Сложение и вычитание многозначных чисел. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Цели:

  1. Формировать навыки письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умение решать текстовые задачи, закреплять умение решать уравнения.
  2. Развивать коммуникативные и организаторские умения: работа в группах, парах, сравнивать и выводить конечный результат работы.
  3. Воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество, любовь и уважение к окружающей природе.

Оборудование: учебник Э.И.Александровой «Математика» (изд. «Дрофа», 2008 г.) 2 класс, 2 часть; раздаточный материал, маркеры, листы бумаги, физическая карта России, физическая карты Орловской области, презентация, компьютер.

Ход урока

I.Оргмомент

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

II. Сообщение темы и целей урока

Предлагаю вам определить самим тему урока.

Для этого, пожалуйста, ответьте на мои вопросы:

  1. Сколько разрядов многозначных чисел вы знаете?
  2. Назовите разряд, с которого начинается 3-х значное число. (сотни)
  3. Назовите разряд, с которого начинается 2- значное число. (десятки)
  4. Назовите самое большое 4-х значное число (9 999)

Какова же тема сегодня на уроке?

С какими числами будем работать? (с многозначными)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем повторять все, что знаем о многозначных числах и совершенствовать умение решать задачи. Слайд 1

Учитель.

Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

Дети: Вода.

Учитель. На уроке, выполняя математические задания, мы узнаем много интересного о воде. Вода занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека, животных и растений.

Учитель обращает внимание детей на Физическую карту полушарий.

Все начинается с малого. У некоторых из вас дома есть аквариумы, в которых живут рыбки. Вы их кормите, меняете воду, заботитесь о рыбках.

Первое задание – работа в группах. Каждая группа решит задачи и защитит свои ответы.

III. Работа в группах. (4 группы)

Учитель. Каждая группа решает задачи, записанные на карточках, и защищает свои ответы.

1 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок меньше. Сколько рыбок во втором аквариуме? Слайд 2

2 группа. В первом аквариуме, а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок меньше. Сколько рыбок в двух аквариумах? Слайд 3

3 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок больше. Сколько рыбок во втором аквариуме? Слайд 4

4 группа. В первом аквариуме a рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок больше. Сколько рыбок в двух аквариумах? Слайд 5

Защита решений.

Учитель. Чем похожи и чем различаются эти задачи?

Ответы детей.

(Говорится о рыбках. Различаются решением)

Учитель. А теперь давайте с вами отгадаем слова, но для этого необходимо решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания.

Вспомним правила сложения и вычитания многозначных чисел. («ошибкоопасные» места)

  1. Поразрядность
  2. «Переполнение» и «разбиение» разряда.
  3. Определение количества цифр в сумме и разности.
  4. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Выполнять задание будем в парах. Разделите между собой выражения и выполните вычисления. Затем, запишите числа в порядке возрастания и вы получите ответ.

Слайд 6.

Работа в парах.

421-386=35         В
652-538=114   О
174+86=260   Г
801-631=170   Л
769+105=874   А
     
643-489=154   О
185+517=702   А
154+52=206   К

Учитель. Что обозначают слова, которые у вас получились? Слайд 7

Дети. Названия рек.

Учитель. Река – это поток воды, текущий в углублении, в определенном направлении. На доске указана протяженность этих рек.

Волга – 3531 км

Ока – 1500 км

Волга – самая большая река в европейской части России. Река Ока – протекает в Орловской области и впадает в реку Волга. Волга и Ока - равнинные реки, текут они спокойно в широких долинах. Слайд 8

Сравните дину рек Волга и Ока. На сколько длиннее река Волга, чем река Ока?

3535-1500=2031 км

Дети выполняют сравнение величин.

Учитель. Какие знания и умения нам понадобились, чтобы справиться с этим задание? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее)

IV. Физминутка.

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

V. Решение задачи.

Учитель. Вблизи рек строят фабрики по изготовлению бумаги. По рекам легче сплавлять древесину, которая необходима для изготовления бумаги. Изготовление бумаги – дело водоемкое. Слайд 9

И сейчас мы решим задачу и узнаем, какова производительность одной из фабрики.

Решение задачи в учебнике. Стр. 28, №41(3)

Учитель. Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?

Начертим схему к этой задаче.

1 ученик работает у доски.

Посмотрите на схему и определите части и целое. Слайд 10

  • Известна ли каждая из частей? (нет, не известна вторая и третья часть)
  • Какую часть надо найти, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (третью)
  • Для того чтобы найти третью часть, что нужно узнать сначала? (найти вторую часть)
  • А что нам сказано о второй части? (на 357 км больше)
  • Как найти? (сложить)
  • Зная, сколько выпустила фабрика бумаги в первый и второй месяцы, что можно узнать? (найти, сколько выпустила фабрика за 1 и 2 месяцы)
  • Зная целое и сумму двух частей, что можем найти? (третью часть)
  • Каким действием?

Ответ: 2563 т бумаги изготовили в Ш месяц.

Учитель. Дома ответите на второй вопрос задачи, узнаете, на сколько больше изготовили бумаги в третий месяц, чем в первый и второй месяцы.

VI. Решение уравнений.

Учитель. Реки бывают равнинные, которые протекают по равнине, как реки, о которых мы с вами уже говорили. Есть реки – горные. Текут они в горах. Плыть по ним очень сложно, потому что горы мешают свободному течению.

Учитель показывает реки, которые протекают в горах. Слайд 11

Учитель. Но преодолеть горные реки нам будет не сложно, если решим с вами уравнения.

Работа с учебником – стр.29, №44

Учитель. Рядом с каждым уравнением поставьте буквы, как вы считаете.

  • Л – легкое для вас уравнение
  • Т – трудное
  • И – интересное

Реши то уравнение, которое сможешь решить.

Учитель. Прежде чем решать уравнение, что необходимо в нем найти?

Дети. Части и целое. Слайд 12

Слайд 13

Проверка.

х+3=5         27-х=9         6=у-2
х=5+3   х=27-9   у=6+2
х=8   х=18   у=8
         
8+(у-2)=14   х-27=9   100=16+у
у-2=14-8   х=9+27   у=100-16
у-2=6   х=36   у=84
у=6+2        
у=8        

VII. Итог урока.

Учитель. Подведем итог.

  • Что можно делать многозначными числами? (Складывать, вычитать, сравнивать).
  • Кто доволен своей работой сегодня на уроке?
  • Какое задание для вас оказалось самым трудным? Самым легким? Самым интересным?
  • Как вы можете оценить свои знания и умения на данном уроке? Воспользуйтесь шкалой.
  • Что еще интересного узнали на уроке?
  • На уроках окружающего мира мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, воздух, но воду. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Слайд 14

Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

VIII. Домашнее задание:

С.28, 41(3)-2 вопрос.

Учитель. Урок окончен. Спасибо за работу! Слайд 15