Цели: привитие интереса к предмету, расширение знаний о хозяйстве. населении и традициях Франции.
Ход мероприятия
За несколько недель до мероприятия учащиеся 11-го класса делятся на команды и им даётся опережающее задание для самостоятельной работы:
- Изучить различные печатные материалы о Франции;
- Подготовить 3 вопроса команде сопернику о изучаемой стране;
- Подготовить номер художественной самодеятельности (французскую песню, танец, сценку, стихотворение);
- Приготовить одно французское блюдо.
В самом начале мероприятия прослушивается
гимн Франции и учитель рассказывает о том, почему
в 2010 году в России отмечают год Франции.
Проводится викторина о Франции, которая
сопровождается презентацией.
Слайд 1–3. См. Приложение 1, Приложение 2
I. Общие вопросы о Франции
- Откуда пошло название Франции? (От франков, захвативших эту территорию в V веке.)
- Какую геометрическую фигуру напоминает французская территория? (Неправильный шестиугольник.)
- Назовите историческую денежную единицу и ту денежную единицу, которой пользуются сейчас во Франции. Объясните причину действия современной денежной единицы. (Раньше – франк, сейчас – евро, так как Франция входит в состав Европейского Союза.)
- Найди на слайде презентации флаг Франции. Что обозначают его полосы? (Отражает девиз Франции со времён революции: “Свобода, Равенство, Братство!”. Флаг под буквой –Г.)
Слайд 4
II. Вопросы о географическом положении, форме правления и природе Франции
- Не пользуясь картой назови соседей Франции:
А) На Северо-Востоке (Бельгия, Люксембург, Германия.)
Б) Востоке – (Германия, Швейцария.)
В) На Юго-Востоке – (Монако, Италия.)
Г) На Юго-Западе – (Испания, Андорра.)
- Назови к каким морям и заливам имеет Франция выход? (Юг – Средиземное море, Восток Бискайский залив Атлантического океана.)
- Какие горы расположены на юге Франции и отделяют её от Испании? (Пиренейские.)
- Горы на юго-восточной окраине страны? (Альпы.)
- Назови самую длинную реку Франции. (Луара.)
- Река на которой стоят города Арль, Авиньон, Лион. (Рона.)
- Самое крупное озеро, на границе со Швейцарией. (Женевское озеро.)
- Какой средиземноморский остров, расположенный недалеко от берегов страны, принадлежит Франции. Остров знаменит вересковым мёдом, вендеттой и тем, что здесь родился Наполеон. (Корсика.)
- Назови заморские департаменты Франции. (Гваделупа, острова Сен – Пьер и Микелон, Мартиника, Гвиана, Новая Каледония, Французкая полинезия, Кергелен, Уоллис, Фортуна.)
- Назовите форму правления Франции. (Суверенная унитарная демократическая республика.)
- Штаб-квартиры каких международных организаций находятся во Франции? (ЮНЕСКО – Париж; Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСТ – Париж; Интерпол – Лион; Международное бюро мер и весов МБМВ.)
- Какой праздник совпадает по дате и названию во Франции и России? (1 мая.)
- Какой город возник на месте древнеримского поселения Лютеция, а в 3–4 веках он назывался Паризия? (Париж.)
- Назови город – курорт и город кинофестивалей, где отдыхают самые богатые люди планеты. (Ницца и Канны.)
III. Вопросы о населении Франции
- К какой национальности относится 90% населения Франции? (Французы.)
- К какой языковой семье и группе относится французский язык? (Индоевропейская семья, романская группа.)
- Назови языки, кроме французского, на которых говорят во Франции? (Окситанский или провансальский, бретонский, каталанский, баскский, корсиканский, немецкий.)
- Во Франции отрицательный естественный прирост. Почему же не смотря на это, здесь наблюдается высокая численность населения. (Франция занимает 2-е место в Европе по числу мигрантов, прибывших в страну.)
- Назови религию, которая преобладает по количеству верующих во Франции. (Католики.)
- Где во Франции можно до сих пор услышать Кельтский язык и увидеть памятники древней кельтской цивилизации, среди которых выделяются менгиры, каменные монолиты, поставленные в вертикальное положение. (Бретань – Карнак.)
Слайд 5
IV. Знаменитые французы
На слайдах презентации появляются портреты знаменитостей Франции. Ученики должны отгадать, кто это, музыкант, писатель и т. д., и что он сделал.
- Кардинал Решелье. (Великий кардинал Франции, который обладал огромным влиянием на Людовика 13.)
- Генрих 14. (Король – солнце, ставший у престола в 5 лет, в 22 года он взял власть в свои руки и ввёл в стране абсолютную монархию.)
- Наполеон. (Восстановив порядок после французской революции, он принял попытку изменить Европу, но потерпел неудачу.)
- Зинедин Зидан. (Игрок сборной Франции по футболу.)
- Эмиль Золя. (Автор книг “Чрево Парижа” и “Жерминаль”.)
- Жак Ив Кусто. (Исследователь Мирового океана..)
- Эдит Пиаф. (Певица.)
- Мария Кюри. (Известный математик, физик и химик, которая основала институты Кюри в Париже.)
- Луи Пастер. (Микробиолог.)
- Шарль де Голль. (Президент.)
- Виктор Гюго. (Писатель.)
- Камиль Сен-Санс. (Композитор.)
Достопримечательности Франции.
V. Вопросы о хозяйстве Франции
- Назовите отрасли специализации промышленности Франции. (Машиностроение, химическая промышленность, чёрная металлургия, цветная металлургия, производство одежды, обуви, косметики, вин и сыра.)
- Какая автомобильная фирма впервые в мире применила косозубые шестерни, более надёжные, чем прямозубые, обеспечивающие плавную передачу? Эмблема этой фирмы – два ряда косых зубьев, в стране их называют “двойной шеврон”. (“Ситроен”.)
- В каком из Французских городов впервые в мире ввели официальные автомобильные номера? (Париж.)
- На чём специализируется сельское хозяйство Франции? (Преобладает мясомолочное животноводство. В растениеводстве преобладает выращивание зерновых, винограда, разведение устриц.)
VI. Вопросы соперникам
Слайд 6
VII.Французские достопримечательности
На слайде презентации показаны французские достопримечательности. Учитель даёт описание какой-то из них, а учащиеся отгадывают о чём речь.
- Этот дворец начал строить Людовик XIV в 1664 году, вырос он на месте старого охотничьего домика Людовика XIII.. Здесь виртуозно соединены лучшие черты классицизма и барокко, гармонично вписаны здания в их природной окружение – великолепный парк. Эмблемой Людовика XIV было Солнце. Поэтому устройство дворца также напоминает гелиоцентрическую систему – анфилады, круговые маршруты к центру – парадной королевской спальне. (Версаль.) (Д).
- Планировка этого аббатства нетипична. Она изначально определялась формой скалы и дефицитом строительных площадей. Монахи вынуждены были разместить элементы архитектурного комплекса друг над другом. Вершиной этого своеобразного средневекового “небоскреба” стали церковь аббатства. Как называется это аббатство? (Аббатство в Сен-Мишель.) (А)
- Один из старейших и наиболее богатых музеев мира. На протяжении столетий он был крепостью, тюрьмой, резиденцией французских королей и академией. (Лувр.) (В).
- Это старинная церковь Франции. О которой написал целое произведение Виктор Гюго. (Собор Парижской Богоматери.) (Е).
- Этот 300 метровый объект построен к одной из промышленных выставок. Назван в честь конструктора, который его сделал. Задумывался как временное сооружение – башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) её спасли. (Эйфелева башня.) (Б).
- Сооружена в 1806–1836 по распоряжению Наполеона архитектором Жаном Шальгреном. С верхней террасы этого объекта открывается т изумительный вид на площадь Звезды. (Триумфальная арка.) (Г).
Слайд 7
VIII. Французская кухня
- Приятель Пушкина Шереметьев пожаловался ему, приехав из Парижа: “Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, не допросишься….”. Чего же ежедневно потребляемого нашими соотечественниками, по словам Шереметьева, нельзя допроситься в Париже? (Чёрного хлеба.)
- Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт – французское причастие от глагола со значением “убирать кушанья со стола”.)
- Известно, что после того, как в россияне сфотографировали обратную сторону луны, то по завещанию одного француза в России получили вагон чего-то…
А) вагон вина;
Б) вагон фотоплёнки;
В) вагон сыра;
Г) вагон духов.
Выберите правильный ответ. (Вагон сыра.)
- Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто “палка”. (Батон.)
- У нас гурманом называют тонкого ценителя изысканной пищи. А кого во Франции называют гурманом? (Как ни странно, любителя простой, но обильной пищи.)
- Какой деликатес во Франции отыскивают свиньи? (Грибы трюфели.)
- Шардоне, Совиньон, Блан, Каберне – что это, откуда они получили свои названия? (Это сорта вин, которые получили свои названия по сортам винограда.)
- Какой французский город считается столицей виноделия и виноторговли? (Бордо.)
- Мясо каких живых существ в России не употребляется, а во Франции считается излюбленным блюдом? (Лягушачьи лапки.)
- Какому городу обязан своим названием соус майонез? (г. Майон.)
- Какой излюбленный новогодний салат придумал француз? (Салат оливье.)
- В Германии славится “Саксонское”, в России “Вологодское”, а во Франции “Нормандское”. О каком продукте идёт речь? (Сливочное масло.)
Слайд 8
IX. Слова французского происхождения
- Приём пищи стоя. (Фуршет.).
- Приглушитель света. (Абажур).
- Передвижение шаров с помощью кия. (Бильярд.)
- Деталь одежды в виде крепящегося к вороту головного убора. (Капюшон.)
- Мужские духи. (Одеколон.)
- Нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики. (Макияж.)
X. Франция в загадках
- Про первое слыхали с детства все мы,
Ведь то планета Солнечной системы.
Потом на праздник ярко наряжают.
А целое есть город, крупный порт,
Во Франции, где Рона их течёт. (Марс + ель = Марсель.)
- Первое, ребята, это лес,
Тот, где только сосны до небес.
А второе – как кому охота –
Есть предлог, приставка или нота.
Всё же вместе – это город,
Но не русский, не английский,
Не немецкий, а французский. (Бор + до = Бордо.)
- Первое – летучая вода,
В бане русской встретится всегда.
А второе – есть машины марка,
Из российского, ребята, автопарка.
Всё же вместе – Франции столица,
Этот город модницам всем снится. (Пар + иж = Париж.)
- Взглянув на карту, ты узнаёшь,
Что я – французская река.
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька. (Рона – нора.)
- Назовите Французский город на реке Луара, носящий имя горного кавказского козла. (Тур.)
- Переставь в слове ИСКОРКА буквы так, чтобы получилось название французского острова в Средиземном море. (Корсика.)
XI. Дегустация французских блюд, приготовленных командами
XII. Команды демонстрируют номера художественной самодеятельности
XIII. Подведение итогов
Используемая литература и сайты интернета:
- Агеева И.Д.