Комплексное занятие для детей подготовительной группы "Времена года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Отражать образ русской природы в разное время года; самостоятельно выбирать средства выразительности.
  • Показать синтез поэзии, изобразительного искусства и музыки в создании образов.
  • Развивать у детей умение воплощать в изобразительной деятельности свои впечатления.
  • Совершенствовать навыки художественного слова и художественно-изобразительной деятельности.

Словарная работа: Миниатюра, пейзаж, композиция, цикл, увяданье, багрец, обнажалась, вешними, очей очарованье, караван, сени, мгла.

Предварительная работа: Заучивание стихов о природе и временах года А.С.Пушкина. Беседы о творчестве и биографии А.С.Пушкина. Прослушивание альбома «Времена года» П.И.Чайковского.

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный материал: картины-пейзажи по всем временам года, портрет А.С.Пушкина, магнитофон, диск с записью альбома «Времена года» П.И.Чайковского, макеты деревьев изображающие времена года.
  • Раздаточный материал: тонированная бумага разных цветов, акварельные краски, кисти, баночки с водой, тканевые и бумажные салфетки, цветная бумага, клей, сухоцветы, сухие листья и цветы.

Ход занятия

В зале выставлены картины русских художников на тему: «Времена года», обрамляющие портрет А.С. Пушкина.

Рисунок 1

Рисунок 2

Входят в зал, здороваются с гостями. Привлекаю детей к центральной стене, где выставлены картины.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку картин. Проходите, посмотрите внимательно, какие картины вы видите?

Дети: Пейзажи, природу, времена года, портрет А.С.Пушкина.

Воспитатель: Разве А.С. Пушкин написал все эти картины?

Дети: Нет, А.С. Пушкин писал сказки в стихах, стихи.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картины, что на них изображено?

Дети: Изображена природа в разные времена года: летом, зимой, весной, осенью.

Воспитатель: Наша русская природа всегда восхищала художников, поэтов, писателей и музыкантов.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Вы любите зиму? Почему?

Дети: Зимой весело, можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.

Воспитатель: Послушайте музыку, (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» - декабрь). Кто написал эту музыку?

Дети: Великий русский композитор П.И.Чайковский.

Воспитатель: Правильно, как вы думаете, о каком времени года он хотел нам рассказать?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Как называется музыкальный альбом?

Дети: Этот альбом называется «Времена года»

Воспитатель: Да ребята, мы знакомы с этой музыкой, часто мы слушали её и в группе и на музыкальных занятиях. Такая прекрасная музыка, так и хочется прочитать стихотворение о зиме.

Дети читают:

***

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Зимнее утро (отрывок)

А нынче.… Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце.
Снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Кто автор этих стихов?

Дети: А.С. Пушкин.

Воспитатель: Правильно ребята. Для А.С.Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.

Дети: В своих стихах он несет нам и любовь: к другому человеку, к жизни, к Родине, к природе, к литературе.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а после зимы, какое время года наступит?

Дети: Весна!

Воспитатель: И вот сейчас звучит весенняя музыка. Что происходит с природой весной?

Дети: Просыпается все ото сна, тает снег, бегут ручьи. Набухают почки, распускаются первые цветы и листья.

Воспитатель: Кто прочтет стихи А.С. Пушкина о весне.

Читает ребенок:

***

Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;

Воспитатель: Молодцы. И, что следует за весной?

Дети: Лето!

Воспитатель: Мне тоже хочется прочитать вам стихотворение. Я прочту вам стих о лете.

(Звучит музыка.)

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи.

Воспитатель: А вы ребята любите лето и почему?

Дети: Да! Любим загорать, купаться, кататься на велосипеде.

Воспитатель: А после лета наступает…

Дети: Осень! (звучит тихо музыка «октябрь»).

Воспитатель: Давайте полюбуемся осенними пейзажами, ведь осень – любимое время года А.С. Пушкина. Посмотрите, как осень раскрасила природу разными красками. Кто прочтет стихотворение Пушкина об осени?

Читают дети:

***

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

***

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора

Воспитатель: Молодцы, читали очень красиво!

Ребята у писателей нет в руках красок, как у художников, инструмента, из которого извлекаются звуки, как у музыкантов.

В распоряжении писателя только слово. Поэтов и писателей так и называют – художник слова.

Художниками слова вы уже поработали, замечательно прочли стихи Великого поэта А.С. Пушкина о временах года. Теперь я хочу предложить вам стать художниками, отразить красоту нашей русской природы.

Садитесь, пожалуйста, за столы, но сначала, мы должны подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем несладкий
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним,
И… сломаем

 

(загибают пальчики, начиная с большого)
(«лепят», меняя положение ладоней)
(показывают круг, сжимают ладони)
(грозят пальчиком)
(смотрят вверх подбрасывая воображаемый снежок)
(ловят воображаемый снежок)
(роняют снежок)
(топают ногами)

Ребята, обратите внимание на то дерево, которое стоит у вас на столе. Это подсказка, какое время года должно быть изображено на вашей пейзажной картине. Подумайте и приступайте к работе, если что-то непонятно, тихонько спрашивайте я подойду и помогу.

Музыка звучит на протяжении всего художественного процесса.

Выставляем готовые работы на длинном столе, приглашаю детей для рассмотрения своих пейзажей. Хвалю за хорошо выполненные работы.

Воспитатель: Что изобразили вы в своих работах?

Дети: В своих работах мы показали красоту природы в разное время года, любовь к родному краю, к Родине.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали, красивые пейзажи нарисовали, как настоящие художники.

Воспитатель: Спасибо большое, наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями. До свидания!

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5