Задачи урока:
1) знакомство учащихся с содержанием данных произведений;
2) развитие умения моделировать обложку произведения, сравнивать произведения разных жанров;
3) совершенствовать навык правильного, сознательного и выразительного чтения;
4) способствовать развитию у учащихся любви к окружающей природе.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” 2ч. Автор Л.А Ефросинина; рабочая тетрадь “Литературное чтение” Автор Л.А.Ефросинина; листы для моделирования обложек произведений; выставка книг М.М.Пришвина.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1) Выразительное чтение стихотворения В.А.Жуковского “Жаворонок”.
2) Выставка рисунков (на доске) к книге-самоделке по данному произведению.
3) Беседа:
- Какие произведения, посвящённые жаворонку, мы читали на уроках? (Г.Скребицкий “Жаворонок”. Закличка. Загадка.)
- Что вы узнали об этой птице?
3. Новый материал.
1) Постановка цели урока: сегодня мы будем читать произведения, содержание которых связано с цветком. Хотите узнать, что это за цветок? Отгадайте загадку:
Есть один такой цветок,
Ты вплетёшь его в венок.
Но ветер дунет лишь слегка,
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
2) Беседа об одуванчиках:
- Когда зацветают одуванчики?
- Где они растут?
3) Самостоятельное чтение стихотворения О.Высотской “Одуванчик” учащимися по учебнику.
4) Работа над произведением.
Беседа по содержанию:
- Какое произведение прочитали?
- Какой жанр произведения? Какова тема?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Моделирование обложки (самостоятельная работа учащихся).
Проверка самостоятельной работы учащихся.
Работа с текстом:
- Как автор называет одуванчик? Прочитайте.
- Как он относится к цветку?
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
Упражнение в выразительном чтении стихотворения (работа в группах).
Проверка работы в группах: выразительное чтение стихотворения.
4. Физминутка. (“Цветок”)
5. Новый материал.
1) Чтение произведения М.Пришвина “Золотой луг” учителем.
2) Беседа по содержанию:
- Какое произведение слушали?
- Какой у него жанр? Какова тема?
- Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?
- Кто герои рассказа?
- Что о них запомнили?
3) Моделирование обложки произведения (самостоятельная работа учащихся).
4) Проверка самостоятельной работы.
5) Чтение учащимися отрывка из произведения М.Пришвина “Золотой луг” в учебнике (читают вслух хорошо читающие ученики).
6) Работа с текстом:
- Почему рассказ называется “Золотой луг”? Найдите ответ в тексте.
- Как автор описывает луг в течение дня? Прочитайте.
- Чем интересен одуванчик автору?
- Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?
7) Сравнение произведений О.Высотской и М.Пришвина:
- Что общего в произведениях? Чем они отличаются?
6. Итоги урока. Оценка работы учащихся.
- С какими произведениями познакомились на уроке?
- Что узнали нового?
- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек (зелёный круг – все задания сделаны успешно; жёлтый круг – не всё получилось; красный круг – было трудно на уроке).
7. Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение О.Высотской “Одуванчик” (по желанию учащихся).
- Выполнить задания в рабочей тетради к отрывку из рассказа М.Пришвина “Золотой луг”.
- Сочинить рассказ “Маленькое солнышко” (по желанию учащихся).
8. Работа с выставкой книг М.Пришвина.
* Дополнительное задание: вспомнить произведения М.Пришвина, которые вы читали.