Актуальность:
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста является нам более актуальной темой. И самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире – ранний возраст, так как именно в этом возрасте экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребенка, умением сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте процесс познания окружающего мира и приобретения опыта происходит наиболее непосредственно. Поэтому мы считаем необходимым такое построение педагогического процесса, которое опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Цель: формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе.
- Познакомить с осенним явлением природы – листопадом.
- Развивать чуткость, заботливость, внимательность по отношению к окружающему миру.
- Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Предшествующая работа:
Наблюдение за осенними проявлением в природе и на прогулках. Разучивание стихов и песен об осени. На занятиях по рисованию было пройдено соответствующие программное содержание, поэтому в рамках этого занятия на технике рисования мы не останавливаемся.
Форма проведения: занятие.
Словарь: Осень, листопад, дождь, ветер, дует, лес, дерево, пенёк, грибок.
Материал: Осенние листочки, краски, гуашь красная и оранжевая, зайка, морковка, грибок “Лесовичок”, губка.
Ход занятия
1 часть. Игровой момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришел грибок “Лесовичок”. Он предлагает нам, сходить к нему в гости. А вы знаете, где он живет?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно, грибок “Лесовичок” живет в лесу. И он приглашает нас к себе в гости. Пойдемте, посмотрим ребята, где он живет? (Дети идут за воспитателем в лес)
2 часть. Рассматривание леса
Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в лес. Посмотрите ребята, что вы видите в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, грибы.
Воспитатель: Да, ребята правильно, в лесу растут деревья. А грибы это друзья нашего грибочка “Лесовика”. Сколько грибочков под деревом?
Дети: Много.
Воспитатель: А грибок “Лесовичок” - один. Ой, ребята кто это на пеньке сидит?
Дети: Это зайка.
Воспитатель: Да ребята правильно, это зайка. Давайте поздороваемся с зайкой. (Дети здороваются с зайкой).
Воспитатель: Ребята, какой зайка?
Дети: Пушистый, мягкий, серый, добрый и т.д.
Воспитатель: Скажите, а где живет зайчик?
Дети: В лесу. (Индивидуальные ответы)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, наш зайка не знает какое сейчас время года. Давайте мы с вами расскажем и покажем зайчику.
3 часть. Беседа
Вопросы:
- А какое сейчас время года? (Осень)
- А как вы узнали, что это осень? (На деревьях листья желтые и красные)
- А как называется, когда листочки падают с деревьев (листопад)
- А что еще бывает осенью? (если нет ответа, то…А дождик осенью бывает?) А давайте мы зайке и “Лесовику” покажем, как капает дождик. (Показывают на ладошках, как капает дождик).
- А ветер бывает осенью? Давайте мы покажем, как ветер качает ветки на деревьях.
“Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер все тише, тише, тише
а деревце все выше, выше”
4 часть. Физкультминутка, под музыку
Воспитатель: ребята посмотрите, наш зайка что-то загрустил. Давайте мы с ним поиграем. (Игра под музыку)
“Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели
(дети сидят на корточках)
Ветер дунул, полетели.
(Разбегаются по группе)
Мы летали, мы летали,
(бегают, помахивая листочками)
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок
(сели, листочки над головой)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул
(бегают, помахивая листочками)
Покрутил, их покружил
(кружатся)
И на землю опустил
(приседают)”.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой веселый стал зайка, ему очень понравилось с нами играть. А давайте сейчас соберем все листики в букет и подарим его грибку “Лесовику”, потому что он любит прятаться в земле, в листочках, что бы его никто не нашел. А что любит зайка? (Морковку). Давайте мы зайке подарим морковку.
5 часть. Рисование
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, а что это здесь.
Дети: Это дерево.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть у дерева (Ствол, ветки). Ребята, а чего не хватает на веточках дерева? (Листьев) А давайте мы с вами нарисуем нашему дереву листочки, и подарим его нашему Лесовичку. Дети “губками” рисуют листочки.
Грибок “Лесовичок” дарит детям в корзиночках грибы.