Классификация текстильных волокон. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель:

  • Образовательная – обобщение и систематизация знаний по теме “Натуральные волокна” и их применение.
  • Воспитательная – формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учётом творческих и других особенностях каждого учащегося, справедливо оценивать его вклад в выполнение общего задания.
  • Развивающая – развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирования умения выявлять и предвидеть эколого-валеологические и технологические проблемы, связанные с применением различных видов текстильных волокон для изготовления одежды и находить пути их решения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: урок исследование.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Обобщение и систематизация знаний, подготовка идей. (15 мин.)
  3. Индивидуальное компьютерное тестирование. (5 мин).
  4. Выполнение практической работы (15мин.)
  5. Подведение итогов. (3 мин.)

Наглядные пособия:

  • Плакат “Свойства текстильных волокон”.
  • Учебное пособие “Обработка хлопка”.
  • Учебное пособие “Обработка льна”.
  • Мультимедийное оборудование

Раздаточный материал:

  • Коллекция тканей из хлопчатобумажных волокон.
  • Коллекция тканей из льняных волокон.
  • Коллекция тканей для выполнения практической работы.
  • Инструменты, приспособления, материалы: лупы, иглы, ножницы, линейки, портновские мелки, клей, шаблоны изделий.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели

Учитель: Летом мы стараемся носить одежду из хлопчатобумажных и льняных тканей.
Как вы думаете, почему мы это делаем?

Учащиеся (перечисляют свойства хлопка и льна): Не жарко, изделия хорошо стираются, гладятся и др.

Учитель: Сегодня мы поговорим о хлопке. Как вы думаете, где растёт хлопок?

Учащиеся (перечисляют): средняя Азия, Узбекистан и др.

Свойства хлопка: Отдельное волокно при рассмотрении представляет собой очень тонкий волосок. Природный цвет волокон хлопка – белый или кремовый, но встречаются бежевый, зелёный и другие цвета. Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Хлопок широко применяют в производстве тканей и трикотажных изделий, швейных ниток и т.д. Ткани, вырабатываемые из волокон хлопка, называют хлопчатобумажными. Ситец, сатин, бязь, батист, фланель, вельвет. Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточно длительный срок службы.

Презентация выращивания хлопка и производственный этап изготовления хлопчатобумажной ткани.

Раскрывшаяся коробочка и семя с волокнами
Хлопок сырец
Хлопок очищенный
Хлопок прочёсанный
Ровница
Пряжа и нити
Ткань суровая
Ткань отбельная
Ткань крашенная

Учащиеся разглядывают наглядные пособия, коллекцию “Хлопок”.

– Второе натуральное волокно, с которым мы сегодня познакомимся это лён.

Свойства льна: цвет волокон льна от светло- серого до тёмно-серого. Лён обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность. Стойкость льна к свету немного выше, чем хлопка. Льняные ткани прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Из льняных тканей изготовляют летнюю одежду, постельное бельё, скатерти, салфетки и полотенца.

Презентация выращивания льна-долгунца и производственный этап изготовления льняной ткани.
На экране появляется таблица “Сравнительная характеристика свойства хлопчатобумажных и льняных тканей”

Характерные признаки определения тканей Хлопчатобумажные ткани Льняные ткани
Блеск Матовый Блестящий
Гладкость поверхности Шероховатый Гладкий
Мягкость Мягкая Жёсткая
Гладкость нитей Пушистые Гладкие
Толщина волокон Тонкие Толстые
Извитость волокон Слабо извитые Прямые
Растяжимость
по основе
по утку

Небольшая
Большая

Небольшая
Небольшая

– Какие швейные изделия шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?

Учащиеся перечисляют изделия, сшитые из хлопчатобумажных (халаты, платья, постельное бельё и т. д.) и льняных (скатерть, костюм и т. д.) тканей.

– Свойства тканей зависит от вида волокна.
– Итак, давайте разберёмся, что такое волокно?

Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. По происхождению волокна делятся на натуральные и химические. Ведь недаром в народе говорят: “ Каково волокно – таково и полотно”.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

Компьютерное тестирование для закрепления нового материала

Вариант 1

1. Какие изделия можно шить из хлопчатобумажных тканей:

А) постельное бельё;
Б) платье;
В) пальто.

2. Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:

А) искусственным;
Б) синтетическим;
В) натуральным.

3.Из какой ткани шьётся летняя одежда:

А) шерстяной;
Б) шёлковой;
В) хлопчатобумажной.

4. Какое растение является кустарниковым:

А) лён;
Б) хлопок;
В) хлопок и лён.

5. Какая гигроскопичность хлопчатобумажных и льняных тканей:

А) плохо впитывает влагу;
Б) хорошо впитывает влагу.
В) хлопчатобумажные ткани хорошо впитывают влагу, а льняные плохо

6. К волокнам растительного происхождения относятся:

А) хлопок и лён;
Б) шёлк и шерсть;
В) лён и шёлк.

Вариант 2

1. Волокна растительного происхождения из:

А) крапивы;
Б) льна;
В) шерсти;
Г) хлопка;
Д) цветная.

2. Какое волокно более прочное?

А) хлопковое;
Б) льняное.

3. Какие изделия можно шить из льняных тканей?

А) постельное бельё;
Б) скатерти;
В) пальто.

4. Какая ткань более гладкая?

А) хлопковая;
Б) льняная.

5. Лён – это травянистое растение

А) однолетнее;
Б) двухлетнее;
В) трёхлетнее.

6. Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные

А) ткани;
Б) нити;
В) пряжи.

Критерии оценивания:

“5” – за 6 правильных ответов.
“4” – за 4–5 правильных ответов.
“3” – за 3 правильных ответов.
“2” – за 1–2 правильных ответов.

Выполнение практической работы и её защита.
Практическую работу выполняют по 1–2 человека.

Задание:
Выбрать из предложенных образцов хлопчатобумажные и льняные ткани.
Сделать коллекцию из х/б и льняных тканей в виде аппликации. Представить выполненную работу в виде мини-защиты.

Критерии оценивания:

“5” – правильность выбора ткани, эстетичность оформления.
“4” – не все ткани выбраны правильно.
“3” – не все ткани выбраны правильно, выполнено не эстетично.

Таким образом, каждая учащаяся получает за урок две оценки (за тестирование, за мини-защиту). Оценки объявляются.

Итог урока

Учитель: Сегодня мы познакомились с такими волокнами, как хлопок и лён. Мы подчеркнули, что одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами, воздухопроницаема, не создаёт на теле электростатических зарядов. Какие будут вопросы по теме?
Урок закончен.