СУБД. Сложные условия поиска

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: освоение построения сложных условий для поиска информации в БД.

Задачи урока:

  • обучающие закрепление пройденного материала, формирование знаний учащихся об объектах СУБД, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД, контроль уровня знаний и умений учащихся по темам «Создание, ведение и использование БД», «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»;
  • развивающие - развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
  • воспитательные - достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе, работа над повышением грамотности устной речи, правильного использования компьютерных терминов.

Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования знаний и умений.

Оборудование урока: компьютеры, мультимедиа проектор.

Программное обеспечение: Windows XP, MS Office, программа для работы с базами данных MS Access, учебная база данных “Strana”(приложение 1);

Методическое обеспечение урока:презентация по теме урока, подготовленная в Power Point, дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия (см. приложения).

План урока

  1. Приветствие. Коррекция внимания. Объявления темы урока.
    Запись в тетрадь темы.
  2. Повторение. Опрос выборочных учащихся.
    Просмотр записанного материала в тетради. Поиск ответов на вопросы учителя. Погружение в учебный материал. Включение учащихся в диалог.
  3. Объяснение новой темы.
    Запись в тетрадь нового материала. Выделение главных моментов объяснения.
  4. Демонстрация с помощью проектора возможных примеров.
    Осмысление нового материала. Сосредоточенность на разборе приведённых примеров.
  5. Выполнение групповых заданий на ПК
    Правильность записи условий поиска информации. Возможные варианты решения задачи. Участие в обсуждении.
  6. Вопросы учащихся и разъяснения учителя.
    Детальный разбор возможных ошибок при записи условий. Исправление ошибок. Осмысление приведённых примеров.
  7. Выполнение индивидуальных заданий на ПК.
    Поиск информации в учебной СУБД. Правильная запись условий. Исправление возникающих ошибок. Запись ответов в тетрадь.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Повторение

Как вы помните, основной задачей работы БД является поиск информации. Информацию можно искать визуально, просматривая всю таблицу. Но при большом объёме таблицы велик риск пропуска интересующей информации. Для проведения надёжного поиска служат запросы. Описание запроса в общем случае включает:

  • источник информации (одна или несколько таблиц)
  • список нужных полей
  • условия поиска

Вопросы для проверки знаний:

  • Что такое поле таблицы в базе данных?
  • Что называется структурой БД?
  • Как создать запрос для поиска информации?
  • Как просмотреть уже существующий запрос?
  • Какие операции используются для записи условий поиска?

Объяснение новой темы

Кроме простых условий, в БД Access можно установить сложные условия поиска. Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых, соединённых между собой логическими операциями AND, OR, NOT.

Например,

В учебной базе Strana (см. приложение 1) найдём все африканские страны с приростом населения больше 2.

Здесь два простых условия:

  1. поле континент = «АФРИКА»
  2. поле прирост населения > 2

Для записи такого условия используется логическая операция AND. Таким образом, правильная запись условия будет следующая:

поле континент = «АФРИКА» AND поле прирост населения > 2

Напоминаю, что числовые константы записываются как есть, а текстовые в кавычках. Правильно задать условия поиска можно с помощью встроенного построителя условий. Для задания условия необходимо установить курсор на строку «Условие отбора»


Рисунок 1.

И правой кнопкой мыши выбрать команду Построить.


Рисунок 2.

Затем, выбрать нужную таблицу, поля и задать сложное условие, с использованием логических операций.


Рисунок 3.

Проверьте правильность записи и выполните запрос.

После его сохранения откроем новый запрос и убедимся, что найдены только африканские страны с приростом населения > 2.


Рисунок 4.

Демонстрация с помощью проектора примеров.

Перейдём к выполнению самостоятельного задания на компьютере. Демонстрация задания с помощью проектора для обсуждения и его выполнения на компьютерах.

Найдите все страны ЕВРОПЫ, говорящие на АНГЛИЙСКОМ языке.

Обсуждение различных путей решения.

Это сложное условие, состоящее из двух простых:

  1. Континент=«ЕВРОПА»
  2. Государственный язык=«АНГЛИЙСКИЙ»

Для правильного написания условия используется логическая связка И (AND)

Континент=«ЕВРОПА» AND Государственный язык=«АНГЛИЙСКИЙ»

Проверка результатов поиска. При возникновении ошибок их исправление.

Выполнение групповых заданий на ПК.

Разделение учащихся на 4 группы для решения заданий по поиску в группе. Демонстрация групповых заданий с помощью проектора.

  1. Найти все страны, название которых начинается на букву “К” с площадью меньше 500.
  2. Найти Африканские государства, у которых государственный язык “ФРАНЦУЗСКИЙ” и столица начинается на "Б".
  3. Найти все государства в Америке или в Азии, говорящие по арабски.
  4. Найти все Азиатские страны, площадь которых не превышает 60

Вопросы учащихся и разъяснения учителя.

Контролирование выполнения заданий учащимися. Помощь при затруднении записи сложных условий. Самостоятельный поиск ошибок. Проверка результатов по одному представителю от группы.

Выполнение индивидуальных заданий на ПК.

Выдача индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения (см. приложение 2).

Выполнение и сдача учителю для проверки.

Подведение итогов урока.

Итак, мы освоили одну из основных функций работы с БД. Научились правильно составлять сложные условия для поиска информации. Находить и исправлять ошибки, возникающие при записи запроса. Правильный и грамотный поиск информации – это ключ к успеху!