Формирование ценностных ориентаций и здорового образа жизни воспитанников школы-интерната

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая доказательства. Можно сказать, что собственно человеческое в человеке – это всегда другой человек. Другой – осветивший и обогативший мою душу, мой жизненный мир, и те, кому я в свою очередь посвящаю свои силы и способности. Детству, естественно, присущи стремление к дополнению, потребность и способность обретения полноты человеческого бытия. Старшие создают особую, располагающую, развивающую среду, в которой младшим легче рассекречивать и осваивать глубины и потенции внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь и жизнь других людей. Иными словами, взрослые (в норме) обеспечивают ребенку ПРЕЗУМЦИЮ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ – право и возможность стоять на человеческом пути развития, говоря словами Г.Гессе, наряду с внешней судьбой обрести судьбу внутреннюю, более сущностную, не случайную.

Взросление – дело трудное и даже болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, человек может превратиться в карикатуру на человека или в чудовище. К сожалению, иногда случается и такое. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, воспользовавшись наивной неискушенностью вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. Потерю человеческого облика мы видим в неутешительных реалах настоящего с уже привычными нарицательными обобщениями: наркоманы, отморозки.

Состояние психологического здоровья является производным от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности. Человечность индивида – сущностная характеристика психологического здоровья – понимается как становление субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, утверждение ценностей родового бытия человека, созидательное преобразование деятельности, основанное на любви к качеству жизни и воле, к совершенству во всех ее областях. В христианской культуре человечность находит свое выражение в личностном способе жизни, предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности.

В последнее время психологам все чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением учащихся младшего школьного возраста. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи, с другой – сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, делать неприличные жесты. Модели плохого поведения притягивают, как магнит. Хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя. Такие дети, во-первых, психически нормальны. А во-вторых, нередко растут в обеспеченных семьях, где у них есть все. Но практически все они с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором.

Влияние СМИ очевидно. Некоторые мультфильмы, и компьютерные игры чудовищно воздействуя на воображение ребенка, дают новые установки и модели поведения. Провокации информационной среды - порнографические и техногенные образы (например, трансформеры), современная реклама, игрушки, приводят к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека к дисгармоничности. Психологи исследовали ценностную сферу сознания младших школьников относительно их идеальных образов. Так, на вопрос: “Как выглядит идеальный человек, кто он?” значительное число детей давали ответы типа: “Это черепашки-ниндзя, это принцесса-русалка, это могущественный робот” и т.д.

К сожалению, не только средства массовой информации влияют на сознание подрастающего поколения. Не редко плохой пример ребенок может увидеть среди окружающей его жизни, дома. Есть дети, которые видели такой пример с рождения. Чтобы помочь ребенку обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий, другой человек, для многих детей такими близкими становятся воспитатели интернатных учреждений. Работая в школах интернатах, Детских Домах каждый воспитатель находит свою “тропинку” к сердцам своих воспитанников. Я работаю в Ардатовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 4 вида, где обучаются дети с нарушением зрения. Вот уже 24 года я руковожу школьным театром. И именно театральная деятельность, та “тропинка” к сердцу моих воспитанников, через которую я стараюсь формировать их ценностные ориентации, их нравственное здоровье и стремление к здоровому образу жизни.

Почему именно театр? В каждом театральном спектакле заложена тенденция психотерапевтического воздействия – завуалированный аналитический сеанс. Объектом моего внимания избрана творящая личность актера и зрителя, равноценно и независимо существующие в социуме, они на театре свободно объединяются в бинарном неравенстве взаимозависимой среды “актер-зритель”, в которой одна личность приобретает статус профессионала, а другая – эстетического потребителя его работы в силу эстетической и нравственной потребности. Школьный театр могут посещать все желающие дети, однако продуманная отборочная работа помогает выделить наиболее способных и одаренных воспитанников и помочь им в развитии их способностей.

В своем школьном театре, который называется “Next”, я работаю по написанной мной программе, которая является результатом экспериментальной работы и творческих наблюдений многолетней деятельности. Цель программы – социализация слабовидящих школьников через формирование художественно – творческой деятельности, формирование их ценностных ориентаций. Это особенно необходимо в работе с детьми – инвалидами по зрению. Социальная депривация, сужение сферы общения с окружающими людьми, трудности овладения рядом видов занятий или труда, формирует личность с устойчивым ощущением своей общественной несостоятельности. Это, однако, практически не наблюдается у тех инвалидов по зрению, которые активно включены в творческую деятельность.

Зрительная недостаточность, заболевания органа зрения, приводит к значительным нарушениям чувственного (ощущения, восприятия, представления) и логического (мышление, речь, память, воображение) познания. При нарушении зрения у детей в той или иной степени страдает целостность восприятия объектов и процессов окружающего мира. Их представления бедны и фрагментарны, а в ряде случаев и искажены, понятие о природных предметах и явлениях не полны, не всегда подкреплены чувственными образами, страдает степень обобщения понятий. Все это отражается на мыслительных процессах, на формировании речи, памяти и воображения. Недостаток зрения в первую очередь несет за собой выпадение серьезнейших социальных функций, смещение всех систем поведения. Очень важным является обеспечение детей с нарушением зрения социально – психологической реабилитацией к самостоятельной деятельности, активной жизни в среде нормально развивающихся людей, формирование противостояния дурному влиянию, развитию коммуникабельности. Дефект зрения усугубляется ограниченным опытом его использования, поэтому необходима большая коррекционная работа, для того, чтобы помочь ребенку с нарушением зрения понять свои проблемы, принять себя таким, каков он есть, научить его радоваться жизни, помочь ему сделать свой выбор в сторону здорового образа жизни.

В настоящее время накоплен определенный опыт социализации детей – инвалидов по зрению средствами театральной деятельности. Именно занимаясь таким синтетическим видом художественной деятельности, как театр, ребенок меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни и своему дефекту, обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение, особенно большое значение, имеет то, что включаясь в театральную деятельность, ребенок попадает в коллектив единомышленников. Для меня как режиссера театра важно, чтобы художественная деятельность детей – актеров сочеталась с их общим психологическим развитием, с формированием у моих воспитанников психологического и нравственного здоровья. Поэтому одними из важнейших задач в моей программе стоят задачи : “Формирование нравственного идеала учащихся в процессе художественно-творческой деятельности”, “Установление позитивных взаимоотношений ребенка с окружающими”, “Коррекция дефектов поведения, вызванных нарушением зрения”.

Работа в театре предполагает индивидуальные занятия с детьми над ролью, репетиции в застольном периоде, репетиции в выгородках, прогоны спектаклей, участие в концертной деятельности. Упражнения на репетициях ведут к совершенствованию личности ребенка – инвалида. Ведь иногда главное не четкое выступление на сцене, а главное развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны мы предлагаем ребенку пищу для подражания, повторения, с другой представляем поле фантазии и личного творчества. Что же развивается в процессе театральной деятельности? Это координация движений, развитие вестибулярного аппарата, развитие способности подчинять свое тело самому себе, развитие реакции, глазомера, способность определить размеры предмета и расстояние до него, развитие внимания, настройка ребенка на восприятие информации, В это время происходит обострение ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, и т.д. Развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная; развивается наблюдательность, способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений; развивается воображение, психический процесс, свойственный только людям. Дети учатся представлять результаты своей деятельности еще до его начала; происходит процесс обучения владения словом, инструментом общения, мышления.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это дает театральная деятельность. Очень важно, чтобы занятия в театре активизировали у детей и познавательный интерес, научили сочувствию и сопереживанию. На занятиях юные артисты учатся умению общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Ученик, обладающий определенными человеческими качествами превращается в персонаж с совершенно другими достоинствами или недостатками, другим характером, т.е. “актер – по выражению К.С.Станиславского,- переживает роль.” Входя в сценический образ, ребенок всегда вырабатывает свое отношение к нему. Играя “доброго”, он сам становится добрее, играя “злого”, невольно вырабатывает в себе неприятие зла. Кроме этого на занятиях и репетициях воспитанники рассуждают вслух о своих героях, обсуждают нравственные проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческие моральные нормы и чувства.

Спектакль, выступление на сцене является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся, она дает каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого, т.е. пережить успех, признание зрителей, а наши зрители, это всегда вся школа и все любители театра нашего города, т.к. мы почти всегда выступаем на районной сцене. И здесь уже происходит “эффект врачевания публики”. Эффект врачевания зрителя заключается в том, что, узнавая свои слабые места, он становится вооруженным против своих слабостей, а найдя мужество оценить себя негативно, обретает силы для избавления от отрицательного героя в себе самом. В этом и есть присущий театру момент покаяния. В современной психологии существует термин “театротерапия”. Искусствовед – психолог Н.Евреинов связывает психоанализ с театром, непременной функцией которого является жестокость, посредством художественного образа воздействующая на зрителя, и игрой актера, посредством которой тайные подавленные желания зрителя выявляются и сублимируются. Говоря, что “театр лечит актера, театр лечит и публику”, Евреинов справедливо утверждает, что “театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться.” А в преображении и заключается вся сила. Подлинно живительная сила театра, - сила целительная.

Давно известно, что для правильного развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых выступает успех. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий. Создает основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности слабовидящего ребенка, без которой становление здоровой психики не возможно.

Репертуар нашего театра очень многообразен, но в основном , мы стараемся ставить психологические пьесы, так как считаем, что театр существует вовсе не для того, чтобы развлекать зрителя, а чтобы задуматься о смысле жизни. В спектакле в двух актах “Единственный берег”, по пьесе Льва Устинова, поставленный в 2006 году , четко прослеживаются темы свободы, равенства, справедливости и любви.

Глубоко философским по содержанию был спектакль “Ящерица”, поставленный по одноименной пьесе А.Володина. Действие спектакля разворачивается в доисторические времена. Романтическая история любви Ящерицы и Похитителя – представителей враждующих между собой племен – завораживает зрителя. Интересными в этом спектакле были костюмы, сшитые самими ребятами.

В спектакле – сказке Л.Филатова “Любовь к трем апельсинам” по мотивам пьесы Карло Гоцци было много юмора, шуток. Местная газета отмечала искренность и замечательную игру актеров, которым нельзя не поверить. Эта постановка запомнилась зрителям как большой и яркий праздник.

Нашим коллективом были поставлены пьесы о школе и современной молодежи, где мы заостряли внимание на сложностях взаимоотношений одноклассников. В каждой пьесе – своя изюминка, откровение, открытие…

К 65 годовщине Великой Победы мы подготовили спектакль по пьесе Юозаса Марцинкявичуса “Сегодня ночью и всегда”. Эта постановка отличалась глубокой философией, попыткой разобраться во внутреннем мире человека. Главного героя пьесы постоянно преследуют муки совести за поступки, совершенные им во время войны. Он предстает перед судом своей памяти. В спектакле “ За левым плечом и за правым” рассказывается о подростках, которые стоят перед трудным выбором: остаться честным или вступить в сговор со своей совестью. В районной газете о этом спектакле были написаны такие слова: “ Зрители вздохнули спокойно только на последней минуте, когда стало ясно. Что история будет со счастливым концом. Ведь в жизни чаще происходит наоборот. И наградой актерам, помимо аплодисментов. Стали слезы на глазах у зрителей и слова: “Этот спектакль надо показать всем школьникам района!” Все главные роли в этом спектакле играли инвалиды по зрению, теперь уже студенты ВУЗов России.

Наш театр поставил много спектаклей, маленьких миниатюр, театрализованных представлений. Во всех этих действиях участвовали дети нашей школы, воспитанники с ослабленным зрением, инвалиды по зрению. Многие из них уже выросли и нашли себя во взрослой жизни, многие учатся в ВУЗах и средних специальных заведениях Мордовии. Но наш театр – это коллектив с уже сложившимися традициями. Выпускники театра приезжают на премьерные спектакли, радуются его успехам, поддерживают тесную связь со мной, как режиссером, как старшим товарищем. И я очень рада, что моя работа по формированию у воспитанников личностной ориентации в жизни, по формированию нравственного здоровья в своем большинстве дает положительные результаты. А школьный театр, выпуская своих студийцев во взрослую жизнь, обновляет свой состав подрастающими любителями сцены. История продолжается…