Тема урока. Составление и решение простых задач на умножение и деление.
Цели:
- Образовательная: формировать у обучающихся навыки составления и решения задач на нахождение произведения; закреплять умение определять тип и структуру задачи и применение способов построения задачи.
- Воспитательная: воспитывать у обучающихся внимательность, аккуратность, толерантность, интерес к предмету.
- Развивающая: развивать у обучающихся вычислительные навыки, кругозор, творческие способности, речь, память, воображение.
Оборудование: таблица «Алгоритм задачи», картинки с изображениями животных и сказочных героев, дидактический раздаточный и демонстрационный материал.
Ход урока
I. Организационный момент. Физкультминутка.
II. Активизация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Чтобы узнать тему урока, вы должны решить примеры и расставить ответы в порядке возрастания (буквы перевернуты и не видны):
2 х 5 + 12 = (22) а |
|
18 : 9 + 31 = (33) а |
|
2 х 7 – 3 = (11) а |
6 х 2 + 28 = (40) з |
|
16 : 2 + 24 = (32) д |
|
9 х 2 – 5 = (14) ч |
(Дети по очереди решают у доски примеры, затем записывают полученные ответы в порядке убывания, переворачивают буквы и читают слово «ЗАДАЧА»).
У. Какова тема нашего урока? (Решение задач).
На доке открывается надпись:
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. |
У. Из чего состоит задача? (повторение алгоритма задачи по таблице)
Алгоритм задачи: |
У. Назовите компоненты действия умножения.
Дети: 1-й множитель, 2-й множитель, произведение.
У. Сегодня мы будем составлять и решать простые задачи на умножение.
III. Работа над составлением и решением задач.
У. Что такое задача?
Дети предлагают свои варианты ответа.
У. Чем задача отличается от примера?
Д. У задачи есть условие и вопрос.
У. Что записано на доске?
Д. Выражения.
6 х 3
5 х 4
7 х 2.
У. Прочитайте по-разному.
У. Как из примера получить задачу?
Д. Придумать условие и вопрос.
Дети придумывают задачи на умножение на тему: «В гостях у сказки» по рядам
У. Чья задача вам больше всего понравилась?
IV. Блиц-турнир.
Работа по вариантам. Двое у доски. Игра «Кто быстрее?»
Задание: составить выражение.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
|
Проверка.
V. Сравнение задач. Составление «жизненных задач».
У. Перед вами лежат листочки зеленого цвета. Переверните. Прочитайте записи. Какая из них является задачей?
Д. Первая.
У. Почему вы так думаете?
Д. В ней есть условие и вопрос.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
|
У. Какая это задача?
Д. Простая математическая задача на умножение.
У. Что вы можете сказать о второй записи? Что это?
Дети предлагают различные варианты ответа.
У. Это тоже задача, только физическая.
Далее идет сравнение физической и математической задач. Выясняется, что математическая и физическая задачи имеют условие и вопрос. И ту и другую нужно решить.
У. Как Петя будет вынимать растаявшую шоколадку из кармана? Предложите различные способы решения задачи.
Дети предлагают различные способы решения проблемы.
У. Какую мы сейчас с вами решали задачу?
Д. Жизненную.
У. Что общего у этих трёх задач?
Д. Условие и вопрос, их надо решить.
У. Придумайте свою жизненную задачу о Пете. Запиши на свободных строчках в листочке.
Творческая работа.
Проверка.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У. Что нового вы узнали на уроке? (Дети высказывают своё мнение). Что вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание: придумать математическую задачу. Переделать её в жизненную задачу.
Урок окончен.