Симфонический оркестр

Разделы: Музыка


Цель: Расширить представления учащихся о составе и инструментах симфонического оркестра.

Задачи:

  1. Способствовать формированию исследовательских навыков у учащихся и познавательного интереса при изучении данной темы.
  2. Развивать творческую активность и воображение; навыки анализировать, выделять главное и обобщать новый материал; способствовать развитию музыкального вкуса.
  3. Заинтересовать учащихся звучанием инструментов симфонического оркестра; способствовать воспитанию общей музыкальной культуры.

Используемые медиа-ресурсы:

  • CD-диск “Энциклопедия классической музыки”.
  • Программа Pover Point.
  • Интернет.
  • Microsoft Office Word.

Минимальное техническое оснащение класса:

  • Компьютеры - 8.
  • Демонстрационный экран - 1.
  • Проектор -1.

Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователя компьютера, работа в программах: Microsoft Office Word, Pover Point, CD-диском “ Энциклопедия классической музыки”.

Ход урока

Этап урока Продолжительность Орг. форма Содержание деятельности (деятельность учителя и учеников) Предполагаемый результат Используемые ИКТ-средства
1. Орг. момент.

1

Фронтальная

ПРИВЕТСТВИЕ. Организация и активизация работы учащихся. Класс рассаживается за компьютеры (по 2 чел.) Класс настроен на начало урока.  
2. Актуализация.

10

Фронтальная Учитель предлагает разгадать загадки и вспомнить знакомые инструменты. Учащиеся вспоминают материал прошлого урока. Учащиеся вспомнили названия инструментов и их группы. Диск “Презентация урока”. Слайд 1-16
3. Изучение нового материала.

ФИЗМИНУТКА

15

Групповая.

Индивидуальная

Учитель разбивает на группы по 4 человека и выбирает командира. Разложив перед учащимися “Алгоритм работы” рассказывает об АРФЕ. Затем дает задание каждой группе: найти в диске “Энциклопедия классической музыки”:

1 – материал о ксилофоне

2 – о треугольнике.

3 – о челесте.

4 – о гонге.

МЫ ИГРАЕМ В ОРКЕСТР!

Учащиеся находят и выбирают интересный материал о данных инструментах. Командир назначает докладчика. 1) Диск “Энциклопедия классической музыки”.
4. Применение знаний и умений.

10

Фронтальная Затем от каждой команды выходят 2 учащихся и демонстрируют свое задание. Команды выполнили свои задания.  
5. Закрепление и подведение итога урока.

Домашнее задание.

3

Фронтальная

Учитель с помощью учащихся закрепляет тему урока и материал, с которым класс познакомился с помощью докладчиков.

Совместно с капитанами команд ставят оценки ребятам.

К следующему уроку нарисовать наиболее запомнившийся инструмент.

Учащиеся познакомились с новыми инструментами данного оркестра и их звучанием.  

Ход урока

(Ребята рассаживаются за компьютерные столики по 2 человека)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок музыки, который проходит в компьютерном классе. В ходе урока мы с вами разделимся на группы, в которых будут музыкальные консультанты. А сначала, давайте вспомним, что такое “оркестр”? (Дети отвечают, затем учитель показывает слайд 1. Презентация).

Как называется человек, который руководит оркестром?

Дети: Дирижёр (слайд 2).

Учитель: Ребята, а как называется оркестр, который исполняет классическую музыку?

Дети: симфонический оркестр (слайд 3).

Учитель: Правильно. На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с группами и инструментами оркестра, которое продолжим сегодня. Послушайте внимательно загадки и отгадайте музыкальные инструменты: (слайд 4, 5). Обратите внимание на слайд (№ 6), как называется группа, в которую они объединены?

Дети: Струнно-смычковая группа.

Учитель: Давайте вспомним названия инструментов: то самого маленького до самого большого?

Дети: Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Учитель: Молодцы! Отгадайте, как называется этот инструмент? (слайд 7)

Дети: туба.

Учитель: Молодцы, запомнили. К какой группе принадлежат эти инструменты? (слайд 8)

Дети: духовые медные инструменты.

Учитель: Правильно. Вспомним их названия: туба, труба, валторна и тромбон.

Про какой инструмент следующая загадка? (слайд 9)

Дети: Кларнет.

Учитель: Молодцы. (Учитель открывает слайд 10 и читает загадку)

Дети: Фагот.

Учитель: Правильно, (слайд11) К какой группе инструментов симфонического оркестра относятся эти инструменты?

Дети: Духовые деревянные.

Учитель: Хорошо. Давайте вспомним их названия: флейта, кларнет, гобой, фагот.

Что это за инструмент? (слайд 12). К какой группе относится рояль?

Дети: Клавишный инструмент.

Учитель: Молодцы. Следующий инструмент (слайд 13)

Дети: Тарелки (учитель показывает слайд 14).

Дети: Барабан.

Учитель: Молодцы, Мы с вами вспомнили названия и группы знакомых музыкальных инструментов симфонического оркестра (открывает слайд 15). На слайде инструменты симфонического оркестра, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня.

Об одном из них я расскажу вам, а про остальные инструменты вы найдёте материал сами. На ваших компьютерных столиках лежат алгоритмы работы (слайд 16), с помощью которых вы будете находить нужную информацию о предложенном вам музыкальном инструменте. Об одном из них мы с вами найдем информацию вместе – это арфа (слайд 17). Внимание. Взяли алгоритм работы (дети читают пункты алгоритма и мы находим описание инструмента). Обратите внимание информации очень много, и я выбираю самое главное (струнный щипковый инструмент древнего происхождения. Простейшие типы арф известны еще в Древнем Египте за 3 тысячелетия до н.э. За многие столетия существования арфа, претерпев ряд изменений и усовершенствований. Она представляет собой большую треугольную раму, на которую натягиваются струны. Современная арфа имеет 47 струн. С помощью сложного педального механизма звучание отдельных струн арфы можно повышать непосредственно во время игры, что значительно обогащает ее звуковые и технические возможности. Играют на арфе обеими руками, сидя). А сейчас мы с вами послушаем звучание инструмента (с помощью диска “Энциклопедия классической музыки” учитель демонстрирует звучание арфы. Затем класс делится на 4 группы и, назначив музыкальных консультантов, учитель даёт задание каждой группе найти материал об инструментах:

    1. Ксилофон.
    2. Треугольник.
    3. Челеста.
    4. Гонг.

В течение 5 минут учащиеся нашли и выбрали нужную информацию. Музыкальный консультант следит за работой своей группы, а также назначает выступающего).

Затем учитель проводит физминутку: “Мы играем в оркестр”. Классу предложено самим побывать в роли музыкантов оркестра. Учитель делит ребят на 3 группы симфонического оркестра:

    1. Духовая.
    2. Струнная.
    3. Ударная.

Задание для каждой группы: Услышав звучание инструментов своей группы оркестра, ребята “играют свою партию”. (звучит фрагмент из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”).

Учитель: Сели, молодцы. Итак, слушаем выступление 1 группы. Пожалуйста…

Затем класс слушал выступления докладчиков, музыкальный консультант каждой группы помогает воспроизвести фрагмент звучания предложенного инструментов. В заключении урока консультанты ставят оценки своим группам.

Учитель: Ребята, а где в нашем городе мы можем услышать звучание симфонического оркестра?

Дети: в филармонии.

Учитель показывает слайд 18.

Учитель: Интересно ли было вам на уроке? (Ответы учащихся). Домашнее задание: нарисовать на альбомном листе наиболее запомнившийся вам инструмент симфонического оркестра. Урок закончен. До свидания.

Приложение 2