В современных условиях жизни, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний, которая дается на уроках. В процессе изучения русского языка обучающиеся должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы. Именно во время самостоятельной работы дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Эти умения не заложены от природы, их надо развивать у обучающихся.
К сожалению, у современных школьников снижается интерес к учебе, к своей культуре, русской классике. Книгу им заменили компьютер и телевидение, которые, на мой взгляд, не способствуют улучшению устной и письменной речи обучающихся. Многолетний опыт работы показывает, что обучающиеся мало владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать выводы и обобщения. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свое мнение, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. В связи с этим, самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у обучающихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д.
Существует множество форм самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка. Это и работа с учебниками, справочной литературой, первоисточниками, разнообразные виды упражнений и диктантов, грамматический разбор во всем его многообразии, задания творческого характера, исследовательские работы, работы с перфокартами, раздаточные карточки, тестовые задания, олимпиадные задания и т.д.
Работа с учебником – одна из главных форм самостоятельной работы. Исходя из этого, начиная с пятого класса, первым делом учу детей работать с учебником. В пятом классе каждый школьник заводит общую тетрадь-шпаргалку, куда записывает опорные схемы, слова-исключения, сложные слова, правописание которых необходимо запомнить. Эта тетрадь пополняется материалами вплоть до окончания школы. Чтобы хорошо запомнить правило после прочтения и объяснения, учу делать опорные схемы. На первом уроке демонстрирую собственную схему, на следующем уроке разрабатываем схемы совместно, затем обучающиеся составляют схемы самостоятельно, кому как нравится и как лучше запоминается. Таким образом, данная тетрадь для моих школьников – настольная «книга». Такая форма работы помогает, по словам обучающихся, и в работе с другими источниками.
На уроке одними из самых действенных и распространенных средств побуждения обучающихся к активной умственной работе являются вопросы и задания учителя. Сила их – в простоте и доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Данный прием «мозгового штурма» использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы, можно научить школьников находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты, подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во всех связях и в развитии.
Необходимо постепенно усложнять задания. Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы. Так, например, чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить свою работу, я применяю трехвариантные тестовые задания, в основе которых также лежит принцип постепенного усложнения материала. Задания первого и второго варианта – среднего уровня сложности, а задания третьего варианта – повышенной сложности. Трехвариантные тестовые задания провожу после каждого изученного раздела языка, а также в конце учебного года по всему курсу и в начале учебного года после повторения. Работа с тестовыми заданиями – это своего рода подготовка как к ЕМЭ, так и к ЕГЭ. Такая работа дает возможность выявить пробелы обучающихся, на которые впоследствии необходимо заострить внимание для их устранения.
Значительное место в процессе контроля и закрепления знаний обучающихся отводится проверочным раздаточным карточкам, перфокартам, с которыми можно работать на любой стадии урока. Они позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество школьников. По виду, форме и содержанию проверочные карточки могут быть репродуктивными (воспроизводящими), сравнительными, логически-поисковыми, ассоциативно-сравнительными, обобщающими.
Не менее важным при формировании самостоятельной работы обучающихся является принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение задач обучающимися. В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому использую на уроках и упражнения учебника, и разнообразные виды диктантов (словарный, объяснительный, выборочный, графический и т.д.), и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т.д.
Неотъемлемой частью эффективного самообразования в области русского языка должна стать исследовательская работа обучающихся. При исследовательском подходе школьник получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Тематика и характер исследовательских работ обучающихся различны, например, «Особенности русских и марийских пословиц и поговорок», «Секреты орфографии» и другие. Я считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся.
Таким образом, самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.
Самостоятельная работа обучающихся в процессе обучения русского языка должна опираться на взаимосвязь предмета с жизнью. Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.