Цель: Расширить представления учащихся о составе и инструментах симфонического оркестра.
Задачи:
- Способствовать формированию исследовательских навыков у учащихся и познавательного интереса при изучении данной темы.
- Развивать творческую активность и воображение; навыки анализировать, выделять главное и обобщать новый материал; способствовать развитию музыкального вкуса.
- Заинтересовать учащихся звучанием инструментов симфонического оркестра; способствовать воспитанию общей музыкальной культуры.
Используемые медиа-ресурсы:
- CD-диск “Энциклопедия классической музыки”.
- Программа Pover Point.
- Интернет.
- Microsoft Office Word.
Минимальное техническое оснащение класса:
- Компьютеры - 8.
- Демонстрационный экран - 1.
- Проектор -1.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователя компьютера, работа в программах: Microsoft Office Word, Pover Point, CD-диском “ Энциклопедия классической музыки”.
Ход урока
Этап урока | Продолжительность | Орг. форма | Содержание деятельности (деятельность учителя и учеников) | Предполагаемый результат | Используемые ИКТ-средства |
1. Орг. момент. | 1 |
Фронтальная |
ПРИВЕТСТВИЕ. Организация и активизация работы учащихся. Класс рассаживается за компьютеры (по 2 чел.) | Класс настроен на начало урока. | |
2. Актуализация. | 10 |
Фронтальная | Учитель предлагает разгадать загадки и вспомнить знакомые инструменты. Учащиеся вспоминают материал прошлого урока. | Учащиеся вспомнили названия инструментов и их группы. | Диск “Презентация урока”. Слайд 1-16 |
3. Изучение нового материала. ФИЗМИНУТКА |
15 |
Групповая. Индивидуальная |
Учитель разбивает на группы по 4 человека и выбирает командира. Разложив перед учащимися “Алгоритм работы” рассказывает об АРФЕ. Затем дает задание каждой группе: найти в диске “Энциклопедия классической музыки”: 1 – материал о ксилофоне 2 – о треугольнике. 3 – о челесте. 4 – о гонге. МЫ ИГРАЕМ В ОРКЕСТР! |
Учащиеся находят и выбирают интересный материал о данных инструментах. Командир назначает докладчика. | 1) Диск “Энциклопедия классической музыки”. |
4. Применение знаний и умений. | 10 |
Фронтальная | Затем от каждой команды выходят 2 учащихся и демонстрируют свое задание. | Команды выполнили свои задания. | |
5. Закрепление и подведение
итога урока. Домашнее задание. |
3 |
Фронтальная | Учитель с помощью учащихся закрепляет тему урока и материал, с которым класс познакомился с помощью докладчиков. Совместно с капитанами команд ставят оценки ребятам. К следующему уроку нарисовать наиболее запомнившийся инструмент. |
Учащиеся познакомились с новыми инструментами данного оркестра и их звучанием. |
Ход урока
(Ребята рассаживаются за компьютерные столики по 2 человека)
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок музыки, который проходит в компьютерном классе. В ходе урока мы с вами разделимся на группы, в которых будут музыкальные консультанты. А сначала, давайте вспомним, что такое “оркестр”? (Дети отвечают, затем учитель показывает слайд 1. Презентация).
Как называется человек, который руководит оркестром?
Дети: Дирижёр (слайд 2).
Учитель: Ребята, а как называется оркестр, который исполняет классическую музыку?
Дети: симфонический оркестр (слайд 3).
Учитель: Правильно. На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с группами и инструментами оркестра, которое продолжим сегодня. Послушайте внимательно загадки и отгадайте музыкальные инструменты: (слайд 4, 5). Обратите внимание на слайд (№ 6), как называется группа, в которую они объединены?
Дети: Струнно-смычковая группа.
Учитель: Давайте вспомним названия инструментов: то самого маленького до самого большого?
Дети: Скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Учитель: Молодцы! Отгадайте, как называется этот инструмент? (слайд 7)
Дети: туба.
Учитель: Молодцы, запомнили. К какой группе принадлежат эти инструменты? (слайд 8)
Дети: духовые медные инструменты.
Учитель: Правильно. Вспомним их названия: туба, труба, валторна и тромбон.
Про какой инструмент следующая загадка? (слайд 9)
Дети: Кларнет.
Учитель: Молодцы. (Учитель открывает слайд 10 и читает загадку)
Дети: Фагот.
Учитель: Правильно, (слайд11) К какой группе инструментов симфонического оркестра относятся эти инструменты?
Дети: Духовые деревянные.
Учитель: Хорошо. Давайте вспомним их названия: флейта, кларнет, гобой, фагот.
Что это за инструмент? (слайд 12). К какой группе относится рояль?
Дети: Клавишный инструмент.
Учитель: Молодцы. Следующий инструмент (слайд 13)
Дети: Тарелки (учитель показывает слайд 14).
Дети: Барабан.
Учитель: Молодцы, Мы с вами вспомнили названия и группы знакомых музыкальных инструментов симфонического оркестра (открывает слайд 15). На слайде инструменты симфонического оркестра, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня.
Об одном из них я расскажу вам, а про остальные инструменты вы найдёте материал сами. На ваших компьютерных столиках лежат алгоритмы работы (слайд 16), с помощью которых вы будете находить нужную информацию о предложенном вам музыкальном инструменте. Об одном из них мы с вами найдем информацию вместе – это арфа (слайд 17). Внимание. Взяли алгоритм работы (дети читают пункты алгоритма и мы находим описание инструмента). Обратите внимание информации очень много, и я выбираю самое главное (струнный щипковый инструмент древнего происхождения. Простейшие типы арф известны еще в Древнем Египте за 3 тысячелетия до н.э. За многие столетия существования арфа, претерпев ряд изменений и усовершенствований. Она представляет собой большую треугольную раму, на которую натягиваются струны. Современная арфа имеет 47 струн. С помощью сложного педального механизма звучание отдельных струн арфы можно повышать непосредственно во время игры, что значительно обогащает ее звуковые и технические возможности. Играют на арфе обеими руками, сидя). А сейчас мы с вами послушаем звучание инструмента (с помощью диска “Энциклопедия классической музыки” учитель демонстрирует звучание арфы. Затем класс делится на 4 группы и, назначив музыкальных консультантов, учитель даёт задание каждой группе найти материал об инструментах:
- Ксилофон.
- Треугольник.
- Челеста.
- Гонг.
В течение 5 минут учащиеся нашли и выбрали нужную информацию. Музыкальный консультант следит за работой своей группы, а также назначает выступающего).
Затем учитель проводит физминутку: “Мы играем в оркестр”. Классу предложено самим побывать в роли музыкантов оркестра. Учитель делит ребят на 3 группы симфонического оркестра:
- Духовая.
- Струнная.
- Ударная.
Задание для каждой группы: Услышав звучание инструментов своей группы оркестра, ребята “играют свою партию”. (звучит фрагмент из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”).
Учитель: Сели, молодцы. Итак, слушаем выступление 1 группы. Пожалуйста…
Затем класс слушал выступления докладчиков, музыкальный консультант каждой группы помогает воспроизвести фрагмент звучания предложенного инструментов. В заключении урока консультанты ставят оценки своим группам.
Учитель: Ребята, а где в нашем городе мы можем услышать звучание симфонического оркестра?
Дети: в филармонии.
Учитель показывает слайд 18.
Учитель: Интересно ли было вам на уроке? (Ответы учащихся). Домашнее задание: нарисовать на альбомном листе наиболее запомнившийся вам инструмент симфонического оркестра. Урок закончен. До свидания.