Программное содержание:
- Отражать образ русской природы в разное время года; самостоятельно выбирать средства выразительности.
- Показать синтез поэзии, изобразительного искусства и музыки в создании образов.
- Развивать у детей умение воплощать в изобразительной деятельности свои впечатления.
- Совершенствовать навыки художественного слова и художественно-изобразительной деятельности.
Словарная работа: Миниатюра, пейзаж, композиция, цикл, увяданье, багрец, обнажалась, вешними, очей очарованье, караван, сени, мгла.
Предварительная работа: Заучивание стихов о природе и временах года А.С.Пушкина. Беседы о творчестве и биографии А.С.Пушкина. Прослушивание альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: картины-пейзажи по всем временам года, портрет А.С.Пушкина, магнитофон, диск с записью альбома «Времена года» П.И.Чайковского, макеты деревьев изображающие времена года.
- Раздаточный материал: тонированная бумага разных цветов, акварельные краски, кисти, баночки с водой, тканевые и бумажные салфетки, цветная бумага, клей, сухоцветы, сухие листья и цветы.
Ход занятия
В зале выставлены картины русских художников на тему: «Времена года», обрамляющие портрет А.С. Пушкина.
Рисунок 1
Рисунок 2
Входят в зал, здороваются с гостями. Привлекаю детей к центральной стене, где выставлены картины.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку картин. Проходите, посмотрите внимательно, какие картины вы видите?
Дети: Пейзажи, природу, времена года, портрет А.С.Пушкина.
Воспитатель: Разве А.С. Пушкин написал все эти картины?
Дети: Нет, А.С. Пушкин писал сказки в стихах, стихи.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картины, что на них изображено?
Дети: Изображена природа в разные времена года: летом, зимой, весной, осенью.
Воспитатель: Наша русская природа всегда восхищала художников, поэтов, писателей и музыкантов.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Вы любите зиму? Почему?
Дети: Зимой весело, можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.
Воспитатель: Послушайте музыку, (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» - декабрь). Кто написал эту музыку?
Дети: Великий русский композитор П.И.Чайковский.
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, о каком времени года он хотел нам рассказать?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Как называется музыкальный альбом?
Дети: Этот альбом называется «Времена года»
Воспитатель: Да ребята, мы знакомы с этой музыкой, часто мы слушали её и в группе и на музыкальных занятиях. Такая прекрасная музыка, так и хочется прочитать стихотворение о зиме.
Дети читают:
***
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.Зимнее утро (отрывок)
А нынче.… Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце.
Снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: Кто автор этих стихов?
Дети: А.С. Пушкин.
Воспитатель: Правильно ребята. Для А.С.Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
Дети: В своих стихах он несет нам и любовь: к другому человеку, к жизни, к Родине, к природе, к литературе.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а после зимы, какое время года наступит?
Дети: Весна!
Воспитатель: И вот сейчас звучит весенняя музыка. Что происходит с природой весной?
Дети: Просыпается все ото сна, тает снег, бегут ручьи. Набухают почки, распускаются первые цветы и листья.
Воспитатель: Кто прочтет стихи А.С. Пушкина о весне.
Читает ребенок:
***
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Воспитатель: Молодцы. И, что следует за весной?
Дети: Лето!
Воспитатель: Мне тоже хочется прочитать вам стихотворение. Я прочту вам стих о лете.
(Звучит музыка.)
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи.
Воспитатель: А вы ребята любите лето и почему?
Дети: Да! Любим загорать, купаться, кататься на велосипеде.
Воспитатель: А после лета наступает…
Дети: Осень! (звучит тихо музыка «октябрь»).
Воспитатель: Давайте полюбуемся осенними пейзажами, ведь осень – любимое время года А.С. Пушкина. Посмотрите, как осень раскрасила природу разными красками. Кто прочтет стихотворение Пушкина об осени?
Читают дети:
***
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора
Воспитатель: Молодцы, читали очень красиво!
Ребята у писателей нет в руках красок, как у художников, инструмента, из которого извлекаются звуки, как у музыкантов.
В распоряжении писателя только слово. Поэтов и писателей так и называют – художник слова.
Художниками слова вы уже поработали, замечательно прочли стихи Великого поэта А.С. Пушкина о временах года. Теперь я хочу предложить вам стать художниками, отразить красоту нашей русской природы.
Садитесь, пожалуйста, за столы, но сначала, мы должны подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, |
|
(загибают пальчики, начиная с большого) |
Ребята, обратите внимание на то дерево, которое стоит у вас на столе. Это подсказка, какое время года должно быть изображено на вашей пейзажной картине. Подумайте и приступайте к работе, если что-то непонятно, тихонько спрашивайте я подойду и помогу.
Музыка звучит на протяжении всего художественного процесса.
Выставляем готовые работы на длинном столе, приглашаю детей для рассмотрения своих пейзажей. Хвалю за хорошо выполненные работы.
Воспитатель: Что изобразили вы в своих работах?
Дети: В своих работах мы показали красоту природы в разное время года, любовь к родному краю, к Родине.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали, красивые пейзажи нарисовали, как настоящие художники.
Воспитатель: Спасибо большое, наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями. До свидания!
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5