Одной из форм организации процесса обучения являются семинарские занятия.
Цель семинарских занятий не только контроль знаний и умений учащихся, но и систематизация и обобщение материала, совершенствование общеучебных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.), а также развитие познавательной деятельности.
Для успешного проведения семинара следует сочетать репродуктивно-побуждающие и проблемные задания, требующие от учащихся активной мыслительной деятельности, сопоставления известных фактов и их интерпретации с учетом новых условий.
В семинарские занятия по химии целесообразно включать решение экспериментальных задач.
Цели:
- Образовательные:
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений по теме “Основы качественного анализа”.
Совершенствование техники анализа: работа с реактивами, химической посудой, нагревательными приборами, организация рабочего места. - Развивающие:
Продолжить развитие общеучебных умений: анализ, синтез, умение выделять
главное, систематизация. - Воспитательные:
Продолжить воспитание стремления к творческой познавательной
деятельности через выполнение экспериментальных заданий.
Развитие личностных качеств: познавательный интерес, активность, самостоятельность,
Содействовать воспитанию деловых качеств, вырабатывать умение творчески мыслить, аргументировано излагать свою точку зрения; дать возможность учащимся задуматься над важностью экологических проблем, осознать роль человека в их решении.
Оснащенность: набор реактивов для выполнения экспериментальной части: H2SO4,
(NH4)2C2O4, KCSN, K4[ Fe(CN)6],
K3[ Fe(CN)6], NaOH, Na2HPO4, NH4Cl,
NH4OH, BaCl2, AgNO3, NaHC4H4O6,
Na3[Co(NO2)6], реактив Несcлера.
I вариант: смесь ионов Ca2+, Fe3+, Cl– ;
II вариант: смесь Mg2+, Fe2+, SO42-
III вариант: смесь ионов K+, NH4+, Br-
План проведения занятия.
1. Организационный момент.
Сообщение о ходе занятия, критериях оценки.
2. Мотивация занятия.
Лаборатория любого профиля занимается анализом различных объектов, устанавливает качественный и количественный состав исследуемых соединений и смесей. Качественный анализ устанавливает, из каких химических элементов или ионов состоит анализируемое вещество. Используя качественные реакции, можно определить наличие тех или иных ионов в исследуемом образце (вода, почва, продукты питания, биохимические анализы и т.д.).
Качественный анализ предшествует количественному анализу, т.к. результаты качественного анализа позволяют сделать правильный выбор методов количественного определения.
3. Проверка домашнего задания.
Решение ситуационных задач в рисунках. (Приложение 1)
Учащиеся дома готовят по 2 ситуационные задачи в рисунках. В ходе проверки домашнего задания они обмениваются задачами, решают их и возвращают для проверки автору задач, который рецензирует решение. При этом оценка не ставится, а рецензия ответа включает: решена ли задача, верно ли написаны уравнения соответствующих химических реакций, отмечены условия и признаки реакций и т.д.
4. Контроль знаний
Тестирование (компьютерное). (Приложение 2)
Для тестирования используется АСТ (адаптированная система тестирования).
База АСТ содержит банк тестовых заданий по химии. Тестовые задания имеют разную структуру: выбор одного и более правильных ответов, установление соответствия, дополнение. Благодаря этому удается наиболее полно проверить степень усвоения учащимися учебного материала.
Оболочка АСТ позволяет составить различные варианты заданий, быстро и объективно оценить учащихся. А протокол тестирования дает возможность учащимся увидеть вопросы, в которых возможно были допущены ошибки.
5. Решение экспериментальной задачи “Анализ воды из природных источников”.
Ситуация: В результате сброса промышленных отходов произошло загрязнение воды рек Мана, Енисей и Кача.
Задания группам:
1. Проверить воду рек на наличие ионов Ca2+, Fe3+, Cl– , Mg2+, Fe2+, SO42-, K+, NH4+, Br-
2. Сделать заключение о качестве воды, выяснить влияние избытка ряда ионов на организм человека.
Группы учащихся работают по вариантам. По окончании представляют отчет о проделанной работе, сопровождающийся схемой открытия ионов и заключением.
Форма отчета:
Реагент | Наблюдения | Уравнение химической реакции | Выводы |
Вопросы для размышления:
1. Проанализируйте понятие “антропогенные источники загрязнения окружающей среды”. Несет ли каждый человек личную ответственность за состояние окружающей среды?
2. Сделай вывод о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
6. Подведение итогов.
Оценивание учащихся проводится с использованием рейтинговой таблицы. (Приложение 3)