Программное содержание:
- Закрепление пройденного материала по циклу «Народное творчество», роспись тарелки. Используя элемент хохломской росписи.
- Через диалог, игру, вопросы, загадки закрепить знания и навыки детей о народных художественных промыслах русских мастеров, в частности хохломских росписей. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы.
- Помочь детям через беседу, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета, эстетическое восприятие.
- Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.
Словарная работа: Иконописцы, гостеприимство, хлебосольство, музей, издавна.
Предварительная работа:
- Изучение различных народных промыслов России (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Гжель, Хохлома, Матрёшка). Покрытие тарелочек жёлтой гуашью. Заучивание загадок и стихов о народных художественных промыслах.
- Разучивание русского народного танца «Кадриль».
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: Наглядные пособия: дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжельская чашка, матрёшка, хохломские стол и стулья, хохломская посуда, самовар, «печка». Магнитофон, кассеты с музыкой (русская народная музыка).
- Раздаточный материал: Тонированные тарелочки, кисти, подставки для кистей, тычки, тряпочки, стаканы с водой, краски гуашевые по количеству детей.
Ход занятия
Дети входят в зал.
Воспитатель: Проходите ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ой, ребята, а куда это мы попали, как вы думаете?
Дети: В Москву, на Красную площадь.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Так вот перед нами храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади.
Воспитатель: Смотрите, а что там делает скоморох Тимошка? Давайте подойдём к нему и спросим? (Подходят к скомороху, здороваются). Здравствуй, Тимошка, а что ты тут делаешь?
Скоморох: Да вот приехал в Москву на ярмарку, привёз разного товара, все изделия наших русских мастеров. До вот перепутал все названия.
Воспитатель: А давай мы тебе поможем?
Скоморох: Нет, вы сможете, куда вам, наверное, и не знаете ничего.
Воспитатель: Наши ребята, много знают о промыслах России. Правда, ребята?
Дети: Да!
Скоморох: Проверим! (Показывает доску, расписанную Городецкой росписью). Это, что за доска, я что-то забыл?
Дети: Эта доска расписана Городецкой росписью. Название этого промысла пошло от имени города - Городец, самого древнего города в Нижегородской области. Самое примечательное в Городце это: розаны, купавки, волшебные кони, чудесные птицы. Этой росписью расписывают детскую мебель, прялки, разделочные доски, деревянную посуду.
Скоморох: Ну, надо же, знают. А теперь я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.
Есть ещё для вас игрушка, не лошадка, не Петрушка-
Красавица - девица, у неё сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы.
(Матрёшка)
Дети: Знаем, знаем это - Матрёшка!
Скоморох: Правильно, а что вы знаете о матрёшках?
Дети: Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске). Это деревянная кукла, внутри полая. Обычно изготавливают несколько матрёшек разного размера их можно складывать друг в друга. Эта игрушка очень любима не только в России но и в других странах.
Скоморох: Молодцы, какие. А теперь...
Воспитатель: Подожди Тимошка, теперь ребята загадают тебе загадку, может, и ты что-нибудь вспомнишь про промыслы.
Воспитатель: Кто знает загадки?
Дети:
За студёною водицей водоноска-молодица
Как лебёдушка плывёт, вёдра красные несёт
На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша
Эта девица - краса!
Скоморох: Какая трудная загадка! Я и не знаю, может ребята вы мне подскажите?
Воспитатель: Дети помогите Тимошке.
Дети: Да это же Дымковская глиняная игрушка.
Воспитатель: Поищи-ка, есть ли у тебя в торбе такая игрушка.
Скоморох: (Копается, ищет.) Вот нашёл! (Показывает детям).
Воспитатель: Ну, что там у тебя ещё осталось?
Скоморох: (достаёт чашку из Гжели). Да вот, обыкновенная чашка.
Воспитатель: Какая же она обыкновенная? Где изготавливают такую посуду?
Дети: Такую посуду делают в Московской области, в городе Гжель и посуда называется тоже Гжель.
Воспитатель: Может быть, дети кто-нибудь из вас знает стихи о Гжели.
Дети читают:
1-й ребёнок:
Чашка эта голубая
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не растает синий луг
Неужели, неужели
В вашем доме нету Гжели!
2-й ребёнок:
Синяя сказка - глазам загляденье
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая гжель!
Скоморох: Какие вы умники. А вот ещё вам последняя загадка:
Посуда не простая
А точно - золотая
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она...
Дети: Золотая хохлома!
(Скоморох достаёт изделия из хохломы.)
Скоморох: Спасибо вам ребята, названия всех промыслов. Помогли мне вспомнить. За это я с вами поиграю.
(Дети играют в русскую народную игру «Гончары»).
(Пока дети играют, воспитатель переодевается в тётушку Музеиху).
Хохлома: Ой, как у вас весело, вы откуда, ребята?
Дети: Мы из города Московский, из детского сада №23.
Хохлома: Какие хорошие дети, а я хочу пригласить вас к себе в гости, в мой терем расписной.
Скоморох: А можно и мне к вам в гости? Я так люблю в гости ходить!
Хохлома: Конечно можно! Проходите, проходите гости Дорогие. Полюбуйтесь, я собрала в своём доме целый музей. Вся эта утварь выточена из дерева отливает золотом, веселит глаз затейливым узором. Вспомните ребята, как называется эта роспись?
Дети: Хохлома!
Хохлома: А что вы знаете о хохломе?
Дети: Хохлома, один из деревянных промыслов России. Зародился в Нижегородской области. Там есть весёлое село Хохлома. В Хохломе делали посуду из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Ещё посуду изготавливали в окрестных деревнях, и её тоже привозили в Хохлому и уже оттуда о отправляли на ярмарки для продажи. Поэтому и посуда называется Хохломской. И в наше время мастера продолжают делать эту посуду на радость нам.
Хохлома: Знаете историю создания хохломской посуды, молодцы. А кто придумал такой способ изготовления золотой посуды?
Дети: Придумали иконописцы.
Хохлома: Правильно. А какие краски используют мастера в хохломской росписи?
Дети: Золотой, жёлтый, красный, зелёный, желтый.
Хохлома: А кто скажет, чем можно нарисовать брусничку, рябинку, смородинку?
Дети: Эти ягодки рисуются «тычком».
Хохлома: Да, а как нарисовать «капельки»?
Дети: Способом прикладывания кисти к бумаге.
Хохлома: Правильно, методом «примакивания» рисуются «капельки». Какие элементы росписи хохломы вы ещё знаете?
Дети: «Травинки», «усики», «завитки», «кустики», «осочки», «листочки», «ягодки».
Хохлома: Замечательно, вы ответили на все мои вопросы, значит, много знаете о хохломской росписи. У меня уже и самовар вскипел, и пироги я в печь поставила, бублики на ярмарке купила. Да вот незадача, нет у меня тарелочек, чтобы вас угостить, все сегодня на ярмарке продала. Может вы сами, для себя тарелочки распишите, и тогда устроим чаепитие.
Дети: Хорошо, согласны. (Проходят за столы).
Скоморох: А чтобы вам легче было составить узор, посмотрите вокруг, на печку, на посуду и выберите тот узор, какой вам больше нравится.
(Дети расписывают тарелочку используя, элементы хохломского узора. Тихо играет русская народная музыка).
Хохлома: Молодцы ребята! Поработали на славу, какую красоту нарисовали. Ставьте тарелочки на стол, возле печки, чтобы просыхали. Полюбуйтесь своей работой.
Читают дети.
1-й ребёнок:
Всё о чём мы рисовали
В хохломе мы увидали.
2-й ребёнок:
Как колечки - завитки
Сказочно украшены.
3-й ребёнок:
Травка, листики, цветы
Здесь ритмично слажены.
Скоморох: Да ребята!
Хохлома, хохлома
Наше чудо дивное!
Рисовали хохлому
Красоту невиданную!
А давайте пока наши тарелочки просохнут, мы попляшем, повеселимся. «Сделал дело, гуляй смело!»
(Исполняется русский народный танец «Кадриль»).
Скоморох: Хорошо повеселились! Народные мастера, украшая обычные предметы нарядной росписью несут в наши дома красоту, радость, пожелание добра, благополучия и счастья!
Хохлома: У меня уже и пирожки поспели, всё готово. Наш русский народ издавна славился трудолюбием, гостеприимством, хлебосольством. Давайте и мы подарим вместе с пирогами частичку нашего тепла дорогим гостям! Угощайтесь гости дорогие! Спасибо за внимание. До свиданья! Пойдемте, ребята в группу пить чай с пирогами и бубликами.