В настоящее время вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
В современной психологии существует две точки зрения на творчество.
- Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)
- Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту, т.е. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной важностью.
Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: Там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то здесь выступает творческое мышление.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.
Эти все особенности характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.
Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин – является метод проблемно-диалогического обучения. Его суть заключается в следующем. Перед школьниками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемно-диалогическое обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Огромное значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес подталкивает школьников к появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
Развивать творческие способности ребенка – это, значит, развивать его воображение.
Процесс обучения может проходить с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
“В Образовательной системе “Школа 2100” реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно “открывать” знания” – пишет Е.Л. Мельникова. И не надо считать, что эта технология применима только для школы первой ступени. В книге “Проблемный урок” Мельникова Е.Л. приводит примеры применения данной технологии в основной школе.
Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса.
Учебники этой программы написаны таким образом, что и сильные и слабые ученики усваивают обязательный минимум, кроме того, в учебниках есть много материала развивающего характера для более сильных детей. Ребенок учится не просто так: знания ему понадобятся для выполнения какой-то работы. Значит, мотивировать на труд необходимо для того, чтобы мотивировать на получение знаний.
На страницах “Букваря” выделены слова, которые могут прочитать и дети, которые только учатся читать, и дети, которые научились читать ещё до поступления в 1-й класс, идёт ознакомительное знакомство с суффиксами и приставками, как частями слова, с омонимами и синонимами.
Одним из практических путей решения проблемы диалога и взаимопонимания в современном мире является проблемно-диалогическое обучение. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Постановка точных проблемных вопросов на уроках дают возможность детям самостоятельно начать поиск ответа на них, открыть для себя знания, вступить в свободный диалог с учителем, формируя исследовательские навыки. Хотелось бы привести пример таких вопросов, которые успешно были разрешены детьми самостоятельно.
Существует типология вопросов (по Б.Блуму и Дж. И К. Бирс), которой удобно пользоваться при составлении конспекта урока, в зависимости от поставленных целей можно выбрать вопросы по типам. Типы вопросов: уточняющие (подводящий диалог), простые (закрепление), оценочные (этап рефлексии), творческие (открытие новых знаний, получение продукта деятельности, создание проекта), практические (отработка умений, приобретение навыков), интерпретационные (применение знаний, объяснение точки зрения).
Проблемно-диалогическое обучение: применимо на разных возрастных группах, на любом учебном материале. Мотивирующие приемы: “яркое” пятно (просмотр современных фрагментов из фильма, мультфильма, чтение газетной/журнальной статьи, просмотр новостей, жизненный пример, фотографии достопримечательностей и др. и их анализ).
Очень интересные вопросы задают иногда сами ученики из чистого любопытства, а поиск путей решения может привести к открытию новых знаний и тот самый “живой” диалог учеников с учителем на уроке позволит детям раскрыться, понять других, быть искренним, думающим, знающим.
Все дело в том, что авторы закладывают в учебниках и методических рекомендациях преемственность двух основных сторон учебного процесса: содержания и технологии. Завершая статью, процитирую американского педагога Лоренца Питера: “Нет ничего нового под солнцем. Но есть кое-что старое, чего мы не знаем”. Проблемный диалог – не новая технология: его давно и успешно используют лучшие педагоги страны. Но именно образовательная система “Школа 2100” впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю.