День рождения леса (для детей 5–6 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

– воспитывать любовь к природе родного края;
– развивать понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы (лес);
– учить правильно вести себя на природе: бережно относится к растениям, животным, насекомым, птицам.

Материал:

– большой конверт с письмом от Деда Луки;
– сухая ветка дерева, надломанная; бинт;
– макеты деревьев: клён, берёза, дуб; картонные листья (клёна, берёзы, дуба) по количеству детей;
– набор картинок с зимующими и перелётными птицами;
– плакаты отражающие правила поведения в лесу.

Предварительная работа:

– комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему “Лес”;
– индивидуальное заучивание стихов и речёвок с детьми;
– изготовление и обсуждение плакатов по правилам поведения в лесу.

Ход развлечения

Ведущая.

Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко
Пролетая обронил?
Может, кот письмо как мышку,
На окошко заманил? (Е. Карганова)

Ребята, от кого пришло письмо, вам хочется узнать?

Дети: Да!

Ведущая.

Тогда надо постараться нам загадку отгадать.

Что бы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Что бы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет, кто?

Дети: Лесничий! (В. Степанов)

Ведущая.

Правильно, отгадали. Письмо пришло от лесничего, деда Луки. Вот что он пишет: “Дорогие ребята! Скоро день рожденье леса. Я знаю от лесных обитателей что вы, его большие друзья. И лес будет рад видеть вас у себя в гостях”.

Ребята, а как вы думаете, когда день рождение леса?

Дети: Весной.

Ведущая.

Конечно! Когда лес просыпается и оживает от зимней спячки.

(Дети читают стихи о весне)

1 реб.

Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях сверкая –

Все.

Значит к нам пришла весна!

2 реб.

Если снег везде растаял и трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая –

Все.

Значит к нам пришла весна!

3 реб.

Если солнце разрумянит наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет –

Все.

Значит к нам пришла весна!

(Песня “Куда летишь кукушка”, муз. Е.Тиличеевой)

Ведущая.

Просыпается лес, просыпаются лесные жители.

4 реб.

Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
Поскакали зайцы к ней,
Подлетел к ней грач,
Покатился ёжик вслед
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка
Глянув из дупла –
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор.
На ветвях коричневых
Гряну птичий хор.
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес.
И мороз за ёлками
Заворчав, исчез. (Л.Аграчёва)

Ведущая.

Ну что же, в путь друзья.

(Звучит музыка леса; дети идут по залу; на “опушке” леса домик, у окна сидит Гном)

Ведущая.

Маленький Гномик сидит у окошка
Гномику, видно, скучно немножко.
Скучно сидеть ему одному.
К Гномику, дети, сейчас подойду. (Св.Гомольская)

(Ведущая стучится в окно, Гном выходит из домика)

Гном.

Долго вас я дети ждал
И чуть-чуть не задремал.
Проводить вас на поляну
Дед Лука мне наказал.
По тропинке пойдём
Песню звонкую споём.

(Песня “Лесная песенка”, муз. В.Витлина, сл. П. Кагановой)

Гном.

Спасибо за песню.

Дальше по тропинке пойдём, много интересного найдём.

(Путь к поляне преграждает сломанное дерево)

Дети: Ой, какое несчастье случилось с деревом.

5 реб.

Ветром дерево качало,
Ветром дерево сломало.
Ранка на его стволе,
И макушка на земле.
Кто же дереву поможет?
Ветер? Он помочь не сможет. (М. Пименов)

(Мальчик подходит и перевязывает дерево)

6 реб.

Видишь, Саша подошёл,
Приподнял немного ствол
И заботливо потом
Обвязал его бинтом.
Ствол поправился почти,
Будет дерево расти!

7 реб.

Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Что б сохранилось всё навеки.

(Слышен шум леса)

Ведущая.

Слышите, лес благодарит нас. Но что-то лесник задерживается, долго его нет.

Гном.

В лесу с утра до вечера
Дежурит дед Лука,
Дремучий лес доверчиво
Встречает лесника.
А дед глазами меткими
Глядит на чуткий лес.
Живёт в лесу он издавна,
Следит за лесом пристально:
Что б лес не заболел,
Что б ветки были сильными,
А корни были сытыми,
Что б жук кору не ел.
Лесными коридорами
По тропам, по траве,
Идёт с глазами добрыми
На праздник к детворе. (Л.Зубкова)

Дед Лука.

Здравствуйте ребята. Поздравляю вас с лесным праздником. Лес – большой друг не только человеку, но и зверю, и птицам. Для них он родной дом и кормилец. И главная забота лесничего – уберечь этот дом. Кто из вас хотел бы стать моим помощником? Сейчас я проверю, какие из вас получатся лесники. Садитесь на полянку.

(дети садятся на ковёр)

Дед Лука. (Задаёт вопросы)

– Какие деревья вы знаете? Назовите.

– Какие деревья мы называем вечно зелёные? (ель, сосна, кедр)

– Какие кустарники вы знаете? (смородина, малина, шиповник)

– Какие низкорослые кустарники вы знаете? (брусника, клюква, черника, голубика, ежевика)

– Что даёт лес человеку? (чистый воздух, чистую воду, древесину для строительства, лесные дары: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы; в лесу люди отдыхают, набираются сил, любуются красотой леса: цветами, слушают пение птиц)

(Игра “Найди дерево по листочку”: кто быстрее соберётся у своего дерева)

Ведущая.

Уважаемый дедушка Лука, наши дети, готовясь к вам в гости выучили стихи о деревьях.

8 реб.

Как спят сосны.

По полянам росным
Ходят бродят сосны.
Мимо рыжиков, опят,
Мимо ягод сочных.
Эти сосны стоя спят
Тёплой летней ночью.
Спят они у родника
За лесной избушкой
Положив на облака
Головы – верхушки.
Им постель не стелит мать
Чуть вздремнут – и хватит!
И не надо им вставать
Поутру с кровати.

(Александр Екимцев)

9 реб.

Черёмуха

Черёмуха душистая
С весною зацвела
И ветви золотистые,
Что кудри, завила.

(Сергей Есенин)

10 реб.

Осинка.

Зябнет осинка
Стоит на ветру
Стынет на солнышке
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки
Надо согреться
Бедной осинке.

(Ирина Токмакова)

11 реб.

Чем пахнут деревья

Бурей пахнет
Старый дуб,
Верба – ветром,
А берёза – ярким солнышком,
Морозом и дымком весёлых труб.

(Тимофей Белозёров)

12 реб.

Ёлочка.

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен.
Видно, смелая она.

(О.Высотская)

(Песня “Ай, да берёзка”, муз. Т.Потапенко)

Дед Лука.

А сейчас я загадаю вам загадки:
– Длинный клюв и много пятен
Ну конечно это… (дятел)

– Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил,
Зря он времени не тратил
Длинноклювый пёстрый… (Дятел)

– Эту птицу всякий знает
На шесте её дворец.
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день… (Скворец)

– Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)

– Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)

– Пусть я птичка-невеличка,
У меня друзья, привычка:
Как настанут холода –
Прямо с севера, сюда. (Снегирь)

– Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)

– Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (Сорока)

– Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Дед Лука

А сейчас мы поиграем в игру “Зимующие – перелётные”.

(2 команды, собирают картинки с изображением птиц)

Дед Лука

Ну, я вижу вы настоящие друзья пернатых, знатоки.

Ведущая

Дедушка Лука, послушай стихотворение и песню.

13 реб.

Начинается время птиц.
Возвращаются скворцы
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужи
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке. (Г.Ладонщиков)

(Песня “Птичка”, сл.Э.Эльген)

Дед Лука

Молодцы, ребята, вы настоящие друзья леса вижу я. Но, бывает в лес приходят недобрые люди, ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники. Послушайте, я расскажу вам историю, которая недавно случилась в лесу.

Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала,
Она в лесу том
Каждый куст
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой,
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй, и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно. (Г. Ладонщиков)

Дети.

Такие люди наносят вред лесу.

14 реб.

Лес – не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы,
Нам на пользу, друзья, взращены.

Ведущая

А мы, дедушка Лука, пришли на День рождение леса не с пустыми руками. Собираясь в лес мы выучили правила поведения в лесу и сделали плакаты

(Дети по очереди показывают плакаты и называют правила)

15 реб.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур, не забывай
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

16 реб.

Ветки с дуба не ломай.

17 реб.

И огонь не разжигай,
Береги дружок леса.

18 реб.

Никогда не забывай:
Мусор с травки убирать!

19 реб.

Зря цветы не надо рвать!

20 реб.

Грибы ножиком срезай.
Мухоморы не пинай,
Ты запомни поскорей
Это лекарство для зверей.

21 реб.

Из рогатки не стрелять,
Ты пришёл не убивать!

22 реб.

Бабочки пускай летают.
Ну, кому они мешают?

23 реб.

Муравьи, наши друзья,
Не разрушай ты их дома.

24 реб.

Здесь не нужно всех ловить,
Топать. хлопать. палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они не враги. (Н. Рыжова)

25 реб.

Каждый куст берегите ребята.
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три охвата,
Березняк, иль малинник густой.

26 реб.

А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать, не сочтёшь.
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.

27 реб.

Будь здоров, зелёный лес!
Чтоб прозрачны реки были,
Что бы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Ты расти, наш друг хороший,
Будь здоров, зелёный лес! (Леонтьева Х) 

Дед Лука

Спасибо, друзья! Жду вас ещё к себе в гости. Очень много интересного может лес рассказать о себе.

Литература:

  1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  2. Комратова Н. Проектная деятельность: культура и экология // Н. Комратова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С.34-39.
  3. Большая хрестоматия для чтения в детском саду. Под ред. Бирюковой А.– Махаон, 2010. – 360 с.