Место проведения: школа, библиотека, клуб.
Аудитория: учащиеся школ, родители, приглашенные гости.
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, микрофон, музыкальная установка, колонки.
Сувениры и подарки: календарики и открытки с видами Москвы, фотографии дореволюционной Басманной слободы, книги.
Сопровождающие материалы: программа мероприятия, вопросник по викторине «Наш район в прошлом веке», грамоты на команду за 1, 2, 3 место в Брейн-ринге «Транспорт», Грамота «Лучшему краеведу», грамоты за участие в выставке «Наш район в прошлом веке», ручки, листы ответов для Брейн-ринга.
Выставка «Наш район в прошлом веке»: Перед началом мероприятия проходит выставка фотографий, гравюр с элементами викторины.
Материалы выставки: фотографии дореволюционной Басманной слободы в паспарту, в виде листа из старинного фотоальбома с номерами вопросов по викторине, стилизованы под старину.
Во время осмотра выставки «Наш район в прошлом веке»звучат песни о Москве, всем желающим раздаются программа мероприятия, вопросник по викторине.
Ход мероприятия
На экране фотографии, рисунки, гравюры старинной Москвы.
Ведущий читает стихотворение:
Москва
Ф. Глинка
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град! [4]
Песня о Москве: «Москвичка».
Фильм-рассказ об истории Москвы и Басманного района. (Интересные факты и события). Демонстрация презентации:
Сл. 1 Предлагаем вам, отправится в небольшое путешествие по знакомой и забытой Москве, в т.ч. по Басманному району.
Сл. 2 Владимир Гиляровский. Москва и москвичи.
«…Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала (Сл. 3), и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом.
Мы шли со своими сундучками за плечами. Иногда нас перегоняли пассажиры, успевшие нанять извозчика. Но и те проехали. Полная тишина, безлюдье и белый снег, переходящий в неведомую и невидимую даль. Мы знаем только, что цель нашего пути – Лефортово, или, как говорил наш вожак, коренной москвич, "Лафортово".
– Во, это Рязанский вокзал (Сл. 4)! – указал он на темневший силуэт длинного, неосвещенного здания со светлым круглым пятном наверху; это оказались часы, освещенные изнутри и показывавшие половину второго.
Миновали вокзалы, переползли через сугроб и опять зашагали посредине узких переулков вдоль заборов, разделенных деревянными домишками и запертыми наглухо воротами. Маленькие окна отсвечивали кое-где желто-красным пятнышком лампадки... Темь, тишина, сон беспробудный.
Вдали два раза ударил колокол – два часа!
– Это на Басманной (Сл. 5). А это Ольховцы... (Сл. 6) – пояснил вожатый. И вдруг запел петухом:
Ку-ка-ре-ку!..
Мы оторопели: что он, с ума спятил?
А он еще...
И вдруг – сначала в одном дворе, а потом и в соседних ему ответили проснувшиеся петухи. Удивленные несвоевременным пением петухов, сначала испуганно, а потом зло залились собаки. Ольховцы ожили. Кое-где засветились окна, кое-где во дворах застучали засовы, захлопали двери, послышались удивленные голоса: "Что за диво! В два часа ночи поют петухи!"
Мой друг Костя Чернов залаял по-собачьи; это он умел замечательно, а потом завыл по-волчьи. Мы его поддержали. Слышно было, как собаки гремят цепями и бесятся.
Мы уже весело шагали по Басманной (Сл. 7), совершенно безлюдной и тоже темной. Иногда натыкались на тумбы, занесенные мягким снегом. Еще площадь. Большой фонарь освещает над нами подобие окна с темными и непонятными фигурами.
Это Разгуляй, а это дом колдуна Брюса (Сл. 8), – пояснил Костя.
Так меня встретила в первый раз Москва в октябре 1873 года…» [3]
Колдун Брюс.
Граф Яков Вилимович Брюс – прямой наследник шотландского престола был инженером, математиком, астрономом, знахарем, топографом, военным, политиком, дипломатом. И, по словам современников – колдуном. В 14 лет он говорил на трех языках, знал математику и астрономию. В 16 лет Брюс записался в потешные войска, которые создавал Петр Первый. Молодой государь, рвавшийся к знаниям, выделил просвещенного шотландца. Заступив на службу к Петру, Брюс стремительно поднимался по карьерной лестнице. Он возглавил всю русскую артиллерию, в тридцать лет получал чин генерал-фельдцейхмейстера, участвовал во всех военных походах царя. Петр брал просвещенного иноземца на важные дипломатические переговоры. Яков Брюс стал первым кавалером главной награды империи – ордена Андрея Первозванного.
Брюса похоронили в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе.
Его могила была уничтожена при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени. Интересный факт – кирха Св. Михаила в Немецкой слободе – единственная уничтоженная большевиками кирха в Москве. На ее фундаменте построена башня авиационного завода.
В народе существует предание о Волшебных часах Якова Брюса. (Сл. 9)
Сперва Брюс сделал волшебные часы по приказу Петра Великого перед самой смертью царя. Они будто бы показывали, где золото искать и когда войну начинать. Но те первые часы где-то в Питере затерялись. А потом один богатый барин с Разгуляя Брюсу такие же заказал. Долго колдовал Брюс над часами, но, когда сделал их, заказчик уже помер. А наследники его над колдуном только посмеялись и платить за работу не стали.
Рассердился тогда Брюс и сказал: "Пусть будут прокляты эти часы и только плохое показывают". И говорят, что перед революциями и войнами камень, из которого сделали часовую доску, становился кроваво-красным.
На самом деле в конце XVIII и начале XIX века этот дом на Разгуляе принадлежал графине Мусиной-Пушкиной-Брюс, жене известного археолога и библиофила – графа А.И. Мусина-Пушкина. Владение занимало около 90 га и было застроено мелкими одно- и двухэтажными зданиями. Но на Разгуляй выходил большой каменный дом с монументальным портиком классического стиля, построенный М.Ф. Казаковым (в сильно измененном виде он сохранился до наших дней). Аббат Сюрюг, настоятель французской церкви в Москве, устроил на этом доме солнечные часы, снятые с его фасада лишь в 1920-х годах.[6]
Кто-нибудь знает что такое – тротуарная тумба? (Сл. 10-11)
Это один из самых «бытовых» и самых характерных элементов городского благоустройства старой Москвы.
В наши дни подавляющее большинство тротуаров немного возвышается над проезжей частью улиц и отграничены от них бордюрным камнем. Ни высота тротуара, ни бордюрный камень почти не составляют препятствия для транспорта, чем успешно пользуются недисциплинированные водители, взявшие за правило парковаться на тротуарах. Ещё хуже, если водитель вдруг не справился с управлением. Тогда его автомобиль с разгона выносит на тротуар, и последствия этого могут быть самыми печальными.
В Москве более 100 лет назад все было не так.
«Тротуар – часть улицы вдоль строений, предназначаемая для пешеходов, отделяемая от средней проезжей части столбиками (тумбами) и выстилаемая досками, торцом, плитняком, асфальтом», – так характеризует эту запретную для экипажей территорию «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».
Итак, тумба – это столбик, стоящий на краю тротуара. Причем не просто стоящий, а глубоко и надежно вкопанный, поскольку главным его предназначением было защитить пешехода, если проезжающие мимо сани или пролётку вдруг заносило на тротуар.
На окраинах Москвы и в пригородах тумбы иногда были, действительно, деревянными столбиками, но в самом городе, начиная с XVIII столетия, стали устанавливать массивные каменные тумбы, вытесанные из прочных кварцевых песчаников, которые добывались у Лыткарино и Котельников (современный Люберецкий район). Надземная часть каменной тумбы представляла собой тщательно обработанный усеченный конус высотой примерно по колено взрослого человека. Подземная часть имела в сечении квадрат, была чуть короче, но значительно шире надземной, и отесана довольно грубо. Будучи надежно вкопана на краю мостовой, такая тумба спокойно выдерживала удар любого, даже самого тяжелого транспортного средства.
Кроме основного, у такой тумбы были и другие предназначения.
Их ставили на углах перекрестков, чтобы не позволить нерадивым возчикам эти углы срезать почем зря.
Тумбы вкапывали при въезде в ворота или подворотню, чтобы защитить их от полозьев и колёс.
Кучера и извозчики обматывали вокруг них поводья, чтобы лошадь не убрела.
Во время больших праздников на ночных улицах устраивали иллюминацию. Её важной составной частью были плошки с салом и горящим фитилем, которые расставляли именно на тротуарных тумбах.
Уставший, подвыпивший или, к примеру, ремонтирующий свою обувь у уличного сапожника пешеход мог присесть на тротуарную тумбу и отдохнуть («Тарара... бумбия... сижу на тумбе я...» – эту русскую переделку популярной парижской шансонетки напевает Чебутыкин в чеховских «Трех сестрах»; на тротуарную тумбу Ф.М. Достоевский усаживает пьяного Трусоцкого в «Вечном муже»).
Кроме того, на верхушку тумбы при необходимости можно было поставить тяжелый саквояж или другую поклажу.
Ну и, наконец, пробегающей по улице собаке всегда было где отметиться.
В наши дни, чудом сохранившиеся каменные тумбы еще можно увидеть у Старого Монетного двора, у дома Хлебникова на углу Маросейки и Армянского переулка (Сл. 12) и у здания Московского университета на Моховой.
Словом, московская тротуарная тумба была вещью нужной и полезной во всех отношениях. Не сомневаюсь, что Москва, утратив с годами этот элемент уличного благоустройства, очень многое потеряла, ничего не получив взамен.[8]
Герб Басманного района (Сл. 13).
Щит московской формы. В красном поле щита золотой, украшенный орнаментом пояс. В верхней части – золотой почтовый рожок. В нижней – хлеб натурального цвета с золотой солонкой. Под щитом на золотой ленте надпись красными буквами "Басманный".
Красный цвет щита ассоциируется с термином "красный", "красивый". Район Басманный является сосредоточением прекрасных дворянских и великокняжеских усадеб, а также в прошлом и настоящем является центром интеллектуальной жизни Москвы.
Золотой пояс напоминает о ювелирном ремесле – басмении (тиснении по золотым и серебряным пластинам).
Золотой почтовый рожок обозначает Главный Московский почтамт, находящийся на территории района с 1700 года (Сл. 14).
Хлеб (басман) с золотой солонкой символически отображает производство на территории района с 17 века хлеба к царскому столу. Басманом в XV-XVI веках на Руси назывался хлеб, выпекаемый для царского двора.
Золото в геральдике является символом богатства, справедливости, великодушия, могущество, знатность, постоянство.[2]
Басманный район (Сл. 15).
Район «Басманный» расположен в северо-восточной части Центрального административного округа Москвы и граничит с районами «Красносельский», «Таганский», «Китай-город». Застройка района исторически сложившаяся, плотная. В центральной части района постройки дореволюционные, а также 30-60-х годов. Промышленные предприятия тесно срослись с селитебной территорией, часть из них не имеет требуемых санитарно-защищенных зон. На территории протекает река Яуза и ее притоки – Ольховка, Чечера, Черногрязка.
Площадь всей территории района составляет 816 га. Дорожная сеть представлена 129 улицами, площадью 1149 тыс. кв. м., а территорию района пересекают 15 автомагистралей городского назначения с интенсивным автотранспортным потоком по улицам Земляной вал, Бакунинская, Ст. Басманная, Рубцовская наб. и др. Общая площадь зеленых насаждений составляет 75 га. – это 47 скверов, 2 парка и дворовые посадки. Основные места массового гулянья населения – Сад им. Баумана, Чистопрудный и Покровский бульвары.[1]
Музыкальное поппури из песен о Москве с фотографиями, рисунками Москвы. (1. «Я шагаю по Москве», 2. «Московские окна»). Поют все вместе.
Музыкальный брейн-ринг по теме «Транспорт». Звучат отрывки из популярных отечественных песен, в которых упоминается какой-либо вид транспорта (велосипед, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, автомобиль, пароход, сани и т.д.). Участники брейн-ринга должны за 1 минуту вспомнить, о каком транспорте поётся в песне, и принести лист ответа в жюри. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Поём все вместе: «Александра», «Моя Москва».
Подведение итогов брейн-ринга и викторины по выставке, награждение победителей и участников.
Заключительное стихотворение читает ведущий:
Хочется закончить наше мероприятие стихотворением Г. Горбовского:
Ночь морозная. Иней укутал траву.
Пыль веков на державном граните.
Заклинаю в ночи: берегите Москву!
Храм истории нашей храните.
Долговязые краны над старой Москвой.
На холмах что ни день, то обнова.
Берегите Москву, каждый камень живой,
каждый выступ лица дорогого.
Я давно уже истиной этой живу.
И какая б над миром ни шлялась погода,
я друзьям говорю: "Берегите Москву.
Это главная наша забота."
За грядою домов начинает светать.
Белый пар над прохожими вьется...
Берегите Москву. Ей стоять и стоять.
Мы проходим... Она – остается. [5]
Список литературы:
- Басманный район // История района. www.basman.ru/page/3
- Герб Басманного района // Символика www.basman.ru/page/2
- Гиляровский В.А. Собрание в четырех томах, т. 4. – М.: Правда, 1989.
- Глинка Ф. Москва. // Стихи о Москве. www.nanya.ru/articles/10516.html
- Горбовский Г.Я. Ночь морозная. Иней укутал траву… // Стихи о Москве. www.nanya.ru/articles/10516.html
- Грачева И. Яков Брюс. Реальность и легенды. // Наука и жизнь. www.nkj.ru/archive/articles/10415/
- Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М.: Сварог и К, 2001.
- Станюкович А. Фандоринская Москва. – М.: «Захаров», 2008.