1. Актуальность, цель и задачи исследования
Гуманизация процесса специального образования выдвигает на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль и значение этих возможностей в коррекционном обучении как важном средстве успешной адаптации и социализации детей с отклонениями в физическом развитии.
Проблема компенсации слепоты и слабовидения у детей с патологией зрения теоретически обоснована в трудах тифлопсихологов и тифлопедагогов М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.А. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова. В их исследованиях раскрыты механизмы компенсаторного развития; теоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью разработки теоретических подходов и практических рекомендаций по организации специальных коррекционных минуток по развитию осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках.
Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
Под термином «мелкая моторика» подразумеваются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.
Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев. Мелкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека.
- Необходимость использования осязания и мелкой моторики как средства компенсации слепоты и слабовидения на уроках базируется на теории сенсорного развития детей с нарушением зрения.
- Процесс спонтанного развития осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих младших школьников носит неупорядоченный, ситуативный характер; учащимся не достает специальных коррекционно-компенсаторных знаний о руке и ее функциях, возможностях осязательного и тактильно-кинестетического обследования как средства компенсации слепоты и слабовидения.
- Содержание и методика коррекционных минуток на уроках позволит систематизировать процесс формирования социально-адаптивных способов ориентации в окружающем мире и успешно решит задачи коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих детей.
В связи с этим целью своей работы ставлю формирование компенсаторных возможностей, знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики как средства познания детей с нарушением зрения на уроках.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
- Определить роль и значение осязания и мелкой моторики в формировании коррекционно-компенсаторных способов ориентации в предметном мире слабовидящих младших школьников;
- Охарактеризовать особенности осязания и мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения и определить пути и средства оптимизации коррекционно-компенсаторного развития указанной категории обучащихся;
- разработать содержание коррекционных минуток по развитию осязания и мелкой моторики;
2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения
Осязание – одна из важнейших составляющих сенсорной организации человека.
Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении руки и глаза.
В процессе формирования образа, в отражении формы, положения, величины предметов и их пространственных отношений решающую роль играют «ощупывающие» движения руки и глаза. В основе зрительного и осязательного восприятия лежат двигательное поведение руки и глаза, способность мозга объективировать, то есть выносить наружу впечатления, возможность отражать одни и те же категории признаков объектов и идентичность физиологических механизмов зрительного и осязательного восприятия.
Для познания окружающей действительности осязание столь же значимо, как и зрение. В обеих сенсорных модальностях имеются как макро -так и микродвижения.
Для тренировки мелкой моторики у учащихся младших классов использую рукоделие. Наиболее простым из них является вышивание крестом, так хорошо знакомое нам по народному фольклору и собственным занятиям на уроках труда.
У большинства детей младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у школьников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов учебной деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от учителя и родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка.
Что такое речь и как она связана с мелкой моторикой руки. Речь - это прежде всего результат согласованной деятельности многих
областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитее речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.
Начиная с исследований И.М. Сеченова в психологии было разработано представление об органе осязания как формирующейся в процессе индивидуального развития функциональной системе, объединяющей ряд анализаторов. Основу этой системы составляют тактильный, температурный, кинестетический анализаторы.
А.А. Крогиус (1926) разделял осязание на активное и пассивное. Пассивное осязание образуется при сочетании различных видов кожной чувствительности. В его основе лежит деятельность кожно-механического анализатора. Пассивное осязание наблюдается при покое рецепторной поверхности и соприкасающегося с ней предмета. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов: вес, температуру, протяженность, в некоторых случаях форму и т.д. Однако целостный образ предмета при пассивном осязании не возникает, так как оно за редким исключением не может отразить ни его формы, ни контуров предмета, без чего формирование целостного образа невозможно. Поэтому пассивное осязание как самостоятельный процесс играет в познавательной и других видах деятельности незначительную роль.
Б.Г. Ананьевым (1961), А.Н. Леонтьевым (1959), В.П. Зинченко (1966) показаны сравнительные возможности активного и пассивного осязания. Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов (1959) выделяют «переходный» вид осязания, когда рука неподвижна, а предмет движется по ней.
Активное осязание, или гаптика, возникает в результате активного ощупывания предметов. В ее основе лежит интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Именно активному осязанию отводится первостепенная роль в познании окружающего мира.
Сенсорный образ – это эффект рефлексов, развертывающихся в анализаторах. Это означает, что анализатор, состоящий как морфологическая система из
трех выделенных И.П. Павловым частей (рецептор, проводящие пути и центр), в то же время функционально представляет собой рефлекторную дугу. Будучи первой частью большой дуги исполнительных рефлексов, заканчивающихся собственно исполнительным эффектом, он представляет собой функционально замкнутую целостную рефлекторную систему. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Тактильные рецепторы осуществляют фильтрацию раздражений и ограничение афферентного потока. Движения, выполняемые человеком в ответ на те или иные сигналы, сами являются источником, объектом особого рода ощущений, так называемых двигательных или кинестетических. Выступая в качестве сигналов обратной связи, эти ощущения играют существенную роль в построении двигательного акта, в его регулировании и корректировке (Б.Ф. Ломов, 1982).
3. Практические занятия для развития мелкой моторики
На своих уроках я стараюсь давать детям различные упражнения на развитие мелкой моторики. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Каждый урок начинаю с разминки - пальчиковой гимнастики и упражнений на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
Работа с родителями
Работа с детьми по развитию мелкой моторики происходит не только на уроках. Большую работу по этому вопросу провожу и с родителями обучающихся.
Прошу родителей посмотреть в своих запасах и сундуках бабушек – наверняка там завалялись отрез канвы и мотки разноцветного мулине. Пролистните пару-тройку женских журналов – там часто публикуются простенькие схемы, которые вполне по силам детям.
Дошкольник и младший школьник уже многое умеет, может как фантазировать, так и создавать что-то по образцу. Теперь он может совмещать несколько видов творчества одновременно: например, не только слепить из глины лисичку, но и раскрасить ее, а из бумаги сложить для нее домик. А значит, с каждым годом ребенку надо предлагать разные виды материалов – не только бумагу, краски и пластилин, но и семена, и листья растений, бисер, блестки, веревочки... Все это будет стимулировать фантазию и побуждать ребенка создавать более интересные поделки. Ведь развитие – это постепенное движение от простого к сложному.
В философии многих народов есть такое понятие, как «внутренняя красота» – она может быть как у человека, так и у вещи. И именно мама с папой должны как можно раньше научить ребенка ценить не только внешний блеск, но и внутренний свет – свет доброты, творчества, дружбы... Будет очень здорово, если родители смогут сохранить результаты творчества малыша – картинки, фигурки, вышивку... А через несколько лет, когда ребенок подрастет, сказать ему: «Погляди, ты уже в 3 (5, 7...) лет мог сделать что-то интересное, и если постараешься, то в будущем у тебя получится еще лучше». Потом, когда ребенок повзрослеет, это поможет ему стать уверенным в своих силах человеком, и маленькие неприятности – хоть в учебе, хоть на работе – не смогут его сломить. Ведь теперь он будет знать, что главное – приложить усилие, и все сложится удачно!
Заключение
Работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен школьного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии школьного учреждения и семьи.