Цели урока:
Оборудование для учителя:
- Плато с моделями "Бабочка", "Бантик", "Буквы"
- Учебник математики Л.Г.Петерсон 3 класса.
Оборудование для учащихся
- Лист бумаги, циркуль.
- Плато ЛЕГО, детали для работы.
- Учебник математики 3 класса Л.Г.Петерсон.
Ход урока
1. Организационный момент.
У: Ребята, чему вы научились на предыдущем уроке?
Д: Мы научились перемещению фигур на плоскости.
У: Сегодня таким образом можно перемещать с одного места на другое целые здания. Если во время такого перемещения фундамент здания разрушается, то его перемещают на новый, а затем приступают к реставрации.
2. Актуализация знаний.
У: Посмотрите внимательно на плато конструктора ЛЕГО. Кто здесь изображен?
Д: Это бабочка.
У: Давайте разделим вертикальной чертой этот рисунок на 2 части. Что можно казать о частях рисунка?
Д: Правая часть такая же, как и левая. Все точки изображения зеркально отображают друг друга.
У: Такие изображения называют симметричными. А в словаре С.И. Ожегова слово "СИММЕТРИЯ" означает одинаковость в расположении частей чего - либо по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
3. Постановка темы урока.
У: Сегодня мы с вами будем тренироваться в построении симметричных точек и фигур.
4. Работа над новым материалом.
Практическая работа.
У: Возьмите лист бумаги и согните его пополам. Проколите ножкой циркуля. Что у вас получилось?
Д: 2 симметричные относительно сгиба точки.
У: Обозначьте их А и В и соедините отрезком. Точку пересечения этого отрезка с линией сгиба обозначьте точкой О. Линия сгиба в математике называется ОСЬЮ СИММЕТРИИ. Давайте измерим расстояние АО и ОВ .Что вы заметили ?
Д: Получился прямой угол.
У: Прямые, которые пересекаются под прямым углом, называются ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫМИ.
У: Давайте сформулируем свойство симметричных точек.
Д: Симметричные точки расположены на прямой, перпендикулярной оси симметрии, на равном расстоянии от неё.
У: А теперь возьмите плато с фрагментом фигуры, проведите воображаемую ось симметрии и, используя это свойство, постройте симметричную часть. Давайте сравним то, что получилось у вас и у меня.
Д: Сравнивают.
У: Как можно назвать эту фигуру?
Д: Бантик.
4. Работа по учебнику.
У. Отложите модели. Откройте учебники и внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.
А сейчас выполним задание №2 (Задание выполняется под руководством учителя, отрабатывается понимание свойств симметричных точек).
Выполним №3. (Первичное закрепление с проговариванием вслух).
5. Физминутка.
6. Повторение ранее изученного.
1. Самостоятельная работа
У: Выполните решение примеров самостоятельно и проверьте ответы друг у друга.
360+180:9=
900-450:9+60=
720-(280-230)Х6=
720- 320:4=
720-(240+160):4=
2. Работа по учебнику.
У. Сейчас вы продолжите выполнение заданий по учебнику.
Выполним №8 - "Блиц-турнир", №7 (выполнение с комментированием по авторскому образцу) и №6 - устно.
Д: Выполняют работу по заданиям учебника.
7. Подведение итога урока.
У. - Что такое симметрия? Можно ли фигуры, которые я показываю, назвать симметричными? Объясните, почему. (Ученики объясняют.)
8. Домашнее задание.
У: Запишите домашнее №5, №10, принести циркуль.