Предварительная подготовка: к уроку учащиеся должны знать следующие темы: “Сложение и вычитание дробей”, “Умножение и деление дробей”, “Распределительное свойство умножения”, “Нахождение дроби от числа и числа по его дроби”, “Взаимно обратные числа”.
Цели урока:
- образовательные: закрепление знаний и умений по теме “Умножение и деление обыкновенных дробей”, создание условий для формирования знаний по новой теме и контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений;
- развивающие: способствовать формированию умений применять приёмы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора и творчества, мышления и речи, внимания и памяти;
- воспитательные: формирование навыков самоконтроля; воспитание самостоятельности и чувства ответственности.
Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование и источники информации: написанные на доске задания для устной и письменной работы, таблицы-схемы, инструкционные карты, листы учёта знаний, карточки для составления и выполнения самостоятельной работы, карточка учителя, учебники.
Тип урока: комбинированный (с использованием модульной технологии обучения).
Структура урока.
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Проверка домашнего задания (4 мин.).
3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (12 мин.):
а) устный счёт;
б) задание на развитие мышления и творческих способностей;
в) составление самостоятельной работы.
4. Задание со сменой установки (2 мин.).
5. Физкультминутка (1 мин.).
6. Изучение нового материала (22 мин.).
7. Итог урока (2 мин.).
Ход урока
Организационный момент.
Вместе с дежурным учитель проверяет готовность учащихся к уроку, готовность классного помещения, говорит о том, что урок сегодня проходит под девизом: “Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Анатоль Франс (1844-1924).
Учитель: давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету французского писателя, будем активны, внимательны, будем “поглощать” знания с желанием и интересом, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
Проверка домашнего задания.
Задание: “Лабиринт”. Пройти по лабиринту, выполняя арифметические действия, но для этого нужно найти начало пути.
Рисунок 1
Один из учеников оформляет решение домашнего задания на доске (на уже нарисованной схеме), в это время учитель заслушивает консультантов о выполнении остальными учащимися домашнего задания и проводит фронтальный опрос по ранее изученному материалу.
Учитель: Каких действий при решении домашнего задания, вы выполнили большее количество? (Деления и умножения)
Учитель: Сформулируйте правила умножения и деления дробей? (Учащиеся формулируют правила, используя схемы)
Рисунок 2
Учитель: Дайте определение взаимно обратных чисел и приведите примеры? (Учащиеся дают определение)
Ученик у доски объясняет решение, остальные учащиеся вместе с учителем контролируют ответы, корректируют и дополняют записи в своих тетрадях.
Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
а) Устный счёт.
Учитель: Проверьте, верно ли решены уравнения:
x = 3,5 у = 1 x =1
Учитель: Чтобы выполнить следующее задание, ребята, вам нужно вспомнить правило нахождения дроби от числа и правило нахождения числа по значению его дроби (учащиеся формулируют правила, используя схемы или стихотворения [1]).
Рисунок 3
Дробь от числа хотим найти,
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.Коль число по части вдруг
Отыскать решите,
То на данную вам дробь
Часть ту разделите.
Найдите: а) от 140; б) 25% от 120; г) 0,3 от 18.
Найдите число: а) которого равны 6; б) 30% которого равны 2,7.
Ребята, у немцев есть поговорка “Попасть в дроби”, значит попасть в трудное положение, вы, молодцы, что при выполнении этого задания “ не попали в дроби”.
б) Задание на развитие мышления и творческих способностей.
Учитель: Откройте тетради, следующее задание будем выполнять письменно. Наверное, каждый из вас слышал или знает имя древнегреческого врача, жившего в 5 веке до н.э., с его именем связано представление о высоком моральном облике и образце поведения врача - это “отец медицины” Гиппократ. Выполните вычисления и, используя ключ (найденные ответы), запишите его известное высказывание.
Ответ | 4 | 18 | 4 | 18 | 15 | – | |||
Буква |
Д Н
И А
Е !
Р В
(НЕ НАВРЕДИ!)
Цель: расширение кругозора учащихся в историческом аспекте, дать дополнительную информацию об окружающем мире.
в) Составление самостоятельной работы. (Приложение 1)
Каждый из вас, ребята, сейчас будет “учителем”. Задача “учителя”: составить самостоятельную работу. В карточках, которые лежат у вас на столах, заполните первые строчки таблиц. Молодцы, с ролью учителя вы справились, а теперь, вы снова ученики и дома вы выполните эту самостоятельную работу: заполните вторые строчки таблицы (за работу ученик получает две отметки).
Цель: так как способности развиваются в деятельности, дать возможность учащимся оценить свои способности.
Задание со сменой установки.
Учитель: Сейчас мы выполним тест, на доске написано несколько чисел, запомните их в том же порядке (время - 20 сек.).
13 2,5 0 1941
Теперь я закрою числа, а вы ответьте на вопросы:
Сколько всего чисел?
Назовите целые числа?
Каких цифр нет в ряду?
Какое число стоит на третьем месте?
Все ли числа были натуральными?
Назовите последнее число?
Какое число соответствует историческому событию, на каком месте оно находится и какому событию соответствует?
Цель: задание проверяет и развивает зрительную память, быстроту реакции, внимание, повышает интерес к обучению.
Физкультминутка.
Изучение нового материала.
Учитель: Какие выражения вы знаете? Ответ: числовые и буквенные.
Сегодня вы познакомитесь с дробными выражениями, запишите тему урока. Что бы вы хотели узнать по новой теме?
Мотивационная беседа, завершающаяся постановкой ИДЦ (интегрирующая дидактическая цель). Дальнейшая работа проходит по технологическим картам.
УЭ |
М–4. Дробные выражения. |
3 ч. |
УЭ-0 | Литература “Математика 6” Н. Я.
Виленкин. Учебный материал с указанием заданий. |
Руководство |
УЭ-1 2 мин. |
Тема урока. ДРОБНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. ИДЦ: знать, что называется дробным выражением; как называется выражение, находящееся над чертой? Под чертой? Выполнять действия с дробными выражениями. |
Запишите тему урока, поставьте перед собой цель, сравните её с ИДЦ |
УЭ-2 5 мин. |
Входной контроль. Цель: повторить изученный материал, необходимый для изучения нового. 1. Выполните вычисления, используя распределительный закон: а) (1 балл) б) (1 балл) в) (1 балл) 2. Решите задачу (без вопросов), выполняя только действия (за верное решение 2 балла). В магазин завезли 2000 кг картофеля. В 1 день продали 0,3 всего картофеля, а во 2 день остатка. Сколько картофеля продали во 2 день? 3. Сравните ответы с ответами на доске. Оцените работу: 5 баллов - “5”, 4 балла - “4”, 3 балла - “3”, 2 балла - “2”. |
п.13, 14 Не забывайте о времени!!! Отметку занесите в оценочный лист |
УЭ-3 3 мин. |
Цель: узнать, какие выражения
называются дробными, как называются элементы
дробного выражения. 1. Прочтите п.19, найдите определение дробного выражения, запишите его в тетрадь. 2. Выпишите из параграфа несколько примеров дробных выражений. 3. Какое выражение называют числителем, какое знаменателем? 4. В задании №676 назовите числитель и знаменатель. |
п.19 (до примера 1, стр. 104-105) Работа в парах. Работа в парах. |
УЭ-4 12 мин. |
Цель: научиться применять
изученную теорию на практике. 1. Прочтите в п. 19 пример 1 и решите №679 (г, е). 2. Прочтите в п.19 пример 3 и решите №680 (к, л, м). 3. Если возникли затруднения, обратитесь к карточке учителя. 4. Сравните ответы с ответами на карточке учителя. За верно выполненное задание - 1 балл. 5.Оцените свою работу: 2 балла - “2”, 3 балла - “3”, 4 балла - “4”, 5 баллов - “5”. |
Работайте по образцу. Не забывайте о времени!!! Поставьте оценку в оценочный лист |
Рефлексия. 1. Определите уровень сложности, выполненной вами работы: а) лёгкая б) средняя в) сложная 2. Ваше настроение - 3. Самооценка работы на уроке - |
||
Запишите домашнее задание: п.19,
№679 (а, б, в), заполните карточку с самостоятельной
работой, подумайте о высказывании Л.Н.Толстого. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! |
Сдайте оценочный лист. |
Цель: дать возможность каждому ученику работать самостоятельно, исходя из его индивидуальных особенностей и способностей, контроль и рефлексия на каждом этапе урока.
На доске записаны ответы к УЭ-2.
1) а) 97; б) 61; в) 13.
2) 1120 кг.
УЭ-4. Карточка учителя с подробным решением всех заданий находится на столе учителя.
Итог урока.
Подводится итог, даётся оценка работы класса. Оценочный лист (Приложение 2) сдают учителю.
Учитель: Как вы думаете, есть ли что-то общее между дробью и человеком?
Лев Николаевич Толстой говорил, что человек подобен дроби: числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит… подумайте, что это значит, и мы с вами обсудим это на следующем уроке.
Литература
Математика: приложение к газете “Первое сентября” №5/1997. Статья О. Севастьяновой “Нам песня правила учить помогает”.