…Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка… В.А. Сухомлинский. |
В программах по трудовому обучению аппликация занимает по праву достойное место. Техника аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, понимания цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии.
Выполнение аппликаций заставляет детей рассматривать окружающий мир, наблюдать происходящие в нём изменения.
Аппликация – способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги и других материалов.
Широко используется аппликация в декоративно-прикладном искусстве для создания кашпо, ковриков, занавесей.
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашивании их на другом материале, принятом за фон.
Различные виды аппликации из бумаги можно представить следующим образом:
- по содержанию: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая;
- по количеству используемых цветов: силуэтная, цветная;
- по наличию симметрии: симметричная, ассиметричная;
- по форме: геометрическая, негеометрическая;
- по форме прилегания к поверхности: плоская, объёмная;
- по количеству деталей: целыми силуэтами, раздробленная на части, мозаика;
- по способу прикрепления деталей: однослойная, многослойная
- кроме того, отдельным видом работ выделяют аппликации из ткани и природного материала.
Сочетание этих видов аппликаций в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание кашпо, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещений, одежды, поделок и т. д. Эта классификация даёт представление о богатстве изобразительно-выразительных средствах аппликации и позволяет представить её возможности.
Планируя занятия, необходимо учитывать общий уровень подготовленности детей, наличие материалов и инструментов. Учитель должен стремиться, чтобы все изделия, выполненные детьми, имели аккуратную и красивую отделку. Помогая выбрать мотив или сюжет для аппликации, необходимо учитывать не только сложность операций и закреплённых навыков, но и ожидаемое качество выполнения работы, с тем, чтобы по достоинству оценить труд учащихся. Задания необходимо составлять на основании программы по трудовому обучению.
После выбора заданий необходимо подобрать материальное оснащение для данного занятия, продумать подготовку рабочих мест.
Материалы, инструменты и приспособленияБумага
Это основной материал для выполнения аппликаций
в начальной школе. В наборах цветной бумаги часто
встречаются красный, синий, зелёный, жёлтый,
чёрный цвета. Реже встречаются розовый, бордовый,
голубой, оранжевый и др. Надо учитывать, что в
одних наборах цвета яркие, сочные, насыщенные, в
других – тусклые, мрачные, много “грязных”
оттенков. Хорошо получаются аппликации из
бархатной бумаги, но при работе с ней, необходимо
помнить, что её надо склеивать в несколько слоёв.
Картон
Отличными качествами обладает тонкий, глянцевый
картон, который можно легко сгибать, вырезать,
клеить.
Карандаш
При выполнении эскизов применяют карандаш
средней твёрдости. Работают только правильно
заточенным карандашом.
Резинка
Для работы выбирают мягкую резинку.
Ножницы
Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие,
острые ножницы. Удобно и аккуратно можно
вырезать ножницами размером от оси до
закругления 60-80 мм. Лезвия ножниц должны свободно
раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем
винте.
Клей
Большое значение при выполнении аппликации
имеет качество клея. Самым лучшим и удобным для
работы является синтетический клей ПВА.
Шаблон
Для его изготовления контур необходимой
детали рисуют на тонком картоне и вырезают точно
по линии карандаша. При обводке шаблона грифель
карандаша плотно прижимают к краю шаблона, помня,
что при обводке ошибка может достигнуть 2–3 мм и
сильно изменить силуэт.
На каждом уроке необходимо приучать детей к сознательному выполнению техники безопасности и санитарной гигиены.
Основные правила при выполнении аппликации
- Во время работы бать внимательным и аккуратным.
- Быть осторожным с колющими и режущими инструментами, шилом. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.
- Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.
- Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.
- Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения учителя.
- Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.
- Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам
- Не вытирать глаза грязными руками.
Обязательным требованием уроков является: соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструментов, цветной бумаги, предотвращение потёков клея на столах, экономия материалов, сборка их отходов.
При осознанном выполнении всех правил культурного поведения на рабочем месте учащиеся работают точно, аккуратно, уделяя основное внимание творческому выполнению работы.
Предлагаю вам разработку одного из уроков на заданную тему.
Тема
: “Аппликация орнамента”Цель:
- познакомить детей с народным творчеством, созданием народных орнаментов;
- научить различать элементы узора, их форму, расположение , цветовую гамму;
- развивать чувство формы, цвета, ритма;
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование: таблицы с построением орнамента, две картины – цветная и чёрно-белая.
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, двойные листы из тетради, ножницы, клей, карандаш.
Изучаемые понятия: аппликация, орнамент, эскиз, ритм, элементы.
Литература:
- Программы общеобразовательных учреждений – 2004.
- Орнаменты народов мира. Практическое пособие./Сост.: сопроводительный текст С.Ю. Афонькина, Е.Ю. Афонькина.-СПБ. Кристалл, 1998/
- Щербинкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе.1983г.
Технологическая карта урока
№ пп |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент. | ||
2. | Проверка готовности детей к уроку. | Сообщает, что понадобится на уроке. | Проверяют свою готовность к уроку. |
3. | Сообщение темы и постановка целей урока. | Сообщает тему и цели урока | |
Вступительная беседа. | Орнамент-украшение. Ещё в
глубокой древности люди рисовали на стенах пещер
всё, что их окружало. Затем стали простыми
рисунками украшать свою одежду, посуду. Древние
народы жили в различных условиях: в лесах, горах,
их окружали разные растения и животные. И
рисунки, украшавшие их быт, были на них похожи.
Рисунки эти чередовались в определенном ритме.
Так появились национальные орнаменты. Вспомните
ковры, которые вы видели во время экскурсии в
музей. Каждый из них имеет очень много композиций
узоров, которые состоят из отдельных маленьких
фигур – элементов. – Уточняет, как учащиеся понимают понятия “орнамент”, “ритм”, “элементы” |
Отвечают на вопросы учителя. | |
4. | Анализ образца. Азербайджанский орнамент. |
– Внимательно рассмотрите узор на
таблице. Определите, из скольких элементов он
состоит. – Рассмотрите многоугольник. Что о нём можно сказать? Из скольких фигур он состоит? – Как вы думаете, что можно украсить таким орнаментом? |
Отвечают на вопросы учителя |
5. | Опыты и наблюдения. | – Рассмотрите картины. Какая из них вам
нравится больше и почему? – Какие цветовые сочетания вы видите? – Подумайте, какие цветовые сочетания вы будете использовать в своей работе. -Вспомните, какие ещё сочетания встречаются в природе. |
Отвечают на вопросы учителя, приводят свои примеры. |
6. | Инструктаж и практическая работы. | Размеры: Сторона квадрата – 20 мм План работы: 1) На листке в клетку выложить эскиз. А) провести верхнюю полосу шириной, равной
стороне большого квадрата. 2. Выполнение аппликации. – Можно усложнить предложенный орнамент другими геометрическими фигурами или украсить его цветами. Критерии оценки: Правильное построение геометрических фигур; |
Выполняют аппликацию. |
7. | Анализ и оценка работ. | – Что получилось? – Что не получилось? – Что понравилось больше всего? – Что бы хотелось изменить? – Довольны ли полученным результатом? |
Совместно с учителем анализируют свои работы и работы своих товарищей. |
8. | Уборка рабочих мест. | Осуществляет контроль. | Убирают свои рабочие места. |