Тип урока: формирование и закрепление новых знаний.
Цель: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных.
Задачи:
- усвоить основные признаки хрящевых рыб;
- уяснить классификацию;
- выявить черты приспособленности к среде обитания;
- узнать значение в природе и в жизни человека;
- уметь узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты и Химерообразные;
- развивать умение наблюдать за животными при просмотре видеофрагмента;
Методы обучения:
По источнику передачи и восприятия учебной информации:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация);
- практические (тест, упражнения).
По степени управления учебной работой:
- учебная работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учеников;
- работа с учебником;
- практический контроль и самоконтроль.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
Оборудование:
- иллюстрации с изображением представителей типа,
- компьютер,
- экран,
- мультимедийная установка,
- презентация «Power Point».
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема, цель урока. Презентация (в архиве с видеофайлами)
слайд 1
II. Проверка знаний по теме.
- Тестовая работа. Слайд 2
- Работа по карточкам (индивидуально) См. приложение 1
III. Изучение нового материала
1. Общая характеристика Хрящевых рыб. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
На доске
– Какие рыбы относятся к хрящевым?
– На основании, каких признаков их объединяют в одну группу?
– Как приспособлены хрящевые рыбы к среде обитания?
– К какому типу относятся рыбы? (хордовые)
– А какому подтипу? (позвоночные)
Сегодня мы познакомимся с классом хрящевых рыб. Слайд 3
Для того чтобы выяснить общие черты хрящевых рыб, давайте посмотрим кинофрагмент. Слайд 4
– Какие вы увидели особенности?
Материал для учителя См. приложение 2
– Давайте подведём итог. Слайд 5
– Происхождение. Слайд 6
- Родственны древним панцирным рыбам
- У примитивных антиархов в панцирь из кожных пластинок было заковано всё тело;
- У хищных артродир панцирь покрывал только переднюю часть тела.
- Панцирные – первые челюстные рыбы; их челюсти возникли из жаберных дуг, сместившихся ближе ко рту, и состояли из заострённых костных пластинок.
- Панцирные рыбы вымерли в конце девона.
2. Характеристика отрядов.
Акулы. Общая характеристика (Объяснение учителя с элементами беседы.) слайды 7-8
Материал для учителя См. приложение 3
Многообразие акул. Слайд 9-13, кинофрагменты слайды 10, слайд 12
Материал для учителя См. приложение 4
Сообщения учащихся (См. приложение 5)
Гимнастика для глаз слайд 14
- Быстро поморгать, закрыть газа и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (4-5 раз)
- Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3) Открыть и посмотреть вдаль (считать до 5) (4-5 раз)
- Проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую. Посмотреть вдаль на счёт 1-6. (1-2 раза)
Скаты (Объяснение учителя с элементами беседы.) слайды 15-17
Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?
Материал для учителя (См. приложение 6)
Сообщения учащихся (См. приложение 7)
Химерообразные (Объяснение учителя с элементами беседы.) слайды 18-19
Дополнительный материал для учителя (См. приложение 8)
IV. Закрепление знаний
слайд 20
Работа в парах (проверить друг у друга)
Ответ на доске
слайд 21
К какому отряду принадлежат данные рыбы?
V. Домашнее задание.
слайд 22