Орнамент в жизни народов Севера. Роспись куклы по мотивам ненецких узоров

Разделы: МХК и ИЗО


Всестороннее развитие ребенка невозможно без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Поэтому, необходимо приобщить учащихся к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры, того края, в котором протекает жизнь ребенка. Ведь как писал А. Твардовский, чувство Родины в широком смысле – родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством Родины малой – отчего края.

Целью данной работы является сохранение национальных ценностей и естественная передача их подрастающему поколению, через популяризацию и пропаганду северной национальной культуры среди учащихся.

Региональный компонент в данной разработке представлен на фотографиях, иллюстрациях, в стихах ямальских поэтов, песни ямальского композитора и певца, а также небольшой выставке из изделий декоративно-прикладного искусства коренного населения и работы, выполненные учащимися.

“… Язык орнамента надо понимать… разглядывая загадочные узоры,
воспроизводя их в альбомах, вы будете проникать в секрет
владычества орнамента над нашими чувствами – в тайну красоты”.

Б.А. Рыбаков.

Вид занятия:

Декоративно-прикладное рисование.

Цель урока:

Расписать выполненную на предыдущем уроке куклу, сохраняя традиции узоров народов Севера.

Образовательные, воспитательные и художественно-творческие задачи:

  • Дать определение орнамента и его характерных черт на примере искусства народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • Познакомить с видами, техникой, особенностями цветового и композиционного строя ненецкого орнамента;
  • Научить детей рисовать геометрические узоры и их комбинации для отображения ненецкого орнамента, украшающих традиционную зимнюю одежду ненцев;
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и искусству своего народа и других национальностей, формировать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование урока:

Для учителя:

1) карта Ямала;
2) открытки с орнаментом лесных ненцев;
3) вырезки из журналов с изображением народов Севера в быту, на праздниках.

Для учащихся:

Гуашь, кисти, палитра, тряпочка, баночка с водой, бумага, эскизы кукол, глиняные грунтованные куклы.

Зрительный ряд:

1) видеофильм “Бисер Севера”;
2) выставка сувениров и предметов быта коренных жителей Ямала;
3) выставка книг о коренном народе;
4) таблица с изображением орнаментов;
5) словарь;
6) карта ЯНАО;
7) таблица с изображением зимней одежды лесных ненцев.

План и ход урока №1

  1. Организационная часть 2 мин.
  2. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
  3. Актуализация опорных знаний. Викторина “Мой край Ямал”. 6 мин.
  4. Формирование новых знаний. 15 мин.
  5. Просмотр видеофильма “Бисер Севера” 3 мин.
  6. Игра “Мы на празднике оленевода” 3 мин.
  7. Практическая работа учащихся (нанесение орнамента на куклу)15 мин.

План и ход урока №2

  1. Работа в цвете 20 мин.
  2. Выставка и анализ работ учащихся 6 мин.
  3. Составление общей композиции “Праздник Оленевода” 5мин.
  4. Решение кроссворда “Орнамент”. 7мин.
  5. Подведение итога урока 3 мин.
  6. Уборка рабочего места 4мин.

Ход урока №1

I. Организация класса.

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего урока “Орнамент в жизни народов Севера. Роспись куклы по мотивам ненецких узоров”. Наша цель: расписать выполненную на предыдущем уроке куклу, сохраняя традиции узоров народов Севера.

III. Актуализация опорных знаний

Викторина “Мой край Ямал”

– Ребята, скажите, как называется наш край, где мы с вами живём?

- Ямал. (Показываю на карте)

– Как переводится название нашего края Ямал?

- Край земли.

- Правильно. Я считаю, что, живя на Ямале, мы должны иметь представление о коренных народах, проживающих здесь, знать их историю, обычаи и традиции. Насколько вы это усвоили, мы узнаем это на сегодняшнем уроке.

1) Назовите столицу нашего округа

– Салехард.

2) Какие реки протекают на территории нашего округа?

– Обь, Пур, Надым, Таз.

3) На территории нашего округа проживают северные народности. Давайте назовём их.

- Ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.

А теперь ответьте на вопросы:

4) Чем занимаются народы севера, какими промыслами?

Охотой, оленеводством, рыболовством.

Ненцы строят себе жилище в форме конуса, зимой покрывают оленьими шкурами. Летом же облегчают это жилище, перекрывая его берестой.

5) Как называется такое жилище?

- Чум.

Ученик читает стихотворение Ю.Леонтьева “Что нам стоит чум построить?”

Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей
Приподнять его за ушки
Поддержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По-хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить. [2]

Расскажите об этих покрытиях чума, как называются и как их изготавливают.

Зимнее покрытие чума – нюки. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу, для них требуются много шкур, около шестидесяти, а бывает и больше. Так что нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают в амбар до следующей зимы. А чум одевают другими – чем зимнее, меховое. Её надо очистить, варить с рыбьим отваром, прополоскать в реке, чтобы береста была мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом куски по ширине и длине подбирают, складывают в три слоя и сшивают. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и сухо.

6) Ханты, ненцы передвигаются при помощи оленьих упряжек. Погоняют при езде шестом. Как называется такой шест?

- Хорей.

– Расскажите, что вы знаете об оленях?

– Олень в жизни лесных ненцев всё. Это еда: мясо, сало, кровь. Это одежда, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры.

На оленях ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут главное орудие труда оленевода – аркан. Из рогов мастерят рукоятки ножей и другие нужные хозяйственные вещи.

Из сухожилий – прочные нитки, силки, сети. Хороший хозяин должен следить за стадом, охранять их от хищников и кочевать весной – на север, где меньше комаров и мошки, осенью – на юг: в лес, в тайгу, чтобы укрыть стадо от холодных зимних ветров. Основная, а зимой единственная пища оленя – ягель, который добывает из-под снега.

Оленеводы хорошо знают характер и повадки животного. Они различают каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме рогов, возрасту, степени прирученности назначению в упряжке, по его роли в стаде.

Ученик читает стихотворение Ю.Леонтьева “Оленевод”.

Жалят лицо стрелы морозного ветра
Метель метёт.
Словно вылет из бронзы и света
За спиною кульком капюшон.
Чёрные волосы поседели от инея.
Ханты щурятся: “Хорошо!
Небо синее! Тайга синяя!”
Спокойно пасётся стадо .
Пусть прячутся волки в кустах:
Оленевод возьмёт карабин, если надо.
И не дрогнет рука, если надо.
А робких оленеводов
И не бывает в здешних местах.[2]

IV. Формирование новых знаний.

Женщины северных народностей всё свободное время заняты пошивом и украшением одежды и обуви, головных уборов. Давайте, ребята, посмотрим отрывок из видеофильма “Бисер севера”. (Просмотр отрывок из фильма).

Существует нечто, объединившее народов Севера – это орнамент. Кто знает, что такое орнамент? Приложение 1.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент – от лат. ornament – украшение.

Орнамент – это взаимоотношение человека с окружающим миром, передаваемое посредством определённых знаков, символов.

Основным источником для создания орнамента была природа.

– Что украшали орнаментом?

– Берестяные изделия.

– Изделия из дерева.

– Изделия из кости и рога.

– Одежду.

– Обувь.

– Головной убор (женские шапки).

Используется самая разнообразная техника:

– Аппликация тканью.

– Меховая мозаика.

– Вышивка бисером и т.д.

Часто в одном предмете органично сочетаются несколько техник орнаментации.

Некоторые орнаменты имеют значение оберегов, они охраняют сам предмет и его содержимое или человека, который носит одежду с таким орнаментом. Часто узоры являются формой сохранения и передачи наиболее важной в культуре народа информации.

Так, в изделиях изображаются птицы, медведь, соболь – главные персонажи мифологии.

Часто орнаменты схематичны, и непосвященный человек может увидеть лишь полосочки, крестики, но любая мастерица сможет рассказать, что это –“рога молодого оленя”, “заячьи ушки”, “соболь с крестом” и т.д.

По одежде можно узнать, откуда этот человек, из какого он рода.

Имеются общий вид орнамента, его стилевые черты. В одном случае внешние контуры мотивов складываются из прямых линий, в другом – из кривых или ломаных, варьируют размеры узоров и т.д. Но, думаю, что самое главное интересно то, что же означают эти загадочные орнаменты.

У ханты и ненцев элементы и даже названия некоторых орнаментов схожи, возможно, что ненцы заимствовали многие мотивы орнамента у ханты.

Прямая линия – “прямой след”, “прямой путь” – распространённый элемент украшения одежды. Полосками из ткани конкретного цвета, расположенными одна на другой, обычно украшаются женские платья и халаты, число их порой доходит до 30-35.

Зигзаг – каждый народ исходя из своего жизненного опыта и миропонимания, вкладывает в осмысление зигзага что-то своё. Зигзагообразные орнаменты бытуют на всех материалах, кроме меха. За зигзагом закреплена функция оживления неживого, охрана жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях.

Треугольник – не имеет общепринятого названия. Если его основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх, то это “бахрома”, при вершине повёрнутой вниз – “голова”, а если основание размещено вертикально, то это узор “лезвие топора”.

Квадрат, поставленный на угол – “голова”. Если встречаются на бисерных изделиях, называют “углубление сердца”.

Уголок – “ушки”. Исполняются во всех вариантах: бисере, ткани, мехе, бересте.

Соболь – символ изобилия. Мастерицы, долгое время изготавливают орнамент, прикладывая огромный труд, и веря в то, что он защитит, оживит, наполнит силой и преобразит. И поэтому помещали его на одежду и другие предметы.

Орнамент для ханты и ненцев, как что-то живое, что охраняет, защищает, обоготворяет и живет вместе с ними на протяжении всей жизни.[3]

Как мы уже знаем, женщины северных народностей сами шьют верхнюю одежду из шкур оленей.

– Как называется одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур?

– Малица (мужская верхняя одежда).

Это длинная (ниже колен) и широкая рубашка из оленьей шкуры (мехом внутрь) с пришитым капюшоном и рукавицами. Справа подвешивают на кожаном ремешке нож в ножнах, сзади амулет – приносящий удачу в охоте – клык священного животного – медведя. В сильные морозы поверх малицы носят гусь. Эта одежда заменяет спальный мешок, если приходится заночевать в пути.

Интересно, что у лесных ненцев нет праздничной одежды. Праздничная та, что поновее. Для работы используют старую, которая раньше была праздничная.

Все ягушки и малицы сшиты по одному фасону, а выглядят по-разному. Зависит это от достатка в семье, и мастерства хозяйки. По орнаменту можно узнать многое: откуда человек, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли жена.

– Что такое ягушка?

– Женская зимняя одежда. Воротник шьётся из меха песца. Камусные рукавицы наглухо пришиваются к рукавам. У рукавиц есть прорезь, чтобы при необходимости можно было обнажать руку.

Зимой женщины надевают меховые чулки, поверх кисы – зимнюю обувь. Вся одежда, обувь красиво орнаментирована. Приложение 2.

Детская одежда шьётся по такому же принципу, что и малица. Только рукавички пришиты накрепко, чтобы детки ручки не отморозили. А к рукавам – колокольчики (отгонять злых духов).

На спину малицы пришивали металлическое колечко, за которое детей привязывали веревкой к шестам чума, чтобы они не мешали, когда взрослые заняты делом или когда в чуме никого из взрослых нет, а горит костёр. Украшают детскую одежду ещё больше.

У коренных народов Севера нет официальных праздников. Но есть дни радостей – это свадьба, рождение ребёнка, приезд гостей, День оленевода. Все эти радостные события сопровождаются праздничными угощениями, песнями, танцами и, конечно же, спортивными состязаниями.

Ведь все мужчины должны быть отличными охотниками, проявлять меткость, силу, сноровку. [2]

Давайте на некоторое время представим, что мы на национальном празднике “День оленевода”.

V. Игра “Мы на празднике оленевода”

1. Игра “Юный арканщик”.

Цель: набросить петлю из верёвки на определённый предмет, как будто на рога оленя для его ловли.

2. Игра “Прыжки через нарты”.

Цель: перепрыгнуть обеими ногами сразу через (несколько) определенный предмет небольшой высоты. Кто быстрее и ловчее.

– Молодцы, ребята!

VI. Практическая работа учащихся (нанесение орнамента на куклу).

– Сегодня мы с вами будем расписывать зимнюю одежду на глиняных игрушках.

- Рассмотрите ещё раз элементы орнамента. Скажите, как они называются? Показываю, как используются в рассматриваемых образцах орнаментации.

– Какими приёмами создаётся узор?

- Каков цветовой строй украшения?

Вы должны выбрать определённый фон, правильно нарисовать узор. Он должен соответствовать по величине и окраске. Помогаю определить композиционный строй орнамента. По эскизам предыдущего урока дети наносят орнамент на глиняную игрушку, слушая национальную музыку ненцев.

Душа народа познаётся через его культуру. Внимательней присмотримся к этой культуре, чтобы осмыслить, понять её. (звучит песня “Царевна Оби” (Ид? ерв не??) С.Н.Наруя на стихи Г.Пуйко в исполнении Г.И.Лагея.)

Ход урока №2.

Практическая работа учащихся (работа в цвете).

Советы по росписи:

– Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходите к следующей более тёмной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.

– Если вы работаете одной кистью, то её следует хорошо промыть в банке с водой, прежде чем набирать другую краску. А лучше иметь несколько кисточек: для покрытия фона №3, №4, для росписи орнамента №1, №2.

Желательно применять для росписи яркие, тёплые цвета.

Самостоятельная работа учащихся: роспись глиняной игрушки по мотивам узоров ненецкого народа. Приложение 3.

Выставка и анализ работ учащихся.

1. Защита каждого ученика своей работы:

а) назвать орнамент.
б) какие цвета использовал?
в) где ещё встречается этот орнамент?

2.Придерживался ли автор поставленных задач?

3. Какие ошибки допущены при оформлении куклы?

4. Умение передать образ.

VI. Выставка работ учащихся.

Составление коллективной композиции “Праздник оленевода”. Приложение 4.

VII. Решение кроссворда “Орнамент”.

img1.jpg (9427 bytes)

1. Река, протекающая по Ямалу.
2. Сани грузовые, легковые.
3. Северный народ.
4. Домик на высоких ножках.
5. Мужская одежда.
6.Животные севера.
7.Зимнее покрытие чума.
8. Сумочка, с принадлежностями для шитья.

VIII. Подведение итога урока 3 мин.

IX. Уборка рабочего места 4 мин.

Литература:

1. Ядне Н.Н. Древо жизни.
2. Приходько М.С., Приходько О.Б. Колыбельная для Хомани. С.– П. 2002
3. Борко Т.Н., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. Тюмень, 2002
4. П.Е.Шешкин., И.Д. Шабалин. Мансийские орнаменты. С.– П. 1993.

Приложение