Цели урока:
1. Познакомить с новыми звуками [к], [к’] и буквами “К, к”. Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой, учить распознавать новые звуки в словах, продолжить формирование навыков сознательного чтения.
2. Развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление.
3. Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
4. Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Оборудование:
1. Учебник “Букварь” и “Рабочая тетрадь” автора Т.М.Андриановой.
2. Карточки с образцами печатных и письменных букв “К, к”, предметные картинки.
3. Книга П.Ершова “Конёк-Горбунок”.
4. Презентация (слайды с изображением морских животных и таблицы со словами).
5. Запись музыкального фрагмента, звучание кларнета. (С.Рахманинов)
Ход урока
1. Работа с букварём.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь со следующей буквой русской азбуки. Эта буква необыкновенная: она любит путешествия и сказки.
Послушайте отрывок из одной сказки.
- Кобылица говорит:
По три утренни зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трех дней
Двух рожу тебе коней -
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Из какой сказки отрывок? (П.Ершов “Конёк-Горбунок”)
Учитель показывает книгу.
Рассматриваем иллюстрацию в букваре (с.59).
Выделяем новый звук [к] из слов: книга, “Конёк-Горбунок”, сказка, ключ, колокольчик.
Определяем, сколько раз слышится новый звук, его место в слове.
Звук [к] – согласный, твёрдый, глухой.
- Есть ли у звука [к] парный звук по твёрдости- мягкости? (Это звук [к,]. )
- Приведите примеры слов со звуком [к,]. (Кино, кит, кисть, очки, кегли и др.)
- Твёрдый и мягкий звуки [к] и [к,] обозначаются буквой “К”(произносится “ка”).
На доске появляется карточка с образцами печатной и письменной буквы “К”.
1.2. Работа со столбиками слов.
1 столбик: вэ, эф, гэ, ка.
- Что вам напоминают эти слоги? (Название букв.)
2 столбик: кино, книга, краски, буквы.
- В каком из слов звук [к,] произносится мягко? (Кино.)
3 столбик: корм, кормил, купил, покормил.
- Найдите в 3 столбике лишнее слово. (Купил.)
4 столбик- подготовка к чтению текста: аквариум, украсили, красивый, ракушка.
1.3. Работа с текстом.
1. Первичное знакомство с текстом – с его построением.
- Прочитайте название: “Аквариум”.
- Можно ли по названию определить содержание текста?
- Сколько частей в тексте? (2)
- Чем заканчивается каждая часть? (Восклицательным предложением.)
2. Чтение текста.
3. Беседа по содержанию.
- Какие подарки получил Кирилл?
- Как Кирилл ухаживал за рыбками?
- Как по-другому в тексте называется аквариум? (Дом.)
- А знаете ли вы, каких рыб можно разводить в аквариуме? Чем украшают аквариум?
1.4. Физминутка “Рыбки”.
2. Показ слайдов (смотри презентацию):
- Где ещё можно увидеть таких красивых рыб? (В море, океане.)
- Хотели бы вы отправиться в морское путешествие? На чём можно плыть по морю? (На корабле, лодке, паруснике и т.д.)
- “Конёк-Горбунок” приглашает вас прокатиться на “Чудо-юдо рыбе-ките”:
Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
(Отрывок из сказки П. Ершова “Конёк-Горбунок”)
2.1. Задание отважным “ мореплавателям”.
- Прочитаете слова.
- Найдите общую часть в словах.
- Догадайтесь, что она обозначает в переводе: человек, рыба или вода?
аквариум
акварель
акваланг
аквалангист
- Общая часть слов – аква, что в переводе с латинского означает вода. Все записанные слова имеют прямое отношение к воде.
2.2. Объяснение новых слов.
Жак Ив Кусто
Снаряжение аквалангистов
Аквалангисты под водой
Жак Ив Кусто – морской путешественник, учёный, изобретатель современного акваланга (1946 г.) - устройства для дыхания человека под водой, очков для подводного плавания, видеокамеры для подводной съёмки.
2.3. Знакомство ещё с одним словом – аквамарин (драгоценный камень, цвета морской волны).
аквамарин
2.4 Животные морей и океанов (в названиях есть буква “К”).
морской конёк
акула
касатка
кашалот
скат
каракатица и кальмар
краб
кораллы
2.5. Второе задание “мореплавателям”.
- Прочитайте слова.
- Какую букву нужно поставить в начало каждого слова, чтобы получить другие имена?
Оля Арина Ира Лара |
Коля Карина Кира Клара |
2.6.Чтение скороговорки с именем Клара.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет
- О каких кораллах мы прочитали? (Бусы.)
- Слышали ли вы, как звучит кларнет?
Звучит музыкальный фрагмент. (Пьеса С.Рахманинова со звучанием кларнета.)
2.7.Физминутка
Проговаривание скороговорки в разном темпе (дети стоят, задают темп, крутя руками).
3. Работа с пословицей учебника.
Каков мастер, такова и работа.
4. Работа в тетради (с.29)
1. Азбука Морзе.
Расшифровка слов: ура, мир.
2. После выполнения задания проводится игра радистов, дети могут простучать карандашом эти слова (точка – один удар, тире - двойной удар).
5. Подведение итогов урока.
- Интересно ли было вам путешествовать с буквой “К”?
- Что нового узнали на уроке?
- Кого из ребят вам было интересно слушать на уроке?