Цели урока:
Образовательные цели:
- повторить понятие “эпистолярный жанр”;
- раскрыть значение письма как средства общения людей;
- повторить композиционные части письма;
- научить писать личные письма.
Воспитательные цели:
- воспитание любви к родному языку, умения передавать свои чувства языковыми средствами;
- воспитание уважения к учителю, его труду;
- формирование этического отношения к слову;
- воспитание желания писать письма.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас с вами будет интересный, я уверена, разговор. К этому разговору каждый из вас готовился. Очень скоро вы будете заканчивать школу. Как всегда говорят в таких случаях, вы возьмете с собой багаж знаний, накопленный за это время в школе. Но мне хочется, чтобы вы взяли с собой еще очень важную вещь – умение писать письма.
2. Проверка домашнего задания.
Некоторое время назад вы получили домашнее задание написать письмо кому-либо: другу, маме, папе, учителю, брату и т.д. Скажите, вы написали письмо? Как давно вы не писали писем кому-либо? Трудно было писать? Получили ли вы ответ? Вам приятно было получить письмо? (Учащиеся делятся впечатлениями)
3. Актуализация знаний.
Я очень рада, что вам понравилось получать письма. Несмотря на современные средства связи, открытка и письмо остаются самыми приятными посланиями от друзей и близких. Поэтому не забывайте, как письмо оформляется:
Композиция письма:
Правила заполнения конверта.
- От кого Иванова И. И.
- Откуда ул. М.Горького, д.24, кв.5,
- п. Тюльган, Оренбургская область.
- Индекс 462010
- Кому Гирину А.П.
- Куда ул. Советская, д.145, кв 5, г. Оренбург.
- Индекс 460234
Ребята, а какое письмо писалось трудно? Как вы думаете, почему? (Ученики рассуждают).
4. Письмо учителю.
Когда мы с вами пишем письма, какую цель мы преследуем? - Сообщить сведения. – Получить информацию. – О чем-то спросить. – Посоветоваться. – Поблагодарить. - Излить свою душу. И т.д. И конечно, хочется письменно поговорить с таким человеком, который тебя поймет, поможет, поддержит, посоветует что-то, порадуется за тебя. Может быть, поэтому многие из вас написали письмо учителю. Я благодарна вам за эти письма. Благодарна за то, что ваши письма – не пустые письма, они содержательные, интересные. Вы задумываетесь о жизни, вам хочется состояться как личностям, это очень хорошо. Я верю вам и верю в вас. 2010 год был объявлен Годом учителя. Профессия учителя очень трудная и ответственная. Здесь нельзя допускать брак, ведь это судьбы детей. В русской литературе мы можем нередко встретить письма, которые пишут герои. Конечно, эти письма характеризуют его. Прочитайте рассказ Тамары Ломбиной “Объяснительная записка”. Здесь герой тоже пишет письмо, и это письмо ученик пишет своей учительнице.
Работа с текстом. Рассказ Тамары Ломбиной “Объяснительная записка” (Приложение №1)
Беседа по тексту.
- О чем рассказ Т.Ломбиной? - Как построен рассказ? Почему в рассказе нет экспозиции? - Какую роль в рассказе играет письмо? - Охарактеризуйте главного героя по его письму. - Почему учительница так отреагировала на письмо ученика? А какой реакции ожидали от нее вы? - Как должна была, с вашей точки зрения, поступить учительница?
К сожалению, бывает и такая ситуация. Учительница не поняла своего ученика, вернее, не попыталась понять. А поступок Юлии стал для нее хорошим уроком. Мы не знаем, как дальше будут развиваться события в рассказе, но хочется верить, что Сережа и Юля не потеряют веру во взрослых людей.
Я думаю, вы понимаете, насколько ответственна профессия учителя. Она обязывает не только давать знания, но и давать уроки человечности. Порой, это бывает очень непросто.
А теперь послушаем еще одно письмо ученика. (Михаил Танич, Ян Френкель “Анна Константиновна”). Слушаем аудиозапись, тексты на столах.
Анна Константиновна! Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха с челочкой торчком.
Шлю вам запоздалое слово благодарности
За мои чернильные палочки с крючком.
Анна Константиновна! Если Вы позволите,
К Вам на арифметику в детство удеру
Поучиться заново крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте, правде и добру.
Анна Константиновна! А в конце послания
Вам желает радостей и хороших слов
Ваш не отличавшийся по чистописанию
С третьей парты – помните, Леша Иванов.
Беседа по тексту.
- Охарактеризуйте автора этого письма.
- Почему он пишет письмо учительнице?
- Почему автор ничего не написал о себе сегодня?
- Что дорого автору письма?
Групповая работа. Каждый год мы выпускаем из школы девушек и юношей. Конечно, нам далеко не безразлично, как сложится судьба каждого из них. Ведь в конечном итоге ваша судьба – это результат труда учителя. Важно не только научить вас основам наук, но и научить быть хорошими людьми, уметь общаться, дружить, любить. Я хочу предложить вам письма выпускников своим учителям. Эти письма написаны по прошествии некоторого времени после окончания школы.
Письма выпускников. (Приложение №2)
Задание. Прочитать письмо. Охарактеризовать автора письма. Каково отношение автора к своему учителю? Почему автор захотел написать письмо? Данное письмо единичное или автор пишет не первый раз? О чем это говорит? Что узнает учитель из данного письма? Что значит это письмо для учителя?
(Учащиеся работают в группах, готовят ответы на вопросы. Обмениваются мнением, Получается интересный разговор)
Выводы: Да, в этих письмах раскрывается мир другого человека. Его изменившиеся взгляды на жизнь, его жизненные принципы, его увлечения и его любовь. Я уверена, что это важно каждому учителю – знать, что ты оставил след в судьбе ребенка, помог ему что-то осознать в жизни, чего-то добиться. Наверное, это ощущение можно выразить словами поэта Эдуарда Асадова:
Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно...
Зажглись рябин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое...
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку! Э.Асадов “Одно письмо”
Когда два человека ведут переписку, это важно не только одному из них. Это важно и автору, и адресату. Об этом очень хорошо сказал Дмитрий Лихачев, знаток эпистолярного жанра, давший мудрые советы многим молодым людям. В одном из последних писем он писал: “Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений. Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только “учил”, но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно”.
Ребята, я желаю вам полюбить писать письма. После окончания школы вы уедете учиться. Пусть у вас всегда будет время написать родителям, друзьям, учителю. Письма будут приносить вам радость, как радость встречи с дорогими вам людьми.
5. Рефлексия
У вас на партах маленькие конвертики с вложенным чистым листком. Напишите на этом листке продолжение фразы: “Письмо - это …”