим;
В) натуральным.
3.Из какой ткани шьётся летняя одежда:
А) шерстяной;
Б) шёлковой;
В) хлопчатобумажной.
4. Какое растение является кустарниковым:
А) лён;
Б) хлопок;
В) хлопок и лён.
5. Какая гигроскопичность хлопчатобумажных и льняных тканей:
А) плохо впитывает влагу;
Б) хорошо впитывает влагу.
В) хлопчатобумажные ткани хорошо впитывают влагу, а льняные плохо
6. К волокнам растительного происхождения относятся:
А) хлопок и лён;
Б) шёлк и шерсть;
В) лён и шёлк.
Вариант 2
1. Волокна растительного происхождения из:
А) крапивы;
Б) льна;
В) шерсти;
Г) хлопка;
Д) цветная.
2. Какое волокно более прочное?
А) хлопковое;
Б) льняное.
3. Какие изделия можно шить из льняных тканей?
А) постельное бельё;
Б) скатерти;
В) пальто.
4. Какая ткань более гладкая?
А) хлопковая;
Б) льняная.
5. Лён – это травянистое растение
А) однолетнее;
Б) двухлетнее;
В) трёхлетнее.
6. Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные
А) ткани;
Б) нити;
В) пряжи.
Критерии оценивания:
“5” – за 6 правильных ответов.
“4” – за 4–5 правильных ответов.
“3” – за 3 правильных ответов.
“2” – за 1–2 правильных ответов.
Выполнение практической работы и её защита.
Практическую работу выполняют по 1–2 человека.
Задание:
Выбрать из предложенных образцов
хлопчатобумажные и льняные ткани.
Сделать коллекцию из х/б и льняных тканей в виде
аппликации. Представить выполненную работу в
виде мини-защиты.
Критерии оценивания:
“5” – правильность выбора ткани, эстетичность
оформления.
“4” – не все ткани выбраны правильно.
“3” – не все ткани выбраны правильно, выполнено
не эстетично.
Таким образом, каждая учащаяся получает за урок две оценки (за тестирование, за мини-защиту). Оценки объявляются.
Итог урока
Учитель: Сегодня мы познакомились с
такими волокнами, как хлопок и лён. Мы
подчеркнули, что одежда из натуральных волокон
обладает наилучшими гигиеническими свойствами,
воздухопроницаема, не создаёт на теле
электростатических зарядов. Какие будут вопросы
по теме?
Урок закончен.