Класс: 6.
Цель: Укрепить представления детей о музыке, как необходимой части жизни, показав образные возможности музыки, её новые грани.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить тему «Музыка и юмор».
- Дать понятия: камерная музыка, токката, сюита, прелюдия, страсти, месса, хорал, камерные оркестр, ансамбль, хор.
Воспитательные:
- Продолжить формирование у учащихся интереса к музыке классической и современной.
- Продолжить воспитание настойчивости, ответственности в работе над новым материалом.
Развивающие:
- Сформировать умение слушать музыку.
- Расширить представление учащихся о возможностях музыки.
- Через исполнение песни развивать вокально – хоровые навыки выразительного, ансамблевого пения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок – концерт.
Оборудование:
- Музыкальный инструменты – синтезатор, треугольник, маракас.
- Экран, слайды (Приложение).
- Магнитофон, диск с записью музыкального произведения.
Данный урок является уроком применения и совершенствования знаний по теме « Музыка и юмор». Данная тема относится к разделу « В чём сила музыки?» программного материала по музыке в 6 классе, на который отводится 18 часов.
Класс, в котором проводился урок, активный, с высокой работоспособностью. В классе 100% успеваемость, качество знаний 80%.Доброжелательная атмосфера на уроке способствовала установлению связи «учитель – ученик, ученик – учитель», что способствовало результативной работе.
Методы обучения на уроке:
по источнику восприятия и передачи информации:
1.1. Словесные: беда.
1.2. Наглядные: презентации.
1.3. Слуховые: слушание музыки.
1.4. Творческие: пение и игра учащихся на музыкальных инструментах.
Я считаю, что цель урока была достигнута, задачи выполнены.
Ход урока
Организационный момент:
Дети входят под радостную, яркую музыку.
- Ребята, здравствуйте. Садитесь.
Вводная беседа (Подготовка к изучению темы урока).
- Ребята, наша электронная афиша приглашает вас на концерт камерной музыки.
Изучение нового материала.
- Кто знает, что такое камерная музыка?
Слово камерная в переводе с латинского языка – комната. Концерты камерной музыки проходят в небольших концертных залах, на небольших сценах. Камерная - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей. Существуют камерные ансамбли, камерные оркестры, один из которых вы видите на экране. Это оркестр из 20–25 музыкантов – исполнителей под руководством дирижёра.
(На экране камерный оркестр).
Камерная музыка, в основном, предполагает серьёзную музыку.
- Ребята, а вошли вы в класс под музыку какого характера?
- Светлого, радостного.
- Верно. В нашем концерте вы услышите небольшие произведения, написанные композиторами с юмором, с долей шутки.
И первым номером нашей концертной программы прозвучит произведение И. С. Баха.
А что вы знаете про этого композитора?
(На экране слайд о жизни и творчестве И. С. Баха).
- И. С. Бах больше известен, как создатель серьёзной музыки, написанной, в основном, на религиозный сюжет, но писал он разную музыку – радостную, серьёзную, трагическую, шутливую, танцевальную. Как и любой человек,
он был не лишён чувства юмора. Поэтому мы сегодня обращаемся к его произведению. Примером такой танцевальной музыки, в которой царит народный юмор, является пьеса, которую он назвал «Шутка». Она является одной из 4 частей сюиты № 2. Бах написал много сюит. Сюита – в переводе с французского – ряд, последовательность. Это произведение из нескольких, обычно контрастных частей, законченных по мысли, которые связаны единым художественным замыслом. «Шутка» часто звучит отдельно от сюиты. В ней сплетаются гомофония и полифония.
- Ребята, что такое полифония?
- Это многоголосная музыка, где все голоса равнозначны.
- Какие формы полифонии вы знаете?
- Фуги, фугетты, полифонические вариации, каноны.
- Верно. А что является высшей формой полифонии?
- Фуга.
- Да. А что такое гомофонная музыка?
- Это музыка, в которой главным является один голос, а всё остальное, как аккомпанемент – второстепенно.
- А что такое аккомпанемент?
- Это сопровождение к мелодии.
- Что относится к гомофонной музыке?
- Песни, романсы.
-То есть, музыка какого жанра?
- Вокального.
-Да, а ещё?
- Танцевальная музыка – вальсы, польки, полонезы.
- Правильно. Приготовимся слушать «Шутку» из сюиты № 2 И. С. Баха.
(Звучит «Шутка»).
- Мы услышали в пьесе подражание гомофонной музыки – полифонической. Какой инструмент солировал?
- Флейта.
- А какие инструменты аккомпанировали флейте?
- Группа струнных смычковых инструментов.
- Да. Понравилась вам музыка? Каким чувством она вас наполнила?
- Лёгкостью, радостью. Красивая музыка.
- Замечательно. Ребята, эта музыка, написанная в 18 веке, очень современна, любима, часто исполняема. Мы радуемся и шутим, так же, как и несколько веков назад радовался и шутил великий И. С. Бах.
- Вторым номером нашего концерта прозвучит пьеса современного композитора Н. В. Дремлюги «Народный танец», а исполнит его Катя.
(Катя делает сообщение о композиторе, играет пьесу «Народный танец»).
- Ребята, что вам рассказала музыка народного танца, какое настроение вы услышали в ней?
- «Народный танец» - яркий, задорный.
- Эта музыка озорная, шутливая, под неё хочется танцевать весёлый танец.
- В концертах бывают перерывы, вот и мы прервёмся: под музыку физкультурной минутки танцуем весёлый танец.
- Замечательно. Третьим номером нашего концерта прозвучит пьеса Д. Б. Кабалевского «Клоуны».
(На слайде портрет композитора Д. Б. Кабалевского, основные вехи жизненного и творческого пути).
Ребята, а вы любите цирк?
- Да.
- Тогда представьте, что вы в цирке и смотрите выступление двух клоунов.
(В исполнении учителя звучит пьеса «Клоуны»).
- Ребята, что вы услышали в музыке?
- Две темы – это два клоуна.
- Каких клоунов изобразил Д. Б. Кабалевский?
- Два весёлых и озорных клоуна, которые шутят, смешат публику.
Закрепление темы урока.
- Ребята, наш урок – концерт подошёл к концу. Вы услышали камерную музыку шутливую по характеру. Понравилась вам камерная музыка?
- Да.
- Способна ли музыка рассказать нам с юмором о чём либо, передать настроение радости?
- Да, мы убедились в этом на примерах прослушанных музыкальных произведений: «Шутка», «Клоуны», «Народный танец».
- Хорошо. Юмор и шутка создают хорошее настроение. И чтобы закончить урок-концерт таким настроением – добрым и радостным, исполним песню Ю. Чичкова на стихи К. Ибряева «Звенит звонок».
(Дети исполняют песню под аккомпанемент учителя и ритмического аккомпанемента учащихся).
- Урок окончен. Всем спасибо за творчество. (Выставление оценок). До новых встреч!