Цели: составить и выучить таблицу умножения и деления на 3, работать над усвоением смысла умножения и деления и взаимосвязи между ними, закреплять правила вычисления стороны и площади прямоугольника, развивать мышление, память, речь, воспитывать интерес к урокам математики.
Оборудование: учебник “Математика” Л.Г. Петерсон, воздушный шарик, жетоны с цифрами, шифр (плакат).
Ход урока
I. Организационный момент.
(Учитель показывает воздушный шар с надписью SOS, в нем записка от Гарри Потера. В классе дети прокалывают шарик и читают записку)
- Что означают эти три буквы? (С кем-то случилась беда, он просит о помощи)
- К нам пришло необычное послание от Гарри Поттера. Он попал в плен к злым волшебникам и просит нас о помощи. Мы должны выполнить задание. После выполнения заданий будем получать жетон с цифрами. Когда выполним все задания можем воспользоваться шифром, расшифруем и спасем Гарри Поттера.
II. Устный счет.
1 задание
- Дайте характеристику числу 287. (Это число трехзначное, записывается при помощи трех цифр, в нем 287 единиц, 28 десятков, 2 сотни. Его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 200 + 80+ 7, предыдущее число 286, последующее 288. Наименьшее трехзначное число 100. Наибольшее - 999)
- Запишите это число в тетрадь и выразите в разных единицах счета.
287 ед. = 28 д. 7 ед. = 2 с. 87 ед.
- Выразите в разных единицах измерения.
287 см = 28 дм 7 см = 2 м 87 см
(За выполненное задание получили жетон с цифрой 10)
2 задание
а) 3 слабых учащихся работают по индивидуальным перфокартам. Проверка табличного умножения и деления на 2.
б) Арифметический диктант.
В тетрадях пишем только ответы.
- Перед домом стоит 12 машин, а мотоциклов на 9 меньше. Сколько мотоциклов стоит перед домом? (3).
- В театральном кружке занимается 23 девочки. Это на 8 больше, чем мальчиков. Сколько мальчиков в театральном кружке? (15).
- В бидоне 3 литра молока. Сколько молока в двух бидонах? (6)
- Утром на полив огорода взяли 6 ведер воды, а вечером в 2 раза больше. Сколько ведер воды взяли вечером на полив огорода? (12).
- В альбоме 15 открыток с комнатными растениями. Это на 6 больше, чем с деревьями. Сколько открыток с деревьями в альбоме? (9)
Проверка: фронтальная с помощью сигнальных квадратов.
- Прочитайте ответы. (3, 15, 6, 12, 9)
- Ниже запишите их в порядке возрастания. (3, 6, 9, 12. 15)
- Что интересного заметили? (числа увеличиваются на 3)
- Назовите среди них четные числа. (6, 9)
- Цепочкой будем прибавлять к 15 по 3, пока не получиться 30.
(Получили жетон сцифрой 15)
III. “Открытие” нового знания и первичное закрепление.
1. Запишите в тетради только ответы.
4 х 2 | 8 : 2 | 9 : 3 |
5 х 3 | 14 : 2 | 18 : 6 |
2 х 3 | 3 х. 7 | 5 х. 3 |
Проблема:
- Кто сумел справиться со всеми примерами?
- У всех ли получились правильные ответы?
- Кто не смог быстро решить все примеры? Почему? (Не хватило времени, не знаем ответы без таблицы умножения и т.д.)
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Попробуем составить и выучить таблицу умножения и деления на 3)
2. Составление таблицы.
- Что нам нужно вспомнить, чтобы легче было заполнить таблицу умножения и деления на 3. (Посчитать через 3)
IV. Физкультурная минутка.
Ритмическая игра “Счет через 3” (Разбившись парами, стоя лицом друг к другу дети считают молча, “про себя”, одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносится кратное того числа, через которое ведется счет. Называя кратное дети касаются ладонями друг друга (как в считалочках). В итоге синхронного выполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух.
“Счет через 3”: коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “три”, коснуться руками ног (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “шесть” и т.д.)
Таблица записана на доске. (В начале урока она, как и тема урока была закрыта)
3 х 3 = | 9 : 3 = | ||
3 х 4 = | 4 х 3 = | 12 : 3 = | 12 : 4 = |
3 х 5 = | 5 х 3 = | 15 : 3 = | 15 : 5 = |
3 х 6 = | 6 х 3 = | 18 : 3 = | 18 : 6 = |
3 х 7 = | 7 х 3 = | 21 : 3 = | 21 : 7 = |
3 х 8 = | 8 х 3 = | 24 : 3 = | 24 : 8 = |
3 х 9 = | 9 х 3 = | 27 : 3 = | 27 : 9 = |
- Прочитайте выражение.
- Что показывает первое число в выражении? (Какое число мы берем слагаемым).
- Что показывает второе число? (Сколько раз мы берем слагаемым число 3)
- Сколько получиться? (9)
(Аналогично решают первые четыре выражения с проговариванием в громкой речи)
- Что вы заметили, смотря на первые три произведения? (Каждое следующее на три больше предыдущего)
Остальные произведения найдите сами, используя эту закономерность.
Проверка с помощью сигнальных квадратов.
- А дальше таблицу будем заполнять по строкам.
- Почему нет выражения 3 х 3? (Уже было)
- Сколько получиться в выражении 4 х 3? (12)
- Почему? Какое свойство умножения применили? (От перестановки множителей произведение не изменяется)
- Сколько получиться, если 12: 3? (4)
- Почему? Какое правило применили? (Если произведение разделить на один из множителей, то получиться другой множитель)
(Первые четыре строчки решают с проговариванием в громкой речи.)
- Последние три строки выражений решите самостоятельно.
(Проверка фронтальная с помощью сигнальных квадратов)
- Вернемся к нашим примера и теперь попробуем решить их зная таблицу умножения и деления на три.
(Получают жетон с цифрой 8)
V. Закрепление материала.
1. Выполните действия:
3 х 7 – 5 х 3 = 3 х 2 + 8 х 3 = 0 х 3 + 3 х 3 =
4 х 3 + 3 х 3= 3 х 6 + 1 х 3 = 3 х 9 + 0 : 9 =
- Какое действие будем выполнять сначала? (Сначала будем выполнять умножение и деление, а потом сложение и вычитание)
- Первые два примера у решаем у доски, проговаривая в громкой речи.
- 1 вариант – решает второй столбик.
- 2 вариант – решает третий столбик.
Проверка: (взаимопроверка в парах)
(Получают жетон с цифрой 6)
2. Коллективный разбор и самостоятельное выполнение задания.
Найди неизвестную площадь или сторону прямоугольника.
- Что известно? (Стороны прямоугольника)
- Что надо найти? (Площадь)
- Как это сделать? (Площадь - произведение длин двух сторон. Значит, чтобы найти площадь, нужно длину умножить на ширину)
- Ч то известно? (Известна длина одной стороны и площадь прямоугольника)
- Что надо найти? (Найти длину неизвестной стороны прямоугольника)
- Вспомним правило, как это сделать. (Чтобы найти длину одной стороны прямоугольника, надо площадь разделить на длину другой стороны)
1 вариант - а 15: 5=3 (м)
2 вариант - б 24: 3= 8 (дм)
Проверка: индивидуальная и фронтальная с помощью сигнальных квадратов.
(Получают жетон с цифрой 30)
3. Поставь вместо звездочки подходящий знак действий. (Примеры заранее записаны на обратной стороне доски)
27 * 3 * 7 = 17 27 * 3 * 7 = 16 27 * 3 * 7 =
27 * 3 * 7 = 23 27 * 3 * 7 = 6 27 * 3 * 7 =
Проверка: индивидуальная и фронтальная.
(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют нужный знак действия. Остальные дети показывают сигнальные карточки).
(Получают жетон с цифрой 37)
VI. Итог урока.
- Проанализируйте свою работу.
- Все ли удалось сделать?
- Какие трудности встретили?
- Какую таблицу вы сегодня составили?
- Какие свойства умножения и деления вы использовали при составлении таблицы?
- От перестановки множителей произведение не изменяется.
- Если произведение разделить на один из множителей, то получиться другой множитель)
Все задания выполнили. Значит можем воспользоваться шифром и спасти Гарри Потера.
Шифр
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ы ь Э Ю Я , . ? !
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37
На доске жетоны с цифрами: 10, 15, 8, 9,30,37
Дети расшифровывают: И Н Ж З Ь !
Составьте из этих букв слово.
ЖИЗНЬ!
Мы с вами спасли Гарри Потера. Молодцы!
Выставление оценок.
- Кто свою работу на уроке оценил на “5”? Почему?
- Кто свою работу на уроке оценил на “4”? Почему?
VII. Домашнее задание: учить таблицу умножения и деления на 3.