Экспериментальная работа по теме "Определение химического строения глюкозы и сахарозы". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Введение

Углеводы – органические вещества общего состава Сn(H2O)m, где n,m>4.

На долю углеводов приходится около 80% сухого вещества растений и около 20% животных. Растения синтезируют углеводы из неорганических соединений (СО2 и Н2О).

В живых организмах углеводы выполняют различные функции. Они поставляют энергию для биологических процессов, а также являются исходным материалом для синтеза в организме других промежуточных или конечных метаболитов.

Углеводы классифицируются на моносахариды (состоят из одного элементарного звена, поэтому гидролизу не подвергаются) и полисахариды (состоят из двух и более элементарных звеньев; при гидролизе расщепляются до моносахаридов).

Моносахариды подразделяются на тетрозы (n,m=4), пример – С4Н8О4; пентозы (n,m=5), пример – рибоза С5Н10О5 и дезоксирибоза С5Н10О4; гексозы (n,m=6), пример – изомеры глюкоза и фруктоза С6Н12О6.

Полисахариды представлены изомерами сахарозой и мальтозой С12Н22О11; изомерами крахмалом и целлюлозой (С6Н10О5)n и многими другими.

Практическая часть

Цель практической работы: на основании изученных ранее классов кислородсодержащих органических веществ установить экспериментальным путём химическое строение глюкозы и сахарозы.

Реактивы: водные растворы глюкозы и сахарозы, медная проволока, раствор индикатора метилового оранжевого, водные растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель.

Задание 1. Установление наличия или отсутствия в молекулах глюкозы и сахарозы спиртовой группы.

Ход работы: прокалите в пламени спиртовки медную проволоку и внесите её в исследуемый раствор глюкозы. Опыт повторите с раствором сахарозы. Результаты опытов занесите в таблицу №1.

Задание 2. Установление наличия или отсутствия в молекулах глюкозы и сахарозы спиртовых групп.

Ход работы: получите в двух пробирках реакцией обмена гидроксид меди (II) и проведите реакцию на многоатомность с каждым из исследуемых веществ (в присутствии избытка щёлочи). Результаты опытов занесите в таблицу №1.

Задание 3. Установление наличия или отсутствия в молекулах глюкозы и сахарозы альдегидной группы.

Ход работы: соблюдая технику безопасности, нагрейте содержимое двух пробирок, полученное в ходе выполнения задания №2, в пламени спиртовки. Результаты опытов занесите в таблицу №1.

Задание 4. Установление наличия или отсутствия в молекулах глюкозы и сахарозы карбоксильной группы.

Ход работы: исследуйте реакцию на индикатор растворов глюкозы и сахарозы. Результаты опытов занесите в таблицу №1.

Таблица №1

Функциональная
группа

Качественный
реактив

Глюкоза
(наблюдения)

Сахароза
(наблюдения)

Спиртовая

CuO, t°

   

Спиртовые

Cu(OH)2

   

Альдегидная

Cu(OH)2 , t°

   

Карбоксильная

метилоранж

   

Задание 5. На основании заполненных табличных данных сделайте выводы о химическом строении глюкозы и сахарозы. Приложение

Рефлексия урока

Задание 6. На основании установленного химического строения глюкозы и сахарозы закончите уравнения возможных реакций:

Глюкоза:

С6Н12О6 + CuO _____________________ (наличие спиртовой группы)

С6Н12О6 + Cu(OН)2 —> _________________ (наличие спиртовых групп)

С6Н12О6 + Cu(OН)2 __________________ (наличие альдегидной группы)

С6Н12О6 <—> __________________________ (наличие карбоксильной группы)

Сахароза:

С12Н22О11 + CuO 111 _____________________ (наличие спиртовой группы)

С12Н22О11 + Cu(OН)2 —> __________________ (наличие спиртовых групп)

С12Н22О11 + Cu(OН)2 ___________________ (наличие альдегидной группы)

С12Н22О11 <—> ___________________________   (наличие карбоксильной группы)

Оценка за работу: ________________ .