Каждый преподаватель математики знает, как порой непросто бывает заинтересовать ребят изучением предмета. Для многих он скучен и очень труден в освоении. И часто для того, чтобы дать возможность каждому ученику, даже с самой слабой подготовкой по математике проявить себя мы, педагоги, изобретаем всевозможные способы увлечения ребят предметом: это и различные конкурсы, и кружки, и доступные теперь многим возможности компьютерных и Интернет – технологий. Хочу пополнить копилку внеклассных мероприятий коллег необычной формой – театрализованным представлением – новогодней математической сказкой.
По программе алгебры 8 класса в октябре – ноябре месяце изучается тема «Рациональные и иррациональные числа», вводятся понятия числовых множеств. Сказка позволяет ребятам «пройти» весь путь от натуральных до иррациональных чисел, усвоить материал в легкой и веселой форме в обстановке праздника, а так же разнообразить Новогодний вечер театрализованным представлением. Сценарий сказки основан на сюжете известного детского кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Конечно, организация такого мероприятия потребует больших усилий и времени: это и костюмы, и декорации, и световое и музыкальное оформление, и репетиции! Но при творческом подходе можно выйти за рамки метод объединения учителей математики, задействовать организатора внеклассной работы и учителей технологии, музыки и ИЗО, привлечь ребят к тому делу, которое покажется им наиболее интересным: костюмер, художник – декоратор, актёр. И конечно результат превзойдёт Ваши ожидания!
Новогодние приключения Маши и Вити в царстве Смекалки
Действующие лица
Дед Мороз
Снегурочка
Витя и Маша - ученики средней школы
Икс Всемогущий
Пятерка (она же Четверка)
Знак Плюс
Знак Минус
Отрицательная Единица
Дробь
Квадратный корень
Двойка
Тройка
Ребята в зале на празднике
Действие 1
(Школьный зал, ребята празднуют Новый год, появляется Дед Мороз.)
Д.М.: Здравствуйте, ребята!
Все: Здравствуйте!
Д.М.: Вот мы снова с вами встретились. Вы рады?
Все: Да!
Д.М.: Я тоже очень рад. А где же Снегурочка? Она отправилась вперед меня с подарками. Неужели ее здесь нет? (Оглядывается). Снегурочка! Снегурочка!
Все: Давайте и мы поможем! Снегурочка!
Д.М.: Не отзывается. Что же случилось?
(Гаснет свет, раздается громогласный хохот.)
Голос: Не начнется ваш праздник, не получат ребята подарки, не увидит Дед Мороз Снегурочку потому, что ее украл я - Икс Всемогущий и спрятал в загадочном своем царстве. Ха-ха-ха! (Выключается свет, голос пропадает.)
Д.М.: Что же делать?! Кто поможет мне, старому, мою внучку из беды выручить? Ребята, только кто-то из вас может отправиться к Иксу Всемогущему в царство Смекалки, что бы освободить Снегурочку.
Витя: (берет за руку Машу и подходит к Деду Морозу) Мы пойдем! Вы только скажите, что нам делать и как туда добраться.
Д.М.: Ну что ж! Хорошо. Сейчас я вас туда отправлю. Но сначала я дам вам совет-подсказку: есть в том царстве у меня хороший знакомый - Знак Плюс, он вам поможет. Живет он на самом шумном месте царства – на опушке натуральных чисел. Как войдете в царство – найдете его! Ну, в путь!
(Дед Мороз ударяет посохом об пол, в зале гаснет свет, звучит музыка.)
Голос Д.М.(вдогонку): Все, что увидите и встретите там, запоминайте! Счастливого пути!
Действие 2
(Опушка натуральных чисел. На пне сидит Знак Плюс и, мыча что-то себе под нос, решает какую-то задачу. Появляются Маша и Витя.)
Маша: Ой, смотри! Кто это? Такой смешной.
Витя: Сейчас разберемся. Он же добрый – посмотри на него. Давай его прямо спросим. (Обращается к Плюсу). Здравствуйте! Вы не подскажете, как нам найти…
Зн.П.: (поднимает голову, рассеянно) О! Один и еще один. Итого – два! (И опять отвлекается от ребят).
Маша: Что это? Он нас посчитал?!
Витя: Ну, во-первых, это царство Смекалки, царство точности, цифр и знаков. А во-вторых, он же нас сложил! Маша, он тот, кто нам и нужен. (К Плюсу) Вы – Знак Плюс?
Зн.П.: Да, я – Знак Плюс. А вы ко мне?
Маша: Да. Мы пришли в царство Смекалки, чтобы выручить из беды Снегурочку, которую похитил ваш Икс Всемогущий, а то у нас без нее не может начаться праздник – Новый год!
Витя: Нам Дед Мороз посоветовал обратиться к вам. Помогите нам, пожалуйста, к этому иксу пробраться!
Зн.П. (недоверчиво): Помочь… Ох, да вот дел-то у меня слишком много. А что у вас по математике?
М и В (в один голос): Пять!
Зн.П. (обрадованно): Пять. Ну, тогда ладно. Помогу я вам. Мог бы я вас до самого замка проводить, но дела, сами понимаете. Пойдемте, я вам туда дорогу укажу. А там, глядишь, кого встретите. (Идут). Правда, народ у нас тут разный, но ничего. (Видят невдалеке Двойку и Тройку, которые ссорятся).
2: Нет, я от тебя отниматься буду, тебя же больше!
3: Ну и что, я тоже хочу отниматься, чем я хуже тебя!
Зн.П.: Стоп, стоп, стоп! Хватит спорить. (Маше и Вите): Все мой братец Минус, что вытворяет! Все натуральные числа взбаламутил. Все норовят вычитаться. А потом половине приходится на новое место жительства перебираться, в отрицательный район. (2и3-ке): Ну-ка, я сейчас вас быстро помирю! (Машет палочкой. Гаснет свет. Двойка и Тройка превращаются в Пятерку).
5: Ой, что это со мной?!
Зн.П.: Ничего-ничего. Было две, стала одна. Зато какая! Лучшая оценка! И любой бывшей больше.
5: Спасибо! Так даже лучше. А кто это с вами?
Зн.П.: Это Маша и Витя. Они к Иксу Всемогущему пришли Снегурочку выручать. О! Пятерка, помоги им, покажи дорогу, а то ты ведь знаешь, тут у меня дел по горло, да и в отрицательный район мне не очень хочется. Там у них, знаете ли, все шиворот- навыворот. Опасно там. Говорят минус, а на самом деле – складываются! Не по мне это.
5: Ладно, так и быть, провожу!
Маша: Спасибо, Знак Плюс! До встречи.
Зн.П.: Остерегайтесь моего братца – Знака Минус, он весьма коварен!
Витя: Спасибо! Будем начеку. Идем!
Действие 3
(Замок действительных чисел. В замке сидят Икс, Дробь, Отрицательная единица и Знак Минус.)
Икс: Как вы, самые изобретательные на головоломки и лабиринты, могли позволить девчонке и мальчишке проникнуть в мое царство!
Зн.М.: Они же отличники! Все знают, все умеют, все могут!
Икс: Ничего не знаю! Я тоже хочу Снегурочку, подарки, Новый год. Придумайте такую задачу, что бы они не смогли ее решить!
Отр.ед.: Хорошо. Мы что-нибудь придумаем. Не ругайся.
Дробь: Уж мы придумаем! Мы их задержим. Я их под такой знаменатель подведу, сто лет будут делиться, не разделятся. (Разбегаются.)
Действие 4
(Лес целых чисел. Появляются Маша, Витя и Пятерка.)
5: Вот здесь мы и живем. Это наша роща целых чисел. А вон там, видите, отрицательный район. Нам надо быть осторожными.
(Появляется Знак Минус.)
Зн.М.: А! Добро пожаловать в наш самый отрицательный во всем царстве район!
Маша: Ой, я его боюсь! Какой тощий.
Витя (Внимательно изучает Знак Минус): Ничего особенного! Обыкновенный знак минус. Тонкий и длинный. Нечего его бояться!
Зн.М.: Прошу!
(Все переступают черту, и Пятерка становится отрицательной.)
Зн.М. (Хохоча и убегая): Ну, теперь она их проводит!.. Туда, откуда пришли! Ха-ха-ха!
Маша: Идем!
(Дергает Витю, который оглядывается, ищет Знак Минус и машинально идет за Пятеркой.)
Витя: Подозрительно! Стой! А разве мы сюда идем? Пятерка, нам же не сюда!
Отр. 5: Сюда, сюда! Идем!
Маша: Ой! Витя, смотри, она же отрицательная! Мы пропали!
Витя: Пропали? Главное – это научный подход. Разберемся. Пятерка - отрицательная, ну да, мы же в отрицательном районе! Значит, нужно делать все наоборот. Помнишь, что Плюс говорил.
Маша: Это все Знак Минус! Зачем мы его повстречали! Он и Пятерку нашу заколдовал. Как же мы ее спасем и спасемся сами? Ох, я так устала!
Отр. 5: Устала? А тут вот избушка рядом. Зайдем, отдохнешь!
Витя: Маша, лучше не пойдем.
Маша: Нет. Я больше не могу! Ну, Витя, мы все равно пропали, зайдем!
(Пятерка тащит Машу, а Маша – Витю к избушке.)
Витя: Ох, и не нравится мне все это!
(На пороге появляется Отрицательная Единица.)
Отр.Ед.: О! Какие гости! Добро пожаловать, я вас давно жду.
Маша: Кто вы?
Отр.Ед.: Я – минус единица, самая большая из целых отрицательных величин. Я – хозяйка отрицательного района!
Витя: Я так и знал!
Отр.Ед.: Я вас давно жду. У меня для вас есть работа, а то я не справляюсь. Нужно посчитать всех жителей моего района, а я одна и не успеваю, их так много, и все они постоянно вычитаются, складываются, у меня просто рук не хватает!
Маша (Вите): Ой, что я наделала! Мы же отсюда не выберемся! Отрицательных же чисел сколько – не сосчитать!
Витя (Маше): Помнишь, что сказал Знак Плюс? Все здесь наизнанку. Она хоть величина и самая большая, а вычти из нее нашу минус Пятерку – и нет ее!
Маша: Ой, верно! Только вот Пятерку жалко – Четверкой станет.
Витя: Ничего. Зато, отсюда выберется. (Единице): Эй, ваше Отрицательное величество! Можно нам в помощь Знака Минус попросить, он бы нам как раз пригодился!
Отр.Ед.: Ну, что ж! Хорошо. Минус! Где ты тут? (Подмигивает появившемуся Минусу): Помоги-ка им!
Зн.М.: Я-то? Ха-ха-ха. С удовольствием!
(Минус взмахивает палочкой, Витя толкает минус пятерку к минус единице. Гаснет свет. Минус пятерка и минус единица превращаются в Четверку.)
Витя: Бежим! (Все трое убегают.)
Действие 5
(Лес, рядом – болото.)
Маша: Витя, куда мы попали?
Витя: Не знаю! Сейчас выясним. Четверка, ты не знаешь, где мы?
4: Я сама здесь первый раз. Осторожно, болото!
(Появляется Дробь.)
Дробь: Да, это болото. Мое рациональное болото. Что вам здесь нужно? (Замечает Машу и Витю): Ах! (в сторону): Прошли! И Минуса, и Единицу. Ужас, они уже здесь! (С улыбкой, ласково, ребятам): А, вы решили обзавестись знаменателем! У меня есть отличные знаменатели! Для вас – хотите 3, вы будете 4/3, а лучше 11, такая замечательная дробь – 4/11!
4: Но… я не хочу! Ребята!
Маша: Что же делать? (Про себя): 4 разделить на 11… Витя, ты знаешь, сколько мы будем делить?!
Витя: Делить, делить… Не будем мы ничего делить. И знаменатель нам не нужен. У нас уже есть знаменатель!
Дробь (Задумываясь): Странно! Я же вроде еще не успела… Какой же у них знаменатель? (Не замечает, как все трое проходят мимо нее и потихоньку уходят.)
Маша (Издалека): Единица, вот какой!
(Ребята и Четверка убегают, Дробь машет им вслед кулаком и бежит за ними, но их уже и след простыл.)
Действие 6
(Появляются Маша и Витя. Перед ними река, разведенный мост и на том берегу – замок.)
Маша: Смотрите! Что это?
Витя: Так. Речка. Это, видимо, граница, а там – иррациональная поляна и замок действительных чисел. Маша, мы почти у цели.
Маша (Чуть не плача): Да, почти у цели. А ты посмотри, какая река, и мост разведен. Как же мы попадем на ту сторону?
Витя: Смотри, мост похож на знак равно. Четверка! Где она?
(Появляется Четверка и ведет с собой неуклюжего человечка.)
4: Вот. Я нашла его на берегу. Мне кажется, он сможет вам помочь. Он так ловко перекидывает всех на ту сторону!
Витя: Здравствуйте! Я – Витя, а это – Маша.
Корень: Здравствуйте! Очень приятно, Корень! Квадратный. Вам нужно на тот берег? К сожалению, я не смогу вам помочь. Не могу же я извлечь корень прямо из вас!
4: А я? Извлеките корень из меня!
Корень: А вы согласны? Тогда, пожалуй, это можно. Смотрите: я извлеку из нее корень, опустится мост, и, тогда, спешите, он не долго остается в таком положении.
(Корень взмахивает палочкой, Четверка превращается в двойку, мост не опускается.)
Корень: Что такое? Что с мостом?!
Витя: Все ясно. Вы извлекли корень из 4 и получили 2. А Двойка не может попасть на тот берег, она же рациональная!
Маша: Что же нам делать?!
Корень: Подождите! А корень из двух?
(Взмахивает палочкой. Мост опускается, двойка перебегает на ту сторону и исчезает. Маша и Витя перебегают следом, мост поднимается.)
М. и В. (хором): Ура! (Бегут в замок.)
Действие 7
(Замок действительных чисел. На троне сидит Икс. Входят Маша и Витя.)
Икс: А-а, это вы! Пришли? Странно!
Витя: Во-первых, здравствуйте. А, во-вторых, ничего странного. У нас же по математике пять.
Икс: Ну, да-да, помню. Тогда решите мне задачу. Найдите меня.
Маша: Как же можно доводить себя до такого состояния, даже не знать, кто ты.
Икс: Мне это все равно. Я Всемогущий. Какие хочу значения, такие и приму.
Витя: Нет, так не бывает! Каждый икс имеет свои конкретные значения, и не всегда их много. Так что не напугаете. Вы нам лучше верните Снегурочку!
Икс: Ишь, чего захотели, Снегурочку! Вот решите, найдите меня, тогда и верну… может быть.
Маша: Не «может быть», а точно!
Икс: Ну, ну… ну ладно, ну точно! (Потирает руки.) Вы только решите.
Маша: Вить, а как же решать-то будем, ведь никаких данных-то нет?
Витя: Главное, это – научный подход. Ты помнишь, что нам дед Мороз говорил: все, что увидите и встретите, запоминайте!
Маша: А, ну-ка, подожди: сначала 2+3=5, потом этот минус, значит, -5.
Витя: Потом мы их вычли, то есть сложили: -1 – (-5)=4.
Маша: Ну да, а потом два раза корень. Корень из двух! Вот это да! Ну и икс, сам чуть больше единицы, а расфуфырился!
Икс: Ну ладно, ладно. Так получилось. Может, в другой раз я тысячей буду. Забирайте вашу Снегурочку и идите, пока я не передумал. А то обрадовались – корень из двух, корень из двух! Тоже число!
Витя: Спасибо!
(Появляется Снегурочка.)
Снегурочка: Ребята! Как же вы меня нашли! Вот молодцы, спасибо вам. (Смотрит на часы): Ой, скорее, а то мы можем опоздать!
(Гаснет свет, Маша, Витя и Снегурочка исчезают.)
Действие 8
(Школьный зал. Появляются Маша, Витя и Снегурочка.)
Снегурочка: Здравствуйте, ребята! С Новым годом!
Дед Мороз: Ну, что же, молодцы ребята! Не побоялись коварного Икса и его помощников. За это вам большое спасибо!
В. и М.: (вместе): И вам спасибо, Дед Мороз! Мы много интересного узнали и в сказке побывали.
Снегурочка: Нет, не в сказке, а в царстве Смекалки. Оно настоящее, хотя, правда, как сказка!
Дед Мороз: А теперь пора и праздник начинать! С новым годом, ребята! С новыми делами, новыми успехами и новыми знаниями!