Рельеф Земли. Горы

Разделы: География


Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием “горы”, их основными типами.
  • Продолжить формировать умение работать с картами, картинами и другими источниками географической информации.
  • Формировать социальные компетенции: любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: физическая карта мира, картины гор, стихи о горах, запись песен В.Высоцкого о горах, фрагмент х/ф “Вертикаль”, презентация, экран, проектор, ноутбук.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • частично-поисковый,
  • объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

На прошлом уроке мы с вами закончили изучать один из разделов физической географии - “Географическая карта”.

Сегодня мы приступаем к следующему разделу – “Рельеф земли”.

Запишите тему урока - “Рельеф Земли. Горы”. (слайд № 1)

В начальной школе вы изучали предмет “Окружающий мир” и встречались с понятием – “рельеф”. Вспомните, пожалуйста – что такое рельеф?

Ребята отвечают: “рельеф – это все неровности земной поверхности”. (слайд № 2) Запишите это определение в тетрадь.

А вспомните, пожалуйста, какие основные 2 формы рельефа вы знаете?

Ребята отвечают - горы и равнины.

Совершенно верно.

Запишите в тетрадь: (слайд № 3)

Так вот наш сегодняшний урок посвящен именно Горам. Для каждого человека горы представляются по-разному, но для всех – это предмет восхищения.

Посмотрите внимательно видеофрагмент из художественного фильма “Вертикаль”, послушайте песню, которая звучит в фильме, подумайте –почему я вам показываю этот фрагмент, с помощью каких фраз автор передает свое отношение к горам? (слайд № 4)

Вот что ребята должны ответить: (слайд № 5)

- внизу не встретишь 10 долю таких чудес

- сердце готово к вершине бежать из груди

- весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, у кого вершины еще впереди

Иногда у скалолазов, покорителей вершин спрашивают, что же их так тянет в горы, ведь на вершинах даже летом – 20-30 градусов?

На что они отвечают – “Съездите сами хоть раз, тогда поймете”.

Трудно не согласиться с высказыванием “Горы – это украшение Земли, стоит на минуту “убрать” мысленным взором горы, как Земля предстанет унылой и скудной, словно с нее сорвали торжественный наряд”.

Цель нашего урока

  • познакомиться с понятием “горы”
  • узнать основные типы гор
  • выяснить, а какое значение имеют горы

Итак, начнем по-порядку.

Давайте запишем 2 определения гор, которые надо хорошо знать.

Горы – это значительные участки суши, которые высоко поднимаются над уровнем моря и где резкие колебания высот.

Горы - это выпуклая форма земной поверхности с хорошо выраженной вершиной, склоном и подошвой. (слайд № 6)

Кто может сделать рисунок горы и подписать все ее части? Ученик выходит и рисует.

 

(слайд № 7)

А на какую еще форму рельефа похож рисунок? - Ребята отвечают, что на холм.

А в чем отличие горы от холма? – (слайд № 8)

Холм Гора
Относительная высота не более 200м Высота больше 200 м
Сложен осадочными породами Сложен магматическими породами
Вершина округлая Вершина округлая только у старых гор
Склон пологий Склоны разные

А как вы думаете, можно ли по карте узнать высоту гор? - Ребята отвечают, что да, можно. А как? – по шкале высот и отметкам высот. Давайте откроем карту полушарий. Скажите , глядя на нее – какой вывод можно сделать о высоте гор? – Высота гор разная.

Давайте разберем типы гор по высоте. Запишите посередине страницы

Классификация гор по высоте (слайд № 9, 10)

Высокие Средние Низкие
Более 2000м 1000-2000 До 1000м
Гималаи – “жилище снегов, богов” Урал Урал
Анды – “медные” Крым Скандинавские
Памир –“крыша мира” Саяны  
Кавказ- “танцуй, играй”, эпический царь –Кави-Каус Карпаты  

Назовите, самые высокие горы мира.

- Гималаи

- Анды

- Памир

- Кавказ – покажите их по карте! Кто может?

А какая вершина самая высокая в мире? – Эверест = Джомолунгма= “мать богов” = 8848 м . Запишите в тетрадь. Посмотрите фото. (слайд № 11)

А какая самая высокая вершина в России? - Эльбрус = “высокая гора”, “сверкающий, блестящий”, “железный”= 5642 м. Запишите и посмотрите фото. (слайд № 12)

А в каких горах эта вершина? Кто покажет? – на Кавказе.

Мы с вами тоже живем в горах. Кто может показать по карте? К какому типу по высоте вы их отнесете? – средние и низкие. Запишем в тетрадь. А какие еще примеры можно привести? – Скандинавские – низкие. Крымские –средние. Кто покажет?

Горам посвящено много стихов. (слайд № 13)

Лермонтов пишет –

Вдали я видел сквозь туман
В снегах, горящих как алмаз
Седой, незыблимый, Кавказ
И было сердцу моему
Легко, не знаю, почему
Радкевич пишет -
В каждой сосенке сердцем узнан
Расскажи, мне седой Урал
Где, в какой богатырской кузне
Ты природу свою ковал?

Скажите, ребята, а кто прав – Лермонтов или Радкевич? Они оба называют в своих стихах горы седыми -1. – Кавказ. 2. -Урал. Кто прав?

Ребята рассуждают, приходят к мнению, что Урал – старше.

О чем это говорит? - Что горы различаются не только по высоте, но и по возрасту. Запишем

Классификация гор по возрасту (слайд № 14,15)

Давайте разберем, чем отличаются старые и молодые горы. Откройте учебник - рис. 35-36 стр. 54- 55. Давайте ответим на вопросы таблицы, которая у вас на столах глядя на эти рисунки.

Признаки/типы Старые молодые
высота низкие Высокие
вершины округлые острые
склоны пологие Крутые
Есть снег Нет снега Покрыты снегом
Есть лес Все покрыты лесом Лес только внизу
Есть вулканы нет Есть
Степень освоения людьми больше меньше

Горы редко бывают одиночные. Они образуют горные страны. Давайте запишем определение

Горные страны – это чередование гор и межгорных понижений (долин)”. (слайд № 16)

 (слайд № 17)

“Глубокие, узкие долины с крутыми склонами - каньоны, ущелья” (слайд № 18)

Лермонтов – “Тесно и душно
В диком ущелье
Солнце не светит
Небо чуть видно” (слайд № 19)

А в чем отличие каньона от ущелья? – дно ущелья – шире. Хотя у нас в России термин каньон не используется, мы все называем – ущелья. А в США – каньон.

Мы с вами познакомились с понятием “горы”, их типами, давайте разберем – а какое значение имеют горы? И запишем. (слайд № 20)

  • Добыча полезных ископаемых
  • Горнолыжные курорты
  • Строительство ГЭС на горных реках
  • Пастбища для овец
  • Источник вдохновения для поэтов, художников
  • Священные территории (слайд № 21-24)

Итак, мы с вами узнали сегодня много нового о горах. Какие выводы можно сделать по теме урока?

Горы - основная форма рельефа

Горы – разнообразны

Горы имеют большое значение

  • Скажите, а что такое “горы”?
  • Какие бывают горы по высоте, приведите примеры, покажите по карте?
  • Какие по возрасту?

Оценки за урок…..

Запишите С/П – (слайд № 25)

  • выучить конспект.
  • нанести на к/к горы. Подписав так как в атласе. Список у замкомвзвода.
  • уметь показывать горы по карте.

Закончить наш урок хотелось бы еще одной песней ВВысоцкого. Теперь мне, кажется, вы воспримете ее по-другому.