Совершенствование устной, письменной речи

Разделы: Начальная школа


Одна из важнейших задач начальной школы - формирование речевых навыков учащихся, развитие мышления, познавательных способностей. Развитие же мыслительных способностей тесно связано с развитием речи.

По мере развития науки и культуры, по мере накопления опыта растет, разнообразится, развивается словарь. Богатство словаря есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Умение строить разнообразные типы предложений являются основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в предложении реализуется его умение в выборе слов, в построении словосочетаний. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенными формирует это упражнение:

  • Усвоение правильно построенных конструкций;
  • Перестраивание предложений, соединение 2-3 предложений в одно сложное, заменять элементы предложений;
  • Обучение делать логические ударения смысловые и психологические паузы, уметь эмоционально окрашивать свою речь, произносить предложения в замедленном или ускоренном темпе, громче или тише.

Где я работаю над совершенствованием письменной и устной речи. Включаю в канву любого урока, провожу во время классных часов внеклассных мероприятий, в группе продленного дня.

Фрагмент урока по русскому языку. Тема «Имена прилагательные. Сочиним загадку». Творческая работа.

У. вы очень хорошо отгадывали загадки в начале урока. А сможете ли вы загадать загадку?

Дети загадывают загадки, известные им.

- Молодцы! А теперь еще одну загадку:

Из пшеницы и овса
Смотрят синие глаза

Д. Василек.

У. почему вы решили, что это василек? В чем секрет этой загадки?

Дети высказывают свои мнения.

- Верно, сам предмет, который загадывается ,не называется. Говорится о похожем предмете, у которого есть те признаки. Действительно, васильки похожи на синие глаза. Отмечается и второй признак васильков- место, где они обычно растут.

Посмотрите на этот предмет.

Учитель показывает чайник.

- Что это?

Д. Чайник.

У. На что он похож? Или на кого?

Д. Он похож на паровоз, на слона. Он напоминает слона в берете, пузатого слона.

У. Назовите внешние признаки чайника.

Д. Он круглый, с носиком, есть ручка, крышка.

У. Для чего нужен чайник? Д. Кипятить воду, чаем поить. У. где обычно находится чайник? Д. На столе, на огне, на плите.

У. А теперь попробуем составить загадку о слоне и назовем ее «Слон в берете» Слон в берете….где находится? Д. На огне сидит? У Что делает? Д. Воду кипятит. У. Кто по другому составит. Попробуем.

Д. Слон в берете на столе стоит, чаем нас поит. На плите пузатый слон хочет сделать нам поклон. В нем бурлит водица. Как бы нам напиться. .

У. А теперь составьте загадку про огурец запишите ее.

Более сложным видом упражнений связной речи являются устные рассказы. Практикуются устные рассказы двух видов;

А) рассказы по прочитанному; б) рассказы по аналогии с прочитанным;

Обучение составлению рассказа: а) рассказ по картине; б) описание предметов; в) по наблюдениям; в) по заданной теме;

Составление рассказов по картинкам способствует уточнению знаний известных ребенку словиусвоению новых, в ходе работы дети овладевают навыками диалогической речи. Формируя навык составления рассказов по сюжетным картинкам могут быть, использованы следующие приемы:

  • показ сюжетных картинок, сопровождение их рассказом, дети должны подобрать предметные изображения к предложенным сериям сюжетных картинок;
  • на наборном полотне расставлены сюжетные картинки, детям задаютсявопросы по содержанию, помогаем установить причинно-следственные отношения;
  • дети рассматривают серию картинок, устанавливают последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти;

Устные рассказы, составляемые без опоры на зрительную наглядность. Являются еще более сложным видом упражнений по развитию связной речи. Это рассказы на основе жизненных впечатлений. Обычно с первых уроков обращаемся к жизненному опыту детей. «А как проходят вечера в вашей семье? Кто из васбыл в лесу? Что интересного вы там видели? А в вашей жизни были случаи, когда вампомогали волшебные слова?»

Традиционными упражнениями по развитию связной речи являются пересказ прочитанного, увиденного, услышанного. Обучение пересказа:

а) пересказ в лицах;

б) творческое рассказывание (виды драматизации, устное рисования, воображаемая экранизация; импровизация сказки; инсценирование рассказа;

в) краткий сжатый пересказ (составление плана)

г) выборочный пересказ;

При подборе текстов; для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка. Тексты должны быть доступны по своему содержанию и форме изложения. На разных ступенях обучения применяются различные виды пересказов:

-Самым простым пересказом является подробный.Поскольку опирается главным образом на память, которая хорошо развита у младших школьников. Проводится работа на уроке: читается, анализируется, разбирается, составляется план.

- Выборочный предполагает пересказ не всего текста, а отдельного фрагмента. Работа проводится: пересказ эпизода, который соответствует иллюстрации в учебнике, конкретную сцену, описании природы или внешности героя, помощь в выборе отрывка для пересказа.

- Наиболее сложный вид пересказа краткий пересказ, обучение, которого начинается не сразу. Первый раз такой пересказ составляется в классе, коллективно. Устный краткий пересказ становится шкалой для сжатого письменного изложения, в дальнейшем для конспектирования, аннотирования и реферирования.Вот некоторые упражнения:

Упражнение 1. Выберите главное в каждом отрывке и передайте его содержание одним предложением. Пользуйтесь, где это возможно, словами из текста. Соедините предложения вместе, чтобы получился связный рассказ.

Упражнение 2. Кратко передайте содержание отрывка, переводя прямую речь в косвенную. Начните так: Мальчик рассказал, что….

Еще одним интересным видом пересказа, является творческий. Но самым привлекательным детей такая форма пересказа, как драматизация.

Очень полезно творческое рассказывание:

а) рассказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;

б) составление рассказаиз нескольких текстов на заданную тему;

в) составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным;

Упражнение 1. Попробуйте придумать свое окончание к сказке. Постарайтесь сохранить стиль и язык. Подумайте, кто из героев должен остаться победителем. Кто и почему должен быть наказан? Придумайте начало и окончание этой истории.

Упражнение 2. Помоги пересказать сказку.

Жили-были Дед да Баба. И была у них курица с рябым лицом. Эта курица все время куда-то носила яйца. Иногда и домой приносила. Один раз Курочка принесла домой яичко, а яичко было не простое , а целиком из золота. Дед и Баба давай по этому яичку бить. Били- били и ни чего не получается. В это время мимо бежала по своим делам мышка. Увидела яичко и смахнула его хвостом на пол. Яичко упало и … разбилось. дед и Баба ужасно расстроились и начали плакать. Плакали, плакали. Но курица начала их утешать.

Ко-ко-ко сказала курица, что вы плачете? Вы не плачете, я схожу в гастроном и принесу сумку хороших, свежих яиц.

Как вы думаете,все ли правильно рассказано?

Письменным видом связной речи является изложение. Изложение бывает 3 видов.:

а) близкие по тексту;

б)сжатое изложение;

в) творческое изложение;

Проводя работу надо больше внимания уделять правильной расстановкеслов в предложении. Часто дети вставляют слово для ответа на место вопросногослова в вопросе слова. Кого подарил детям дедушки?

Самым сложным видом письменного пересказа является сочинение – изложение собственных мыслей, чувств, переживаний. Работа над сочинением – долгий и серьезный труд.

В качестве примера привожу ответы некоторых детей писавших сочинения: « Если бы я был Президентом…»:

Построил бы коттеджи и бассейны для пожилых людей , чтобы люди не воевали, везде был бы мир, пели птицы и цвели сады….(Даниил 7 лет)..

Всем крестьянам подарил бы по комбайну, трактору, машине,
Для того, чтоб было много хлеба.
Получали бы зарплату, ни копейки, а большую… (Никита. 8 лет)

Пример: написание стихотворения по фотографии:

На сцене мальчишки
Все в струнку стоят
Улыбки на лицах
У наших ребят!
Они выступают
Стихи говорят
Зал просто в восторге
Все «Браво» кричат.
(Кристина, 10 лет)

Веселые лица, улыбчивый взгляд,
С учителем в центре, ребята стоят.
(Леонид, 10 лет)

Очень много ребятишек!
И девчонок и мальчишек!
Так ходили мы в музей
Двадцать маленьких друзей.
(Миша, 10 лет)

Сочинения бывают:

а) устные;

б) письменные;

в) по наблюдениям.

Умение необходимые для написания сочинений, формируется постепенно, но первые творческие работы дети начинают выполнять уже в период обучения грамоте. Обычно предлагаемые им темы тесно и связаны с жизнью, с реальными событиями и впечатлениями. Перед написанием всегда проводится подготовительная работа.

Самым простым видом сочинений считается рассказывание по серии картинок.Например, придумать текст для диафильмов по этим картинкам. Еще лучше, если органично включить составленный рассказ живое общение. Например, рассказать эту историю папе или бабушке, которые картинок не видели и в процессе создания сочинения не участвовали.

Несколько более сложен процесс работы над текстом – описание одной сюжетной картинки или картины. Задания предлагаются в таком порядке «Что изображено на этой картине? Кого вы на ней видите? Где все это происходило? Какое время года изображено? Какое настроение вызывает картина? Как по-вашему, художник относится к ее героям? А теперь представьте, что вы должны рассказать об этой картине человеку, который ее не видел так, чтобы он вообразил ее себе во всех подробностях. С чего вы начнете? О чем расскажете потом? Чем можно закончить рассказ, чтобы сложилось общее впечатление, которое оказывает картина на зрителя?

При описании художественной картины нужно не толькотему и перечислить персонажи, но подробно описать внешний вид, позы, выражения лица, охарактеризовать место действия, его отдельные детали. Обязательно нужно обратить внимание на цветочное решение картины. В заключении уместен не формально-логический вывод, а эмоциональный , личностно окрашенный: «Картина вызывает грустные чувства? Хочется подойти кАлёнушке и утешить ее», «Мне кажется, художник и немного посмеивается над мальчиком, и сочувствует ему.»

Упражнение 1. Согласны ли вы, что в сочинении на тему «Как я провел зимние каникулы» можно написать:

- О зимних изменениях в природе (мороз, снег, день становится короче, животные меняют окрас или впадают в спячку);

-О том где вам удалось побывать и что увидеть в зимние каникулы;

- О зимних играх и развлечениях;

- О красоте природы зимой;

- Об играх и развлечениях, в которых участвовали во время каникул;

Упражнение 2. Составьте из слов. Данных в скобках, предложения, продолжающее первое. На картине изображен дом. (С, рядом, домом, рыжая, стоит, лошадь.)

Всю проведенную работу проводили совместно с логопедом школы, которая отрабатывала свои виды упражнений с помощьюкуклы-бибабо. Особенности ручных кукол позволяет логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Логопед делает куклу участником занятия.Проводятся игры : «Зазвонил телефон, Картинки –невидимки, Узнай кто сказал, Моя мечта, Наш телевизор, Подарки, Мозаика, Экскурсия по городу, Что увидишь расскажешь , Перепутанные картинки, Сложи и скажи, Приезд в город красивой речи и т.д.»

Всегда надо помнить: чем больше работа проводится над совершенствованием устной и письменнойречью ребенка , чем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут знания и навыки по всем предметам. Опыт убедительно подтверждает это положение.

Зачем же нужно совершенствовать свою устную и письменную речь? Во-первых, для тогочтобы уметь общаться с разными людьми и в самых разных обстоятельствах. Во-вторых, для того чтобы наше слово всегда выражало то, что мы думаем и чувствуем, чтобы нас легко было понимать. В-третьих, для того чтобы наша речь была красивой и правильной и слушать ее было приятно. И наконец, в-четвертых( и самых главных), нужно учиться владеть словом так, чтобы оно несло людям радость и пробуждало лучшее, что в них есть.

Упражнения при работе с сочинениями:

Упражнение 1. Согласны ли вы, что в сочинении на тему «Как я провел зимние каникулы» можно написать:

  • О зимних изменениях в природе (мороз, снег, день становится короче, животные меняют окрас или впадают в спячку);
  • о том где вам удалось побывать и что увидеть в зимние каникулы;
  • о зимних играх и развлечениях;
  • о красоте природы зимой;
  • об играх и развлечениях, в которых участвовали во время каникул;

Упражнение 2.Составьте из слов, данных в скобках, предложения, продолжающее первое.

На картине изображен дом. ( С, рядом, домом, рыжая, стоит, лошадь).

Из темного леса прямо на нас скачет огромный серый волк. (На, спине, сидят, его, царевич, с царевной) (В, красивом, с, золотом, изображена, платье, царевна.)

Упражнение 3. Расставьте предложения в нужном порядке, соединяя их между собой так же, как это сделано в предыдущих текстах. Найди в каждом предложении известное и новое.

Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Жили ладно, дружно. Жили-были старик со старухой.

Прыгнула она над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Побежала Снегурочка в свой черед за подружками. Поднялось облачко высоко над землей и пропало в небе.

Упражнения при работе с кратким пересказом

Упражнение 1.Выберите главное в каждом отрывке и передайте его содержание одним предложением. Пользуйтесь, где это возможно, словами из текста. Соедините предложения вместе, чтобы получился связный рассказ. Используйте для связи первого и второго предложения слова автора: «Дело в том, что…»

Упражнение 2. Кратко передайте содержание отрывка, переводя прямую речь героя в косвенную. Начните так: Мальчик рассказал, что…

Упражнение 3. Прочитайте диалог автора рассказа «Честное слово» Л. Пантелеева с незнакомым майором, к которому, он обратился за помощью. Как бы вы объяснили ситуацию, если бы оказались на месте автора.

Упражнение 4. Переделайте отрывок так, чтобы рассказ шел не от лица автора, а от лица читателя. Начните словами: «Автор рассказа вспоминает, что…» Вместо слова «я» можете употреблять «он. «мальчик».

Разновидностью творческого пересказа является изложение событий от лица какого-либо персонажа.

Упражнение1. Прочитайте рассказ и перескажите от лица героя.

Упражнение 2. Прочитайте отрывок из рассказа Л.Толстого. Попробуйте рассказать этот эпизод сначала от лица самого Филипка, потом от лица учителя, а потом от лица старшего брата.

Приложение