Урок математического творчества "От простого к сложному"

Разделы: Начальная школа


Тема урока. Составление и решение простых задач на умножение и деление.

Цели:

  • Образовательная: формировать у обучающихся навыки составления и решения задач на нахождение произведения; закреплять умение определять тип и структуру задачи и применение способов построения задачи.
  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся внимательность, аккуратность, толерантность, интерес к предмету.
  • Развивающая: развивать у обучающихся вычислительные навыки, кругозор, творческие способности, речь, память, воображение.

Оборудование: таблица «Алгоритм задачи», картинки с изображениями животных и сказочных героев, дидактический раздаточный и демонстрационный материал.

Ход урока

I. Организационный момент. Физкультминутка.

II. Активизация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Чтобы узнать тему урока, вы должны решить примеры и расставить ответы в порядке возрастания (буквы перевернуты и не видны):

2 х 5 + 12 = (22) а

 

18 : 9 + 31 = (33) а

 

2 х 7 – 3 = (11) а

6 х 2 + 28 = (40) з

 

16 : 2 + 24 = (32) д

 

9 х 2 – 5 = (14) ч

(Дети по очереди решают у доски примеры, затем записывают полученные ответы в порядке убывания, переворачивают буквы и читают слово «ЗАДАЧА»).

У. Какова тема нашего урока? (Решение задач).

На доке открывается надпись:

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

У. Из чего состоит задача? (повторение алгоритма задачи по таблице)

Алгоритм задачи:
У С Л О В И Е
В О П Р О С
Р Е Ш Е Н И Е
О Т В Е Т

У. Назовите компоненты действия умножения.

Дети: 1-й множитель, 2-й множитель, произведение.

У. Сегодня мы будем составлять и решать простые задачи на умножение.

III. Работа над составлением и решением задач.

У. Что такое задача?

Дети предлагают свои варианты ответа.

У. Чем задача отличается от примера?

Д. У задачи есть условие и вопрос.

У. Что записано на доске?

Д. Выражения.

6 х 3

5 х 4

7 х 2.

У. Прочитайте по-разному.

У. Как из примера получить задачу?

Д. Придумать условие и вопрос.

Дети придумывают задачи на умножение на тему: «В гостях у сказки» по рядам

У. Чья задача вам больше всего понравилась?

IV. Блиц-турнир.

Работа по вариантам. Двое у доски. Игра «Кто быстрее?»

Задание: составить выражение.

Вариант 1

Вариант 2

  1. После ремонта в школе в двух кабинетах поставили по 15 новых парт. Сколько всего новых парт поставили?
  2. Девочки купили в подарок 12 мальчикам к празднику брелки для ключей по цене 8 рублей каждый. Сколько всего денег заплатили девочки?
  3. У Васи было 50 рублей. Он купил в магазине 12 тетрадей по 4 рубля. Сколько сдачи получил Вася в магазине?
  4. Школьники окопали 4 ряда яблонь по 11 деревьев в каждом ряду и 15 грушевых деревьев. Сколько всего фруктовых деревьев окопали школьники?
  1. У трех серых куропаток по 8 птенцов. Сколько всего птенцов у этих птиц?
  2. На шести ветках сидело по 9 воробьев. Сколько всего воробьев сидело на ветках?
  3. Доярка надоила от 5 коров по 18 литров молока, а от 4 коров по 15 л. Сколько всего литров молока надоила доярка от всех коров?
  4. Белочка развесила для просушки на пяти ветках по 10 грибочков. 4 грибочка упали на землю и их подобрал ёжик. Сколько грибочков осталось сушиться на ветках?

 

Проверка.

V. Сравнение задач. Составление «жизненных задач».

У. Перед вами лежат листочки зеленого цвета. Переверните. Прочитайте записи. Какая из них является задачей?

Д. Первая.

У. Почему вы так думаете?

Д. В ней есть условие и вопрос.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

  1. Петя купил 3 шоколадки по 9 рублей. Сколько всего денег заплатил Петя?
  2. Однажды Петя спрятал от товарищей шоколадку в карман и сел у батареи отопления смотреть телевизор.
    Сможет ли Петя съесть шоколадку, когда закончит смотреть телевизор?
  3. _______________________________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________________________

У. Какая это задача?

Д. Простая математическая задача на умножение.

У. Что вы можете сказать о второй записи? Что это?

Дети предлагают различные варианты ответа.

У. Это тоже задача, только физическая.

Далее идет сравнение физической и математической задач. Выясняется, что математическая и физическая задачи имеют условие и вопрос. И ту и другую нужно решить.

У. Как Петя будет вынимать растаявшую шоколадку из кармана? Предложите различные способы решения задачи.

Дети предлагают различные способы решения проблемы.

У. Какую мы сейчас с вами решали задачу?

Д. Жизненную.

У. Что общего у этих трёх задач?

Д. Условие и вопрос, их надо решить.

У. Придумайте свою жизненную задачу о Пете. Запиши на свободных строчках в листочке.

Творческая работа.

Проверка.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У. Что нового вы узнали на уроке? (Дети высказывают своё мнение). Что вам больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание: придумать математическую задачу. Переделать её в жизненную задачу.

Урок окончен.