Коррекционно-развивающее занятие "Берегите природу"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формировать основы экологического мировоззрения и культуры;
  • корригировать мышление на основе упражнений в аналитико-синтетической деятельности.

Задачи:

  • расширить представление детей о правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
  • развивать способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

Оборудование: Глобус, поделки из бросового материала, талый снег, упаковки.

Оформление: музыка: «Звуки природы», слайды.

Ход урока

I. Вступление.

(Слайд 1, музыка).

Вопрос: Чтобы определить тему занятия, вы должны ответить на вопрос: «О чем просит поэт человека в стихотворении?»

(На фоне музыки «Звуки природы» чтение стихотворения.)

Взгляни на глобус – шар земной – (Cлайд 2)
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
.В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!» (Слайд 3)
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег: (Слайд 4)
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги!»
Е. Шклавской.

Ответы детей. (Слайд 5).

II. Введение в тему. Мотивация занятия. «На пороге экологической катастрофы».

Все чаще в газетах и журналах появляются статьи: «Cмертоносные дожди», «Свалка по имени Земля», «Киты выбросились на землю», «Как спасти землю», «На краю пропасти», «До того, как умрет природа», «Природа взывает о помощи», «И станет мачехой земля», «Экологическая катастрофа» и другие не менее тревожные заголовки cтатей. Но ведь катастрофа – это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизмы. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле. И, если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Только люди не хотят слышать этого голоса и продолжают истреблять природу.

Вот тревожные факты указывающие на то, что мы находимся на пороге экологической катастрофы.

Сегодня загрязнения окружающей среды принимают воистину катастрофические размеры!

  • загрязнение атмосферы (воздуха). Крупный деятель в области экологии принц Бернард сказал: «Или люди сделают так, что воздух будет чище, или воздух сделает так, что людей станет меньше!» Кислорода становится все меньше и меньше, а выхлопных газов машин, ядовитого дыма заводов, фабрик все больше и больше. (Слайд 6 ) В результате истощается озоновый слой Земли; появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арктикой, Европой, Москвой. Это приведет к глобальному потеплению, что вызовет таяние ледников. А это грозит затоплению суши.
  • загрязнение вод рек, озер, морей, океанов. (Слайд 7) Это стоки заводов, нефть и др. Многие реки (Волга, Обь, Иртыш и др.) имеют недопустимый уровень загрязнения.
  • загрязнение почвы. В России ежегодно под землю уходит 500 млн. тонн промышленных отходов. (Демонстрация талого снега). Часто видишь свалки бытовых отходов. (Слайд 8 – фотография свалки мусора в черте поселка)
  • усиленно идет «облысение планеты». Каждый год на земле уничтожаются леса от кислотных дождей, пожаров, (Слайд 9) вырубки (Слайд 10) .

А ведь лес – это дом для многих животных. Только за 50 лет на одну треть сократилось число видов растений, животных.

Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Такое состояние природы начинает угрожать существованию самого человека.

Ведь только за последние 3 года продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.

Сегодня вы услышали много тревожной информации. Оказывается, человек опасен для природы своим бездумным уничтожением всего живого. (Слайд 11)

Какая поговорка соответствует рисунку? («Человек рубит сук, на котором сам сидит»)

Задание: Перефразировать эту поговорку, учитывая отношение человека к природе.

Но человек – это единственное разумное и мыслящее существо, живущее на нашей планете. И, чтобы спасти ее, нужно объединить усилия всех людей мира. Ведь планета – наш общий дом.

И сегодня на занятии мы должны подумать над тем, что может сделать каждый из нас и все мы вместе для того, чтобы сберечь природу.

III. Законы природы.

Американский ученый Барри Коммонер сформулировал 4 закона природы:

  1. «Все связано со всем». (Слайд 12)
  2. «Все должно куда-то деваться».
  3. «Природа все знает».
  4. «Ничто не дается даром».

Он утверждал, что если выполнять эти законы, природе ничего не будет угрожать.

(Рассмотреть на примерах, как выполнять эти законы.)

IV. Информация: Свалка по имени «Земля».

Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. (Слайд 13)

Один из законов природы гласит: «Все должно куда – то деваться». (Пояснить)

Давайте подумаем, куда можно деть столько отходов, что – бы при этом не навредить природе.

V. Игра «Пойми меня».

(определить, что является отходами)

Задание 1.

  1. У меня очень много игрушек из нее.
  2. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, сделанные из нее, легкие.
  4. Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.
  5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса.) 200 лет.

Задание 2.

  1. Его делают из песка.
  2. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
  3. Чаще всего оно прозрачное.
  4. Если его сильно нагреть, оно тянется.
  5. Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.

Задание 3.

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.
  2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  3. Это можно сдать и получить деньги.
  4. Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.
  5. Это бывает цветным и черным. (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)

Задание 4.

  1. Ее изобрели китайцы.
  2. В нашей стране ее получают из древесины.
  3. Она легко горит.
  4. Из нее получается очень много мусора.
  5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага – 2 года)

VI. Игра «Закончи фразу».

(Что можешь сделать ты, чтобы мусора стало меньше?)

  1. Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся).
  2. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут… (кому-то пригодиться).
  3. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (ее выбрасывать.)
  4. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно… (сдать.)
  5. Старайся покупать напитки, соки в стеклянной таре, которую можно… (использовать много раз или сдать в магазин.)
  6. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и … (сдай туда ненужную бумагу.)
  7. Если возможно, то сделай из ненужных вещей… (поделки или что-либо полезное.)

(Демонстрация поделок, сделанных из бросового материала)

А что можно сделать с ненужными отходами, которым уже нельзя найти применение, чтобы не нанести вреда окружающей среде?

VII. Мусор можно:

(Слайд 14)

а) Переработать и получить полезные вещи.
б) Отвезти на свалку.
в) Сжечь.
г) Выбросить на землю, в речку, озеро.

Задания :

  1. Какие пункты необходимо убрать из списка и почему?
  2. Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.

Информация: «Из отходов – доходы». «Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.

VIII. Релаксация. Чудо по имени «Природа».

(Слайды 15-24)

(На фоне музыки: «Звуки природы»)

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Как богаты и разнообразны природные дары. Как же сберечь эту необычайную красоту? Что должен сделать каждый из нас, и все мы вместе для сохранения природы?

IX. Живые цепочки. Проблемная ситуация: «Нужны ли комары?»

Обратимся к 1 и 2 закону природы (Пояснить на примерах живых цепочек.) Живая цепочка: «Вода – рыба (Хариус) – комары».

Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров.

«Эх, нашелся бы ученый, который истребил всю эту «нечисть»! – в сердцах воскликнул один рыбак. Второй рыбак, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Интерактивная беседа: Что понял рыбак, увидев комаров в брюшке рыбы?

Что произойдет, если исчезнут комары?

Вывод: В природе все находится в равновесии, все взаимосвязано. Природа разумна. Она сама регулирует количество живых организмов. И если человек нарушит законы природы, он за это поплатится. Ничто не дается даром. (4 закон). Природа не прощает ошибок!

X. Вспомним правила поведения в природе.

  • Прочитай правила, спрятанные между букв (Слайд 25)
  • Прочитай правило, отраженное в воде.(Слайд 26)
  • Какие правила поведения в природе нарушены? Что тревожит художников? (Слайды 27-30) (Оставили костер, сломали ветку, шум в лесу…)
  • Многих поэтов также волнует отношение человека к природе. Свое волнение они выражают в стихах.

Вопрос: О каких правилах поведения в природе они нам напоминают? (Дети читают стихи и отвечают на вопрос.)

Руку, занесенную над веткой,
Над гнездом, где затаилась птица, (Слайд 31)
Над былинкой, над живою клеткой,
Удержи, не дай ей опуститься.
И пускай твой голос стерегущий
Слышит каждый, кто проходит мимо.
«Помните – Природа всемогуща
И до бесконечности ранима!»
Ной Рудой

Если собака с тобою в лесу –
Беды такие прогулки несут!
Ты не забудь ей надеть поводок,
Чтобы в живых остался зверек.
Н. Добрецова

Не осталось живого места,
Не осталось живой воды.
Соли закисного железа
Убивают воду в Оби.
Стало душно в реке и затхло.
Никакого выхода нет!
Хоть бы рыбе дожить до завтра –
Прожила бы еще сто лет!
Обуяла всю рыбу гибель.
Всюду – смерть
До самой Губы….
В. Британишский

Покормите птиц зимой. (Слайд 32)
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать!
Улететь могли,
А остались зимовать
За одно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин

Не дарите любимым черемухи стон, (Слайд 33)
Боль сирени и вопли жасмина
Будьте щедры душой, не тревожа кустов,
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу первозданную.
Когда с поля ромашки в охапках несут,
Мне становится грустно и страшно.
Подарите любимой ромашковый луг
Васильковое поле ржаное.
Подарите березу иль царственный дуб.
Только пусть это будет живое.
Подарите лесов предосеннюю грусть,
Откровенье озер, шорох теней.
Только звон колокольчиков слышится пусть,
Только пусть не иссякнет цветенье.
В. Динабургский

XI. Заключительная беседа: «Убивай «зверей» внутри себя».

Берегите эти земли, эти воды, (Слайд 34)
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко

Вопросы:

  1. О чем говорит поэт в четверостишье? (беречь земли, воды, растения, нельзя убивать зверей)
  2. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (Слайд 35)

– Это жадность, бездушие, злоба, глупость, подлость, корысть и другие отрицательные качества характера, которые мешают нам любить и беречь природу. И мы должны постоянно истреблять этих «зверей» в своем сердце.

Один ценитель природы сказал: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем».

Значит, необходимо развивать такие качества характера, как: любовь, доброта, сочувствие, бережливость, внимательность, разумность. (Слайд 36)

Ребята мудрые слова (Слайд 37)
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!

(Слайд 38)

Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня.

XII. Рефлексия.

Какие чувства вызвал у вас наш сегодняшний разговор? Жалость, тревогу, досаду, возмущение, надежду, чувство уверенности в завтрашнем дне?

Появилось желание что–то делать, беречь природу? (Ответы детей)

Приложение (Презентация к занятию)