Программные задачи: Помочь детям осознать ответственность каждого пешехода за жизнь и здоровье участников дорожного движения. Закрепить названия и назначения дорожных знаков. Развивать умение самостоятельно находить решение проблем, внимание, память. Формировать умение детей творчески перевоплощаться. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, ответственности.
Материалы к занятию: значок ЮИД на каждого участника, магнитофон, аудиозапись музыки из фильма «Берегись автомобиля» и музыки из песни «Бескозырка белая», презентация к занятию, видеомагнитофон, видео сообщение о ДТП, костюм Аварии, форма регулировщика, изображения дорожного транспорта (нагрудные знаки), дорожная разметка на полу в группе, карты-задания и набор цветных карандашей на каждого ребенка; мяч резиновый диаметром 8 см.
Ход занятия
Дети под музыку вбегают в зал и встают полукругом. У каждого ребенка на груди значок ЮИД. Воспитатель приветствует детей.
Воспитатель. Доброе утро, юные инспектора движения! Каков девиз ЮИД?
Девиз:
«Юные инспектора движения
На страже порядка стоим.
Вы правила знайте и их соблюдайте
А мы вам помочь поспешим»
Воспитатель. Мы с вами продолжаем патрулировать улицы нашего города. Готовы ли вы отправиться в дорогу? Скажите нам об этом, когда в ваши руки придет этот волшебный зеленый мяч.
Дети передают из рук в руки мяч, сообщают о своей готовности к патрулированию, объясняют истоки своей готовности.
Воспитатель. Все готовы. Занимайте свои места.
Дети садятся на стулья.
Вопросы с опорой на презентацию.
Слайд 2, действие 1 (щелчок мыши)
- Какую улицу вы видите? (Улицу Энгельса)
- Как вы догадались? (Увидели знакомые здания: д/с, молодежный центр, продуктовый магазин и т. д.)
Слайд 2, действие 2; 3; 4. - Какие часть улицы я вам показываю? (Проезжую часть, обочину, тротуар.)
Слайд 3. - Как называется место пересечения дорог? (Перекресток)
- Какой перекресток перед вами? (Нерегулируемый.)
Слайд 3, действие 1. - А теперь? /На слайде появляются светофоры/. (Регулируемый светофором.)
Слайд 3, действие 2. - А теперь?/На слайде появляется регулировщик/. (Регулируемый регулировщиком.)
- Чьим сигналам должен подчиняться пешеход при одновременном регулировании движением светофором и регулировщиком? (Сигналам регулировщика.)
Воспитатель. Закройте глаза и прислушайтесь к звукам улицы.
Слайд 4, действие 1; 2; 3; 4; 5; 6.
Игра «Определи звуки»
Дети открывают глаза и перечисляют услышанные звуки.
Воспитатель. Подумайте и расскажите, что вы представили, слушая эти звуки?
(2-3 ребенка рассказывают воображаемые ситуации на дороге.)
Воспитатель. Что происходит, на улицах нашего города вы узнаете из видео сообщения. Внимание на экран.
Видеосообщение: (показывается видеоролик из передачи «Дорожный патруль»). Внимание! Внимание! На улицах нашего города участились дорожно-транспортные происшествия. Жители города Чистополь обращаются к юным инспекторам движения с просьбой помочь предотвратить аварии на дорогах.
Креативная гимнастика
Появляется ребенок изображающий «Аварию», поет песню и танцует под музыку из песни «Бескозырка белая».
Кто людям помогает
Тот тратит время зря
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
Авария советует
Все сделать точно так:
Убрать с дороги знаки
И будет кавардак
Я мастер по приколам
Нет лучше ремесла
Чем портить настроение
На улице с утра
Со мной не заскучаешь
Повеселишься так
Наложу я заклятье
И будет все вот так!!!
Все остальные дети в это время под музыку жестами и мимикой изображают удивление, испуг…
Воспитатель. «Дорожные знаки» Борис Вахнюка
На дороге самой сложной
Растолкует что и как
Друг твой строгий и надежный
Верный друг – дорожный знак.
Да вот беда! Все дорожные знаки исчезли! Авария на них заклятье наложила. Если вы по схеме определите название знака и группу, к которой он относится, то заклятье исчезнет.
Задание «Сними заклятье со знака» с опорой на презентацию.
Слайд 5, действие 1.
Слайд 6, действие 1.
Слайд 7, действие 1.
По предложенным схемам на слайдах дети отгадывают название дорожного знака, и к какой группе он относится.
Задание с опорой на презентацию.
Слайд 8, действие 1.
Предложить детям внимательно посмотреть на слайд и определить опасность, подстерегающую участников дорожного движения. Дети анализируют ситуацию и предлагают несколько вариантов ее решения.
Игра «Регулировщик»
На полу в группе самоклеющейся пленкой заранее делается разметка; обозначаются две пересекающиеся дроги, линии тротуаров, пешеходные переходы.
В центре перекрестка встает ребенок в форме регулировщика.
Дети делятся на группы:
- «пешеходы» (по одному, парами и группами);
- «автомобили» (по одному);
- «автобусы» (несколько детей выстраиваются друг за другом, держась за плечи или пояс соседа).
«Пешеходы» начинают движение по тротуарам, «автомобили» и «автобусы» – по дорогам, соблюдая сигналы регулировщика. Внезапно включается сирена и появляется заранее подготовленный ребенок в роли «скорой помощи» двигаясь на большой скорости не соблюдая сигналов регулировщика. Затем, сирена выключается, игра продолжается в прежнем режиме.
На проезжей части дороги появляется Авария, все участники игры подходят к ней.
Игра «Хорошо – плохо»
Авария. Что довольны? Со знаков заклятье сняли! ДТП предотвратили! Движение на дороге восстановили! А я для вас, для пешеходов старалась. Если бы все машины в мою ловушку попали! Вся дорога была бы вашей, пешеходной. Правил учить не надо! И ходить и играть на дороге можно! Свежий воздух вокруг.
Воспитатель. Авария, ты разве не знаешь, что машины наши помощники и людям без них очень трудно будет жить.
Дети. Доказывают Аварии, что машины помогают людям.
Авария. А вы не можете придумать автомобиль без недостатков?
Игровое задание «Мы изобретатели»
В течение двух минут принимаются предложения по изменению автомобиля для его улучшения. Полученный результат зачитывается.
Воспитатель. Авария, этот автомобиль тебе нравится?
Авария. Очень нравится! Возьмите меня в свой отряд, с вами интересно. Я постараюсь исправиться, буду соблюдать все правила дорожного движения.
Воспитатель. Но сначала проверим твои знания. Предлагаю тебе вместе снами выполнить задания на карточках за столами.
Игра «Водители»
Каждому ребенку предлагается карта-задание, которая представляет собой рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками (они представлены в нескольких вариантах). Задание: «Помоги детям добраться до дома». Показать путь карандашом. Затем, дети меняются картами и проверяют работу товарища.
Воспитатель. Ну что ж, Авария правила дорожного движения знает, происшествия на дорогах обещала больше не устраивать. Примем ее в наш отряд? (Да).
Жители нашего города выражают вам свою благодарность. На дорогах прекратились дорожно-транспортные происшествия. Правила дорожного движения соблюдаются.