Под социализацией понимается многогранный процесс изменения психики индивида и очеловечивание всех его взаимоотношений через сознательное освоение им ролевой структуры общества. Социализация, на мой взгляд,относится к таким процессам - феноменам, посредством которых индивид превращается в личность, научаясь грамотно строить взаимоотношения со средой и эффективно взаимодействовать в социальных группах, мастерски исполняя ту или иную социальную роль.*
* Социальная роль - это совокупность социальных норм и требований, определяющих поведение людей, творчески действующих в ролевой структуре общества и в зависимости от их статуса реализующих эти нормы и требования (например, педагог, ученый, ученик, рабочий, друг, муж, жена, и т. д.)
Именно в социализации состоит основной источник и механизм,обеспечивающий возникновение,становление и развитие личностных качеств человека. Иначе говоря,социализация - это коммуникативная и личностно-ролевая адаптация к стремительно меняющимся социальным ситуациям и ролям. Причем школа является основополагающим и решающим этапом процесса социализации. По- скольку все социальные свойства и социальные роли,осваиваемые впоследствии зависят и по существу определяются школьным этапом. Можно сказать, социализация - это особо важный функциональный стержень личностного становления школьников, построенного на принципах личностно-ролевого подхода к организации психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода их школьной жизнедеятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение в самом общем виде представляет собой ответ современной науки и прогрессивной педагогической практики на требование общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку в его личностном развитии и сохранении психосоматического здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение - это научно обоснованная альтернатива авторитарно-догматическому воспитанию советского периода,в котором кроме некоторых конструктивных моментов,взятых коммунистами из общечеловеческих духовных ценностей,имеется громадная масса идеологических предрассудков,откровенных спекуляций и социально- политических заблуждений. По сути дела,то,что понималось нами под "воспитанием" 20 лет назад - это была целенаправленно созданная система зомбирования,оболванивания и навязывания утопических идеалов подрастающему поколению. Такая система "воспитательной работы"-атрибут тоталитарного режима,где зомбирование основной метод и средство воздействие на людей, главный метод манипуляции их сознанием.
Понятие "личностно-ролевой подход к организации процесса социализации" введено нами как рабочее понятие исходя из того, что структурно-функциональный анализ психологии педагогической деятельности (в аспекте социализации) требует вычленения системообразующих факторов, которыми, на мой взгляд, выступает "личность" и "социальная роль". Считаю феномен личностно-ролевого подхода состоит в том, что любой человек, становясь личностью иначе, кроме как через мастерское исполнение тех или иных социальных ролей, не имеет реальной возможности заявить, проявить и утвердить себя. Поэтому воспитание интереса к личностно-ролевой деятельности и общению - это не только путь формирования любви к учебно-познавательному труду, но и главный путь и самая главная задача всей воспитательной работы в семье и в школе. Этим и только этим мы с вами должны заниматься, если действительно любим и хотим добра нашим детям. Ведь личностно-ролевая деятельность в условиях психолого-педагогического сопровождения является условием и средством физического и духовно-эмоционального развития личности, выступает уникальным способом освоения ролевой структуры общества, т.е. обеспечивает овладение навыками и умениями исполнения массы различных социальных ролей. Если говорить по большому счету, личностно-ролевая деятельность в условиях психолого-педагогического сопровождения является реальным средством социализации, обретения опыта самоорганизации, самоактуализации, самосовершенствования и построения человеческих взаимоотношений, ареной для проявления всех личностных качеств человека.
В свою очередь, социальное качество как сущность личности порождается только её сознательной включенностью в ролевую структуру общества в соответствии со сложившимся у нее способом мышления: догматическим, скептическим или аналитическим. Под способом мышления понимается мыслительный процесс, в основе которого лежит догматический, скептический или аналитический подход к восприятию, пониманию и оценки окружающей действительности, построению взаимоотношений и взаимодействий с ней. Именно способ мышления человека является главным организационно-управленческим центром личности принимающим или отвергающим тот или иной поток информации. То, каким способом мышления мы владеем, определяет какой личностью мы являемся. По существу способ мышления определяет наше личностное, межличностное и профессиональное поведение.
На мой взгляд, смысл личностного развития - это изменение себя через изменение своего способа мышления. Измените свой способ мышления и вы измените не только себя, но и свою мотивацию, установки и систему взаимоотношений и взаимодействия с окружающей действительностью. Ведь не существует мотивации вне и без потребностей, однако сами потребности возникают у каждого человека в соответствии со сложившимся у него способом мышления. Поэтому мотивация вторична, а первичен способ мышления. Если вы догматик, у вас и мотивация будет догматическая, даже круг ближайших друзей будет состоять из таких же догматиков.
Догматизм - одна из бед современной школы, не позволяющая критически оценивать однажды усвоенные "истины". Поэтому основная и главная задача Нашей новой школы - сформировать у каждого учителя и ученика аналитический способ мышления, поскольку это общественный критерий развитости личности, показатель её жизненных парадигм, методологической культуры, если хотите, даже показатель нравственного, коммуникативного и эмоционально-волевого сознания.
Хотим мы или не хотим, но уже факт, мы живем в принципиально новых социокультурных условиях. Это период бурного внедрения в практику информационных и коммуникативных технологий, без знания которых просто невозможно рассчитывать на успех в любой профессиональной деятельности. Тот, кто сегодня не поймет, что настало время делать переориентацию своего обыденного сознания на научное, менять свой в основном догматический способ мышления, изменять сами подходы к организации педагогического труда, переводя их на основы научной методологии - тот очень быстро окажется на обочине
Опираясь на вышесказанное, мы считаем: не индивидуальный, не личностный и даже не личностно-ориентированный, а именно личностно-ролевой подход к современному освоению ролевой структуры общества детьми и их наставниками представляется нами наиболее адекватным для исследования процесса социализации и управления им.
Целенаправленно организованная система социализации юных индивидов в условиях личностно-ролевого подхода к организации психолого-педагогического сопровождения, на мой взгляд, впервые достаточно серьезно поставила практическую задачу обеспечения психологического здоровья детей, т.е. обеспечения их душевного комфорта, эмоционального благополучия и социально-психологического удовлетворения собой и своим окружением. Решается эта задача, опираясь на принципы личностно-ролевого взаимодействия детей с их наставниками и между собой, что не только способствует освоению системы социальных ролей, но и формирует чувство психологической уверенности и защищенности, создает условия для формирования социальной компетентности детей и реальному приобщению их к общечеловеческим ценностям.
Основными принципами личностно-ролевого подхода к организации психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном учреждении являются:
- совместная целенаправленно организованная деятельность ребенка и его наставника, где каждый из них выполняет свойственную ему социальную роль, решая при этом общую задачу социализации индивида. Реализация этого принципа довольно трудное дело и требует высокого уровня методологической, методической, профессиональной и социально-психологической культуры наставника, которой, к сожалению, пока еще недостаточно. Поэтому в образовательном учреждении довольно часто наблюдается такое положение, когда педагог и учащийся, воспитатель и воспитанник лишь сосуществуют друг подле друга, а не сотрудничают, находясь в субъектно-объектных взаимоотношениях;
- второй принцип - "максимум социально-психологической активности ребенка". Этот принцип направлен против апатии и пассивности, против установки на посредственность, т.е. не выделяйся из общей массы в учебе, общественной работе, не проявляй инициативы, не умничай и т. п. Принцип "максимум ребенка" призван сыграть роль положительного импульса в социализации и развитии индивидуальных способностей детей;
- третий принцип - "удовлетворение социогенетической потребности в общении". Процесс социализации (т. е. усвоение индивидом социальных норм, ценностей и социально-культурного опыта) осуществляется посредством личностного, межличностного и учебно-делового общения. Этот принцип предполагает знание того, что личностно-ролевая деятельность и общение неразрывно связаны универсальным феноменом группового бытия человека. В процессе личностно-ролевого общения, прямого или косвенного, индивид присваивает не только духовные богатства, созданные до него, но и привносит в них свое, осваивая и модернизируя ролевую структуру общества;
- четвертый принцип - "удовлетворение социогенетической потребности в выполнении определенной социальной роли в группе". Зная, что социальная роль является объективной потребностью психически здорового человека, данный принцип позволяет управлять процессом социализации, одновременно регулируя поведение детей при взаимодействии их в группе;
- пятый принцип - "удовлетворение социогенетической потребности в перемене социальных ролей". Этот принцип позволяет каждому ребенку в процессе исполнения той или иной социальной роли сопоставить своё ролевое поведение с ролевым поведением других детей, учителей и родителей. Это способствует не только социализации, но и формирует адекватную самооценку и взаимооценку разнообразных личностных качеств, наличие которых необходимо при мастерском исполнении социальных ролей, формирует аналитический способ мышления и в конечном итоге способствует становлению сознания зрелой личности;
- шестой принцип - "удовлетворение социогенетической потребности в признании личностной значимости каждого ребенка и полного доверия к нему". Этот принцип требует развертывания достоинств ребенка и его значимости в освоении социальных ролей. Этот факт является основой технологии психолого-педагогического сопровождения. Только удовлетворение социогенетической потребности в личностном признании обеспечивает реальный успех социализации и динамический рост социального статуса школьника. Искренне доверяя детям на протяжении всего периода пребывания их в образовательном учреждении, учитель или воспитатель должен всегда в своих педагогических действиях исходить из того, что у детей есть своя внутренняя мотивация, которая определяется их способом мышления, сформированным на данный момент. Ведь дети живут здесь и сейчас, а не в будущем, хотя учителя и родители строят свою деятельность, опираясь на формирование их успешного будущего. Этот факт-противоречие не всегда учитывается и порождает определенные варианты недоверия к ребенку. Этот принцип требует от наставника выступать для ребенка источником прогрессивного опыта, к которому всегда можно обратиться за советом и помощью. Очень важно, чтобы в такой социальной роли "помощника" он выступал для каждого ребенка, являясь одновременно равноправным участником личносто-ролевой деятельности и общения, а не только организатором этих процессов. Этот принцип предопределяет, что доверительное общение взрослого с ребенком строится через признание его значимости, понимание и доброжелательное принятие личности ребенка, отказ от любых выражений нетерпимости, упреков и бестактных замечаний. Умение становится на позицию ребенка, умение видеть окружающий мир его глазами, считаться с его точкой зрения (даже если она заведомо неверна), уважение чувства личностного достоинства ребенка, искренняя отзывчивость к изменениям в поведении и настроении детей, установление душевной гармонии и эмоционального комфорта каждого ребенка требует данный принцип;
- седьмой принцип - личность формируется, развивается и "шлифуется" личностно-ролевой деятельностью и общением. Тот, кто разобрался в сложностях социализации, никогда не будет связывать понятие "личности" с положительными или отрицательными качествами индивида. Ибо личность - это продукт социализации, это активно и творчески действующая индивидуальность, воплощающая в своей личностно-ролевой деятельности общественные отношения.
Иначе говоря, когда мы говорим о человеке как о личности, мы должны вкладывать в это понятие только социальный смысл. Социально-значимые черты - это естественный атрибут каждого человека (это уровень исполнения социальной роли в группе, это умение говорить, самостоятельно мыслить и действовать и т. д.), хотя выражены они могут быть по-разному, поскольку каждый индивид как личность находится на определенном уровне своего развития. Основу пространства этого развития личности образует сформировавшийся способ мышления человека (догматический, скептический или аналитический) со своей рефлексивной основой. Рефлексивная основа индивида - это плод личностно-ролевого подражания и глубоких раздумий, результат самостоятельного осмысления им своей и чужой личностно-ролевой деятельности. Понятие "рефлексия" означает обращенность познание на самого себя, на свой внутренний мир, на свои психические качества и состояние своего организма. Это самопознание своих собственных действий во всех сферах бытия и сознания.
Апробация нами принципов личностно-ролевого подхода к психолого-педагогическому сопровождению в районном центре творчества детей, МОУ СОШ № 6 и № 13 показала, что совместная личностно-ролевая деятельность учителя и учащихся, воспитателя и воспитанников, психолога и детей открывает последним более широкий простор для успешной самосоциализации. Творческое выполнение каждым учащимся освоенных им в школе социальных ролей обеспечивает вхождение в ролевую структуру общества. В процессе апробации личностно-ролевого подхода в условиях психолого-педагогического сопровождения мы не стремились к длительному закреплению ролей, опираясь на факт, что роль должна быть посильной, проводили периодическое маневрирование ими, допуская замену на более доступные роли именно данному ребенку.
Предварительный анализ результатов личностно-ролевой деятельности и общения дает основания считать данный подход плодотворным механизмом реализации психолого-педагогического сопровождения и эффективной системой социализации в образовательном учреждении, в которой гармонично взаимодействуют объективные и субъективные факторы. Данная система обладает целостностью и не сводится к сумме отдельных элементов или подструктур её образующих. Мы склонны считать, что личностно-ролевой подход в условиях психолого-педагогического сопровождения как сознательно созданная система социализации в образовательном учреждении вобрала в себя все то прогрессивно-конструктивное, что содержится в индивидуальном, личностном и личностно-ориентированном подходах.
Преимуществом личностно-ролевого подхода в условиях психолого-педагогического сопровождения является то, что он реально позволяет осуществлять управление процессом социализации. Именно сознательно созданная система социализации ориентирована на то, чтобы каждый ребенок мог овладеть аналитическим способом мышления, умением творчески действовать в любой ситуации, самостоятельно решать воспитательные и учебные задачи.