Основная идея: Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли - она незаменима, поэтому человечество должно рационально использовать и беречь воду - основу жизни на Земле.
Учебные предметы: химия, биология, география, экология, литература.
Цели проекта:
- Расширить знания учащихся о значении воды.
- Формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработки материала, умение защищать свою работу.
- Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда.
Программа подготовки урока.
(класс поделён на 4 микрогруппы).
Микрогруппа №1.
- История изучения состава воды.
- Физические свойства воды.
- Подобрать стихи об агрегатном состоянии воды.
- Подготовить опыт "Горящий снег".
Микрогруппа №2.
- Изучить учебную и научно-популярную литературу о воде.
- Составить диаграммы "Содержание воды в организме человека" и "Содержание воды в растениях".
- Роль воды в организме.
Микрогруппа №3.
- Собрать пословицы и загадки по теме "Вода".
- Найти стихотворения, посвящённые воде.
- Выучить 2 стихотворения по данной теме.
Микрогруппа №4.
- Определить источники загрязнения реки Индигирка.
- Провести экскурсию на водозабор.
- Составить схему "Очистка воды на водоочистительной станции".
Формы реализации проекта:
- Экскурсия на водозабор.
- Урок-проект "Вода в природе и жизни человека".
- Альбом "Русские поэты о воде".
- Диаграммы "Содержание воды в организме человека" и "Содержание воды в растениях".
- Схема "Очистка питьевой воды".
Ход урока-проекта
Цели урока: обобщить и расширить знания учащихся о воде, её значении в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем.
Девиз урока: "Вода - это жизнь".
Формулировка познавательной цели. Поставить аудиокассету "Журчание воды, ручья".
Эмоциональное погружение в тему.
На войне, в пыли холодной,
В летний зной и холода
Лучше нет простой, природной
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда -
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б вода. (Твардовский).
Вода! Разве это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Посмотрите вокруг. Океан, покрывающий нашу Землю, в котором миллионы лет тому назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
Игра "Раскрась слова" (цветные фигурки).
Вопрос: С каким цветом у вас ассоциируется слово "вода"? Объясните свой выбор.
Показать на глобусе: ? поверхности планеты покрыты водой, которая изображена синим цветом. (вода Мирового океана, вода рек и озёр, ледники).
Слова на доске: "аквариум", "акватория", "акваланг", "акварель".
Вопросы:
Понятно ли вам значение этих слов?
Какое отношение они имеют к теме сегодняшнего урока?
"Аква" в переводе с латинского языка значит вода. Как и алфавит начинается с буквы "А", так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока "Вода - это жизнь".
1-я микрогруппа.:
Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды Н2О и скажет, что это сложное вещество.
А древние философы принимали воду за простое вещество. Вода считалась единым и неделимым веществом вплоть до конца 18 века. Изучением состава воды занимался французский химик Лавиазье. В феврале 1785 г. он пришёл к выводу, что вода содержит 85 % кислорода и 15% водорода. Итак, природа воды была раскрыта.В середине 80-х годов 18 века было окончательно установлено, что вода образуется двумя газообразными веществами - кислородом и водородом. Это выдающееся открытие сыграло важную роль в познании окружающей природы. Ведь все живые организмы планеты содержат от 65% до 99% воды. (прикрепить на доску рисунок капли воды).
Физические свойства воды необычны. Это единственное вещество, которое при обычных условиях существует в 3-х агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
В газообразном состоянии вода содержится в атмосфере, образует туман и облака, в твёрдом - снега и льды.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
И всё это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности это вода.
Вот белым легли покрывалом
На землю родные снега:
А время придёт - всё растает,
И будет просто вода.
Стручков Костя - продолжает.
В сказке Чуковского синицы море синее зажгли. А я сейчас тоже постараюсь поджечь, только не море, а снег.
Опыт "Горящий снег".
Учитель: Как удалось Косте зажечь снег, вы узнаете, когда будете изучать органическую химию.
Французский писатель Антуан де Сент -Экзюпери в своей книге "Планета людей" так сказал о воде: "Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты сама - жизнь".О том, какую роль играет вода в жизни человека и растений, нам расскажет 2-я микрогруппа.
Организм человека на 65% состоит из воды. (показывает диаграмму "Содержание воды в организме человека". Кровь - 90%, кости - 30%, слюни - 99,5%, мышцы - 80%, мозг - 81%.
Человек умирает, если потеряет 20% влаги своего организма. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л. воды в сутки. Без воды человек может прожить 5 - 7 дней, а без пищи почти 2 месяца.
Вода также играет большую роль в жизни растений. Посмотрите на диаграмму "Содержание воды в растениях". Огурцы - 95%, салат - 99%, помидоры - 90%, морковь - 85%, грибы - 97% воды.
Как видно из диаграммы, основная часть всех растений - вода.
Учитель: С возрастом содержание воды в организме уменьшается. Так, новорождённый ребёнок на 75% состоит из воды, а у старых людей вода составляет только 55%, если масса вашего тела 40 кг, то 26 кг составляет вода. Это два ведра с лишним.
В организме идёт постоянное обновление воды. Так, у кактуса вода полностью обновляется в течение 28 лет.
У черепахи - 1 год.
У верблюда - 3 мес.
У человека - 1 мес.
Вода - одно из главных природных богатств человечества. И поэтому ей было посвящено много пословиц и загадок. С ними нас познакомит 3-я микрогруппа.
Капитонова Паша. Наша микрогруппа собирала пословицы, загадки о воде. Больше всего восточных пословиц о воде, т.к. там испытывается дефицит пресной воды. Вот некоторые из них: "Вода дороже алмаза", "Где вода иссякла, там и страна приходит в упадок", "Где вода, там и жизнь", "Земля умирает, если ушла вода".
А теперь отгадайте загадки:
"Что видно, когда ничего не видно?" (туман).
"Приходил - стучал по крыше, уходил - никто не слышал". (дождь).
"И не снег, и не лёд. А серебром деревья уберёт". (иней).
"Рыбам в зиму жить тепло. Крыша - толстое стекло". (лёд).
Слепцова Луиза. Вода - самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Не случайно поэты посвящали ей удивительные строки.
Звенеть сосульки перестали,
У крыш застыли бахромой.
Холодным светом заблестели,
Заледенели, как зимой.
Но завтра снова солнце встанет.
Оно возьмётся припекать,
И по крыльцу забарабанит
Капель весёлая опять.
Учитель: Хотя вода - самое распространённое вещество на Земле, но воды пригодной для питья очень мало.
Демонстрация наглядности (колбы с водой).
Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды его 30 мл, а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии - всего 6 мл.
Вывод. Вода - это богатство, к которому надо относиться бережно и экономно.
Учитель: Вы открываете кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая вода. А ведь попадает она в дом из реки Индигирка. Из той реки, по которой ходят суда, моторные лодки, баржи, в которой купаются люди, на берегу которой находятся населённые пункты. Поэтому прежде чем вода из реки попадёт в кран и утолит вашу жажду, ей предстоит пройти через многочисленные фильтры.
С источником загрязнения воды и её очисткой нас познакомит 4-я микрогруппа.
Чирков Петя.
Источники загрязнения:
Нефтяные загрязнения.
Сточные воды коммунальных хозяйств.
Авария на нефтепроводах.
Как это противоестественно - сбрасывать грязь и нечистоты туда, откуда берёшь воду для питья.
Работа водоочистительной станции (схема).
Водозаборник - насосы - смесители - отстойник - фильтры - хлорирование - резервуары чистой воды.
Учитель: Не забывайте, что вода - это богатство, красота и жизнь нашей планеты, и её надо беречь. Закончить урок мне хочется словами из стихотворения Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Включить аудиокассету "Шум моря". Раздать учащимся карточки рефлексивного анализа, на которой они указывают фамилию, оценивают свою работу на уроке, работу группы и форму организации урока по 5-балльной шкале.
Затем школьники отвечают на вопросы:
Что вам особенно понравилось на уроке?
В чём польза этого урока для вас?
С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
Что не понравилось на уроке?