Комплексно-коррекционное занятие в старшей группе "Осень в лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Уточнение и расширение представление детей по данной теме, развитие связной речи.

Программное содержание.

  • Закрепить представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
  • Уточнить, расширить и активизировать словарь по данной теме.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных; образование и употребление существительных в косвенных падежах; использование предложно-падежных конструкций в речи).
  • Развивать связную речь и речевое общение(совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно; составление рассказа об объекте по образцу с опорой на картинно-графический план).
  • Совершенствовать психические функции; тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох.
  • Формировать чувство ритма; умение петь с динамическими оттенками; точно соотносить движение с музыкой; ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность; инициативность.

Педагоги с детьми входят в зал и заводят детей на стулья к родителям.

П. - Ребята, послушайте рассказ-загадку и подумайте о каком времени года идет речь.

В парке шуршали листья, и казалось кто-то ходит под кленами березами, и там глее пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь не узнать наш парк. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы снимаются с мест и стаями улетают к теплым синим морям.

Д. - Я думаю этот рассказ об осени.

Песня "Осень" (сл. и муз. С.Насауленко).

П. - Ребята, всю красоту этого необыкновенно-сказочного времени года можно увидеть в лесу. Мы вам предлагаем отправиться туда, а поедем на поезде.

Под муз. "Поезд" ( Сергей и Екатерина Железнова)

П. - Слышишь шорох.

Д. - Слышишь шорох.

П. - Слышишь шорох чащи.

Д. - Слышишь шорох чащи.

П. - Слышишь шорох чащи леса.

Д. - Слышишь шорох чащи леса.

П. - Ребята, это ветер по лесу летает, листики считает. Приготовили руки.

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

Танец "Осенние дорожки" (танцуют девочки муз. и сл. О.Полякова, В.Орлова).

П. - Ребята, в лесу много чего?

Д. - В лесу много деревьев (кустов, ягод, грибов).

П. - В лесу много кого?

Д. - В лесу много зверей (птиц, зверей, насекомых).

П. - Осенний лес дарит нам много грибов. Послушайте и отгадайте загадки про них.

Вот кто-то важный,
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке - горошки.

Д. - Это мухомор.

П. - Правильно, но как вы догадались?

Д. - У мухомора беленькая ножка и красная шапочка с белыми горошками. Он красивый и кажется очень важным.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай не мешкай,
Это :(сыроежки).

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я :(подосиновик).

П. - Посмотрите на изображения грибов. Назовите лишний гриб и объясните почему?

Д. - Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя трогать руками.

П. - Ребята, что можно делать в лесу?

Д. - В лесу можно гулять (отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы и ягоды).

П -

Мы с друзьями в лес пойдем,
Ягоды грибы найдем,
Их в корзинки соберем
И домой мы принесем.

П. выставляет мольберт с картинками грибов и ягод.

П. - Юля, ты пойдешь в лес зачем?

Д. - Я пойду в лес за клюквой (брусникой, боровиками и т. д.)

П. - Юля, ты принесла клюкву откуда?

Д. - Я принесла клюкву из леса. И т. д.

Звучит муз. "В гостях у сказки" (в это время дети и родители надевают шапочки-маски для сказки).

П. - Ау! Ау! Никто не отзывается

Лишь эхо откликается :

Бабушка выходит со словами : - Ау! Ау! подходит к избушке.

Осенняя сказка "Девчушки-подружки" ( Н.Б.Караваева).

Б.

Погостить ко мне в избушку
Прибыли подружки внучки.
Очень их к себе ждала,
Радость в дом ко мне пришла.

Д.

Как же здорово, бабуля,
Что к тебе мы заглянули!

Д.

Разреши нам погулять,
В лес сходить грибов набрать.

Б.

Что ж, идите, погуляйте,
Лес осенний повидайте.

Д.

Не грусти и не скучай,
Нас к обеду поджидай.

Девочки обходят зал, приходя в лес.

Д.

Лес осенний, лес чудесный,
Разноцветный, интересный,
Где здесь прячутся грибы?

Д. - Их сейчас поищем мы!

Д.

Я нашла грибок большой,
Поглядите-ка какой!

Тянет Медведя на середину.

Медведь:

Что вы, я не гриб, девчушки!
Я-лесной медведь, подружки.
Я малину собирал
Да немножечко устал.

Д.

Ты, нас Мишенька,, не трогай,
Ты ступай своей дорогой.

Медведь:

Что ж пойду к себе в берлогу отдохну еще немного.

Медведь уходит, девочки машут ему вслед.

Д.

Поглядите, чудеса!
К нам сюда бежит лиса!
Под музыку выбегает Лиса.

Лиса:

Я - красавица - лисица,
Всем хочу я похвалиться,
Хвостиком и шубкой рыжей,
Подойдите-ка поближе.

Принюхивается.

Д.

Ты, Лисичка, нас не трогай,
Ты иди своей дорогой.

Лиса :Да, и правда мне пора у меня свои дела.

Лиса убегает.

Д.

Ну, куда теперь идти,
Где грибочков нам найти?

Д. - Ждет нас бабушка к обеду, а грибов в корзинках нету.

Звучит музыка по выбору муз. руководителя. Выбегают Мухоморы.

М. - Вот так новость! Ха-ха-ха, нет грибов, а как же я?

М. - Вот он я, грибок лесной, поглядите-ка какой!

М. - С белой юбочкой на ножке, в красной шапочке в горошек.

М.

Стройный, тоненький, красивый,
Не грибок, а просто диво!

Танец "Мухоморов" (муз. и сл.К.Костина).

Д. - Нет уж вас мы не возьмем, мы съедобный гриб найдем.

Мухоморы убегают.

Звучит музыка, выбегают белочки.

Бельчонок

Мы по сосенкам скакали,
Вас, подружки увидали.
Знаем, вам грибы нужны,
Мы поможем их найти.

Белка

Вы сейчас идите прямо, а потом сверните вправо,
Там, где елки и дубки, выросли боровики.
Их в корзинки соберите да скорей домой идите,
Ждет вас бабушка с утра, да и нам уже пора.

Белочки убегают, девочки машут им вслед. Девочки "змейкой" идут на полянку, где растут грибы.

Д. - Поглядите-ка грибы! Крепкие да ладные, шляпки шоколадные.

Д. - Поскорей их соберем и Бабуле отнесем.

Собирают под муз. грибы.

Автор - Набрали подружки грибов, да завели с лесным народом хоровод.

Хоровод "Спляшем полечку" (сл.и муз. Т.В. Бокач).

Домик Бабушки.

Б. - Я ждала вас и скучала, все из леса поджидала.

Ну, набрали вы грибов?

Девочки вместе:

Много здесь боровиков! (показывают корзинки).

Б. - Это просто красота, не грибы, а вкуснота!

Всех к обеду пригласим:

Все (вместе).

Да грибами угостим!

Песня "Грибы-грибочки" (сл.и муз. Н.Б.Караваевой).

Бабушка дарит корзинку с испеченными грибами.

П. - Пора возвращаться домой, мы уходим из леса не с пустыми руками - с корзинкой грибов. Я думаю, что деревьям, которые растут в лесу тоже будет приятно получить подарки. Вы должны будете сказать что подарите и для чего?

Дети вместе с родителями дарят определенный предмет.

Д.

  • Мы подарим дереву гнездо, для того что бы у птиц был дом.
  • Мы подарим дереву птицу, для того что бы она защищала его от гусениц.
  • Мы подарим дереву кормушку, для того что бы к нему прилетало много птиц.
  • Мы подарим дереву воду, для того что бы она поила его.
  • Мы подарим дереву удобрение, для того что бы оно было сильным.
  • Мы подарим дереву птицу, для того чтобы она радовала его своим пением.
  • Мы подарим дереву побелку, для того что бы оно не болело.
  • Мы подарим дереву грабли, для того что бы убирать от него сухую листву.

Составление р. "Лес" (с опорой на картинно-графический план).

"Мы были в осеннем лесу. В нем много разных деревьев: сосен, елей, берез, кленов. А еще в лесу растут кусты, они ниже деревьев. На земле много разных растений: травы, цветов, ягод. Лес это дом для зверей, птиц, насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, грибы, ягоды, орехи. Берегите лес!".

Итог: оценка деятельности детей.

П. - На этом наше путешествие и занятие подошло к концу.

Всем спасибо!

Литература

  1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Методическое пособие. Москва 2006
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2008
  3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Москва Мозайка-Синтез 2002