Осенний праздник по теме "Здравствуй, гостья-Осень!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • расширять представления детей о природе;
  • углублять и систематизировать знания детей об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, осадки, ветер, листопад, созревание плодов и корнеплодов, отлет перелетных птиц на юг);
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
  • побуждать детей к активному участию в празднике; создавать радостное настроение;
  • развивать речь детей, интерес.

Действующие лица: Ведущий, Тучка, Солнышко, Осень (роли исполняют взрослые).

Развивающая среда:

  • декорации осеннего сказочного леса;
  • на стенах зала “Осенние” плакаты, на полу разноцветные листья;
  • столик, на котором корзинки с муляжами овощей и грибов;
  • 4 зонтика для танца;
  • 2 султанчика из новогоднего дождика;
  • атрибуты овощей и зверей;
  • 2 корзинки с грибами из картона для игры;
  • осенние листики из картона.

Предварительная работа:

  1. Прогулки по участку детского сада с целью наблюдения за осенними изменениями в природе (опадание листьев, ветер, частые дожди, исчезновение насекомых и перелетных птиц).
  2. Чтение сказок “Три поросенка”, “Зимовье”.
  3. Рассматривание картин осенней природы.
  4. Рисование осенней природы, изготовление поделок из природного материала и овощей.
  5. Разучивание песенок, стихотворений об осени.
  6. Отгадывание загадок на темы: “Овощи”, “Природные явления”, “Времена года” и др.

Ход праздника

Звучит веселая музыка, дети вместе с ведущим входят в зал, присаживаются на стульчики.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришел? (Ответы детей). Конечно, праздник осени!

Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели
И по ветру полетели…
Зашуршали по кустам…
Видно их и тут, и там.

Ветер золото кружит, золотым дождем шумит!

Вот и к нам сюда ветерок листочки принес! Ой, как их много, посмотрите!

Листочки все осенним днем
Красивые такие,
Давайте песенку споем
Про листья золотые!

Ведущий раздает детям осенние листочки из картона, дети встают в круг.

Исполняется песня “Осень” (муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина)

Ведущий: Осень – очень красивое время года. Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые.

Ребенок 1:

Осень! По утрам морозы,
В рощах желтый листопад!
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней!

Ребенок 2:

Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки!

Ребенок 3:

Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу.
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!

Ведущий: (прислушивается). Кто-то стучит в дверь.

Кто-то к нам сюда бежит,
Кто-то к нам сюда спешит…
Хлопнем, топнем мы дружней,
Пусть отыщет нас скорей!

Звучит музыка, вбегает Тучка (в руке у нее 2 султанчика из новогоднего дождика).

Тучка:

Я тучка осенняя, синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная!
Если только захочу -
Всех вас дождиком смочу!

Звучит музыка, Тучка пробегает около ребят и брызгает их дождиком.

Ведущий:

Тучка-тучка, подожди,
Убери свои дожди!
Мы про дождик танец знаем
И тебе его подарим.

Исполняется танец с зонтиками (на мотив муз. Д. Кабалевского “Грустный дождик”).

Тучка: Какой красивый, интересный танец! Спасибо вам, ребятки!

Ведущий: А еще, Тучка, мы с ребятами знаем игру, которая называется “Солнышко и дождик” и предлагаем тебе с нами в нее поиграть.

Игра “Солнышко и дождик” (муз. М. Раухвергера). Под музыку на слова воспитателя “Светит солнышко” дети бегают, резвятся, играют; на слово “дождик” - дети садятся на свои стульчики.

Тучка:

Очень весело играли,
Свою ловкость показали,
Но уж как всегда бывает –
Нам кого-то не хватает?

Ведущий: Солнца нет у нас, друзья!

Входит Солнышко.

Солнышко:

Здравствуйте! А вот и я!
Солнце все ребята знают,
Солнце очень уважают,
Солнце светит ярко, ярко,
И под солнцем очень жарко.
Солнце всех важнее,
Солнце всех нужнее

Тучка:

Солнце, солнце, подожди,
На меня ты посмотри…(кружится)
У меня внутри вода,
А вода нужна всегда!
Значит, я важнее,
Значит, я нужнее!

Солнышко и Тучка спорят, топая ногой.

Ведущий:

Успокойтесь, успокойтесь,
И, пожалуйста, не ссорьтесь!
Каждый из вас важен,
Каждый из вас нужен!
Правда, ребята?

Солнышко и Тучка пожали друг другу руки.

Солнышко:

Если все в порядке,
Ребята, угадайте-ка загадку!

Урожай в лесу поспел,
Все берут корзинки.
Что же будут собирать
На лесных тропинках?
Что же будут собирать,
Вам придется угадать!
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят!
Что же это? (грибы).

Игра “Собери грибы” (участвуют по 2 человека. Нужно как можно больше собрать грибов и правильно их назвать).

Тучка:

Интересно вы играли,
Быстро все грибы собрали.

Солнышко:

Но теперь пора прощаться,
Нам на небо возвращаться!
До свидания!!!

Тучка и Солнышко уходят.

Ведущий: Вот, ребята, мы и попрощались с Солнышком и Тучкой. А где же наша гостья-Осень? Что же ее так долго нет?

В это время стук в дверь, появляется Осень.

Осень:

Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Все кругом я нарядила,
Темный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем,
Листья там горят огнем!

Ведущий: Проходи, проходи, Осень! Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу. Вот послушай, какие стихи приготовили для тебя ребята.

Ребенок 1:

Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль,
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.

Ребенок 2:

Наша осень хороша –
Запестрели улицы!
Мы гуляем не спеша,
Красотой любуемся.

Ребенок 3:

Одарила гостья - Осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов!

Ребенок 4:

Так давайте славить Осень
Песней, пляской и игрой!
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!

Осень: Спасибо, вам дети! Я очень рада, что вы так много обо мне стихов выучили, а знаете ли вы, сколько у меня есть братцев – осенних месяцев? Назовите их имена. (Дети называют). Правильно, молодцы! А теперь расскажите мне, чем же прославился мой первый братец – сентябрь.

Ведущий:

Собирают в сентябре урожаи плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Вот и нынче урожай у нас так хорош, уродился густо,
Что все овощи всерьез
Затевают длинный спор,
Кто из них из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Выходят дети в атрибутах овощей и читают стихи.

Горох 1:

Я такой хорошенький.
Зелененький малышка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Редиска 5:

Я – румяная редиска,
Поклонюсь всем низко-низко,
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Свекла 2:

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету.

Морковь 6:

Про меня рассказ недлинный:
Кто не любит витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

Капуста 3:

Ты уж, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!

Помидор 7:

Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.

Огурец 4:

Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Кабачок 8:

Кабачковая икра,
Так полезна, так вкусна!

Лук 9:

А я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зеленый лук!

Осень:

Спор давно кончать пора, спорить бесполезно.
Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить
Все без исключенья, в этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее.

Ведущий:

Чтоб не думать, не гадать,
Приглашайте, овощи, всех ребят петь и танцевать!

Исполняется песня “Огородная-хороводная” (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Осень: Молодцы, ребята, хорошую песню исполнили. А теперь вспомним, как имя моего второго братца. (Ответ детей). Правильно, октябрь. Его в народе называли еще красивым именем – листопад.

Исполняется “Танец осенних листочков” (муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой).

Осень: Ребята, в октябре еще лесные звери начинают готовиться к зиме. Знаете ли вы, как готовятся звери к зимним холодам?

Выходят дети в атрибутах зверей, читают стихи.

Медведь 1:

Я к зиме берлогу рою,
Буду спать я в ней зимою!
Я зимой люблю поспать,
Лапу вкусную сосать!

Белочка 3:

Осень, осень! Меня послушай
И орешков моих скушай,
Я все лето их сушила,
А потом в дупле сложила.
Там еще грибочки есть,
Всех запасов и не счесть!

Ежик 2:

Я зимою тоже сплю,
Холодов я не люблю!
Видишь, листья собираю,
В кучу их потом сгребаю.
Ежику тепло зимою
Под листвою золотой!

Осень:

Что ж, я вас хвалю,
Потрудились вы, смотрю!
Но про птиц-то мы забыли,
Ничего не говорили!

Ребенок:

Опустел скворечник, улетели птицы.
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Осень: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра “Не урони шишку” (участвуют по 2 человека. Нужно от одного стульчика к другому очень быстро перенести в ложке шишку, не уронив ее).

Осень: Хорошо поиграли! А теперь скажите, какое имя носит последний мой братец? (Ответ детей). Да, верно, ноябрь. Этот месяц сильно дождливый. Без зонтика и не погуляешь.

Исполняется песня “Дождик” (муз. и сл. Е. Макшанцевой).

Ведущий: Осень, мы так рады, что ты к нам сегодня пришла, спасибо тебе большое. Послушай, пожалуйста, какие частушки для тебя приготовили ребята.

Ребенок 1:

Мы осенние частушки пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас! Ух!

Ребенок 2:

Как красиво все кругом золотым осенним днем:
Листья желтые летят, под ногами шелестят! Ух!

Ребенок 3:

Осень – времечко сырое, дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают разноцветные зонты! Ух!

Ребенок 4:

Осень – чудная пора, любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим, много там грибов находим! Ух!

Ребенок 5:

Осень, осень, золотая, хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла! Ух!

Ребенок 6:

Мы частушки вам пропели, вы скажите от души,
Хороши наши частушки, и мы тоже хороши! Ух!

Осень: Понравились мне ваши частушки очень. А теперь скажите, вы загадки любите? А отгадывать умеете? Тогда слушайте.

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?

Кто в берлоге спит зимой
Под большущею сосной?
А когда придет весна,
Просыпается от сна.

В гору бегом,
С горы кувырком.

В лесу живет,
В деревне кур крадет?

В дупле живет, орешки грызет.

Осень: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, хорошие песни спели, танцы исполнили. Спасибо вам за веселый праздник! Но подошло время проститься с вами.

Жду вас в гости через год
На веселый хоровод.
Снова будет карнавал,
Золотой осенний бал!

До свидания!

Дети и ведущий: До свидания!!!

После праздника чаепитие.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2006 г.

2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Для работы с детьми 5-7 лет. Изд-во “Мозаика-Синтез”, М., 2006 г.

3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., “Просвещение”, 1985 г.

4. Ледяйкина Е.Г., Тонникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг, 2002 г.

5. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Новые сценарии утренников для дошкольников. Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг, 2001 г.

6. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и детей. Академия Развития, Академия Холдинг, 1996 г.

7. Ходаковская З.В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет. Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей. М., Изд-во “Мозаика-Синтез”, 2006 г.