Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: Закрепление.

Цели урока

  • закреплять умения находить и проверять безударные гласные в корне;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление, артистичность;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать коммуникативные компетенции;
  • воспитывать интерес к традициям русского народа, приоткрыть «занавес» в прошлое: как на Руси устраивались ярмарки.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепляют ученики в ходе урока

  • нахождение безударных гласных;
  • подбор проверочных слов;
  • выделение корня в однокоренных словах;
  • составление ряда однокоренных слов;
  • закрепление тематической терминологии (проверяемые безударные гласные, проверяемое слово, проверочное слово, однокоренное слово, корень);
  • подбор слов с противоположным значением;
  • закрепление умения определять часть речи (имя прилагательное, глагол, имя существительное);
  • закрепление умения выделять главные члены предложения;
  • закрепление каллиграфических навыков;
  • закрепление умений работать в парах, группах.

Необходимое оборудование и материалы:

Класс оформлен в виде ярмарки. Детские поделки с уроков изобразительного искусства и художественного труда: посуда с хохломской росписью, игрушки с дымковской росписью, куклы в русских народных костюмах, лотки украшенные хохломской и городецкой росписью с пирожками. Девочки-лоточницы в русских народных костюмах.

Мультимедийный проектор (презентация, отрывок из мультфильма «Конек-горбунок», музыка В. Шаинского), сигнальные круги, жетоны «Успех».

Авторские комментарии:

Дети должны знать историю своего народа, его традиции, обычаи. Этот урок – итог работы второклассников в этом направлении. На уроках изобразительного искусства и художественного труда выполняли хохломскую, городецкую, дымковскую росписи на посуде, игрушках, подносах. На уроках развития речи сочиняли заклички, учились культуре поведения покупателя. После урока «Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными» второклассники реализовали полученные знания и умения. Они подходили к лоточницам; спокойно, не толкаясь, выбирали товар; вставали в очередь; со словами «пожалуйста», «спасибо», обращаясь к продавцу на «Вы», совершали покупку. Расплачивались заработанными «Успехами».

Этот урок можно не оформлять как урок-ярмарку, а провести как обычный урок-закрепление, используя презентацию и не используя отрывок из фильма. Этимологию слова ярмарка включить в минутку чистописания.

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня урок необычный, урок – (читаем хором) яр-мар-ка. К ней мы много готовились на уроках изобразительного искусства и художественного труда, чтения. Посмотрите, какие разнообразные товары на лотках: хохломская посуда, дымковские игрушки, куклы в русских сарафанах. А знаете ли вы, как образовалось слово «ярмарка»?

В этом слове как бы две части, пришедшие к нам из немецкого языка: яр – год, маркт – торг, рынок, базар. Вот и получилось: ежегодный торг, базар.

Ребята, расскажите о том, как раньше проводили ярмарки.

Рассказывают подготовленные ученики.

«Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. Многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты».

«Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов на ярмарку, зазывали людей или закликали. Отсюда в устной речи появились заклички».

– Значение новых непонятных вам слов поможет узнать отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Смотрим мультфильм.

«Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте;
А надсмотрщикам сидеть
Подле лавок и смотреть,
Чтобы не было содому,
Ни давёжа, ни погрому,
И чтобы никой урод
Не обманывал народ!»
Гости лавки отпирают,
Люд крещёный закликают:
«Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли, тары-бары,
Всяки разные товары!»
Покупальщики идут.
У гостей товар берут;
Гости денежки считают
Да надсмотрщикам мигают».

– Какие слова и выражения не понятны по смыслу?

II. Формулирование темы урока

– На нашей ярмарке товар можно приобрести не за деньги, а за «Успехи», которые вы получите за правильные ответы. Определите, знания какой темы вам для этого необходимы.

Слайд 2.

закл.кали
.грали
прод.вали
см.трел
см.ялся

– Какая орфограмма пропущена?

– Попробуйте сформулировать тему урока.

– Будем закреплять умения находить безударные гласные в корне и проверять их. Запишите слова в тетрадь, вставляя безударные гласные. Проверка (клик мышью).

– Какие гласные чаще всего бывают опасными в безударном положении? (клик мышью)

– Как проверить безударные гласные в корне слова?

– Какие части речи обозначают эти слова?

– Тему урока определили. Ярмарка открывается.

Подготовленные девочки-лоточницы выходят, показывают товар, закликают покупателей.

  1. Кому пирожки,
    Горячие пирожки?
    С пылу с жару
    Один «Успех» за пару!

  2. Подходи, налетай!
    Мои куклы покупай!
    Куклы не простые,
    Одёжки расписные,
    На головках шапочки,
    А на ножках тапочки!

  3. Милые ребятушки,
    Ярмарке порадуйтесь.
    Пряником, бараночкой,
    Крендельком побалуйтесь.

– Зарабатываем «Успехи», чтобы купить на нашей ярмарке то, что понравилось.

III. Работа по теме урока

Задание 1. Слайд 3. Выпишите однокоренные слова, выделите корень, подчеркните проверочное слово.

Гора, горелка, горка, гористая.
Белить, белила, белый, белка.
Водник, вода, водитель, водица.

Самопроверка (клик мышью).

– У кого без ошибок? Получите «Успехи».

– Напишите ещё свой ряд однокоренных слов.

– Прочитайте свой ряд однокоренных слов.

– Молодцы! Получите «Успехи».

Задание 2. Слайд 4. Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

В далёкие времена в Москве главная торговая площадь находилась возле кремлёвского рва.

Взаимопроверка. Слайд 5.

– У кого все слова выписаны? Вы заработали «Успех».

Задание 3. Работа в группах. Слайд 6. Подберите слова, противоположные по значению, объясните орфограммы.

дешёвый –
сытый –
горячий –
старый –

– Группе, первой справившейся с заданием, предоставляется слово для проверки (клик мышью).

– Какой частью речи выражены эти слова?

Задание 4. Работа с сигнальными кругами. Слайд 7.

в.ренье
л.сник
т.нкист
пов.р
в.ршина
ст.ловая

Проверка (клик мышью).

– У кого нет штрафных очков?

– Определите, какой частью речи выражены эти слова.

Физкультминутка.

(под музыку В. Шаинского)

Утром солнышко проснулось,
Встрепенулось, потянулось
И отбросив одеяло
На ярмарку побежало.
Там оно смеялось,
Там оно играло,
Там оно плясало,
Купцам торговать помогало,
Нам учиться не мешало.

Задание 5. Комментированное письмо.

Мороз сковал ледком лужи на лесных тропинках.

– Подчеркните главные члены предложения. Какими частями речи они выражены?

Задание 6. Слайд 8. Разгадайте кроссворд.


Рисунок 1.

  1. Пока дети – каждый в берете,
    Повзрослели – шляпы надели.
    (грибы)

  2. Течёт, течёт – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит.
    (река)

  3. Вырос в поле дом,
    Полон дом зерном,
    Стены позолочены,
    Ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном
    На столбе золотом.
    (колос)

  4. Ты не клюй меня дружок,
    Голосистый петушок.
    В землю тёплую уйду,
    К солнцу колосом взойду,
    В нём таких, как я,
    Будет целая семья.
    (зерно)

  5. Летом зеленеет,
    Осенью желтеет.
    (трава)

– Прочитайте слово по вертикали. Какая орфограмма в отгадке? Подберите проверочное слово.

Задание 7. Слайд 9. Разгадайте ребус. Отгадку запишите с проверочным словом.


Рисунок 2.

Ночная – ночь. Проверка (клик мышью).

Слайд 10. Разгадайте ребус. Отгадку запишите с проверочным словом. 


Рисунок 3.

Сказала – сказ. Проверка (клик мышью).

Слайд 11. Разгадайте ребус. Отгадку запишите с проверочным словом.


Рисунок 4.

Залила – лил. Проверка (клик мышью).

IV. Итог урока

– Подсчитайте свои «Успехи».

– Знания, какой темы вам помогли получить «Успех»?

– Как же проверить безударную гласную в корне слова?

V. Домашнее задание

– Подобрать и записать в тетрадь загадку, в отгадке которой есть проверяемая безударная гласная в корне.

Спасибо за урок.

Девочки-лоточницы могут приступить к работе. Покупатели, выбирайте товары.

Литература:

  1. Журавлев В.П. Жили-были…: Русская литературная сказка XIX века. – М.: Воениздат, 1993.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
  3. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе. – М.: Издательский центр «МарТ», 2004.