Цели:
- Познакомить учащихся с понятием “горы”, их основными типами.
- Продолжить формировать умение работать с картами, картинами и другими источниками географической информации.
- Формировать социальные компетенции: любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: физическая карта мира, картины гор, стихи о горах, запись песен В.Высоцкого о горах, фрагмент х/ф “Вертикаль”, презентация, экран, проектор, ноутбук.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
На прошлом уроке мы с вами закончили изучать один из разделов физической географии - “Географическая карта”.
Сегодня мы приступаем к следующему разделу – “Рельеф земли”.
Запишите тему урока - “Рельеф Земли. Горы”. (слайд № 1)
В начальной школе вы изучали предмет “Окружающий мир” и встречались с понятием – “рельеф”. Вспомните, пожалуйста – что такое рельеф?
Ребята отвечают: “рельеф – это все неровности земной поверхности”. (слайд № 2) Запишите это определение в тетрадь.
А вспомните, пожалуйста, какие основные 2 формы рельефа вы знаете?
Ребята отвечают - горы и равнины.
Совершенно верно.
Запишите в тетрадь: (слайд № 3)
Так вот наш сегодняшний урок посвящен именно Горам. Для каждого человека горы представляются по-разному, но для всех – это предмет восхищения.
Посмотрите внимательно видеофрагмент из художественного фильма “Вертикаль”, послушайте песню, которая звучит в фильме, подумайте –почему я вам показываю этот фрагмент, с помощью каких фраз автор передает свое отношение к горам? (слайд № 4)
Вот что ребята должны ответить: (слайд № 5)
- внизу не встретишь 10 долю таких чудес
- сердце готово к вершине бежать из груди
- весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, у кого вершины еще впереди
Иногда у скалолазов, покорителей вершин спрашивают, что же их так тянет в горы, ведь на вершинах даже летом – 20-30 градусов?
На что они отвечают – “Съездите сами хоть раз, тогда поймете”.
Трудно не согласиться с высказыванием “Горы – это украшение Земли, стоит на минуту “убрать” мысленным взором горы, как Земля предстанет унылой и скудной, словно с нее сорвали торжественный наряд”.
Цель нашего урока
- познакомиться с понятием “горы”
- узнать основные типы гор
- выяснить, а какое значение имеют горы
Итак, начнем по-порядку.
Давайте запишем 2 определения гор, которые надо хорошо знать.
Горы – это значительные участки суши, которые высоко поднимаются над уровнем моря и где резкие колебания высот.
Горы - это выпуклая форма земной поверхности с хорошо выраженной вершиной, склоном и подошвой. (слайд № 6)
Кто может сделать рисунок горы и подписать все ее части? Ученик выходит и рисует.
(слайд № 7)
А на какую еще форму рельефа похож рисунок? - Ребята отвечают, что на холм.
А в чем отличие горы от холма? – (слайд № 8)
Холм | Гора |
Относительная высота не более 200м | Высота больше 200 м |
Сложен осадочными породами | Сложен магматическими породами |
Вершина округлая | Вершина округлая только у старых гор |
Склон пологий | Склоны разные |
А как вы думаете, можно ли по карте узнать высоту гор? - Ребята отвечают, что да, можно. А как? – по шкале высот и отметкам высот. Давайте откроем карту полушарий. Скажите , глядя на нее – какой вывод можно сделать о высоте гор? – Высота гор разная.
Давайте разберем типы гор по высоте. Запишите посередине страницы
Классификация гор по высоте (слайд № 9, 10)
Высокие | Средние | Низкие |
Более 2000м | 1000-2000 | До 1000м |
Гималаи – “жилище снегов, богов” | Урал | Урал |
Анды – “медные” | Крым | Скандинавские |
Памир –“крыша мира” | Саяны | |
Кавказ- “танцуй, играй”, эпический царь –Кави-Каус | Карпаты |
Назовите, самые высокие горы мира.
- Гималаи
- Анды
- Памир
- Кавказ – покажите их по карте! Кто может?
А какая вершина самая высокая в мире? – Эверест = Джомолунгма= “мать богов” = 8848 м . Запишите в тетрадь. Посмотрите фото. (слайд № 11)
А какая самая высокая вершина в России? - Эльбрус = “высокая гора”, “сверкающий, блестящий”, “железный”= 5642 м. Запишите и посмотрите фото. (слайд № 12)
А в каких горах эта вершина? Кто покажет? – на Кавказе.
Мы с вами тоже живем в горах. Кто может показать по карте? К какому типу по высоте вы их отнесете? – средние и низкие. Запишем в тетрадь. А какие еще примеры можно привести? – Скандинавские – низкие. Крымские –средние. Кто покажет?
Горам посвящено много стихов. (слайд № 13)
Лермонтов пишет –
Вдали я видел сквозь туман
В снегах, горящих как алмаз
Седой, незыблимый, Кавказ
И было сердцу моему
Легко, не знаю, почему
Радкевич пишет -
В каждой сосенке сердцем узнан
Расскажи, мне седой Урал
Где, в какой богатырской кузне
Ты природу свою ковал?
Скажите, ребята, а кто прав – Лермонтов или Радкевич? Они оба называют в своих стихах горы седыми -1. – Кавказ. 2. -Урал. Кто прав?
Ребята рассуждают, приходят к мнению, что Урал – старше.
О чем это говорит? - Что горы различаются не только по высоте, но и по возрасту. Запишем
Классификация гор по возрасту (слайд № 14,15)
Давайте разберем, чем отличаются старые и молодые горы. Откройте учебник - рис. 35-36 стр. 54- 55. Давайте ответим на вопросы таблицы, которая у вас на столах глядя на эти рисунки.
Признаки/типы | Старые | молодые |
высота | низкие | Высокие |
вершины | округлые | острые |
склоны | пологие | Крутые |
Есть снег | Нет снега | Покрыты снегом |
Есть лес | Все покрыты лесом | Лес только внизу |
Есть вулканы | нет | Есть |
Степень освоения людьми | больше | меньше |
Горы редко бывают одиночные. Они образуют горные страны. Давайте запишем определение
“Горные страны – это чередование гор и межгорных понижений (долин)”. (слайд № 16)
(слайд № 17)
“Глубокие, узкие долины с крутыми склонами - каньоны, ущелья” (слайд № 18)
Лермонтов – “Тесно и душно
В диком ущелье
Солнце не светит
Небо чуть видно” (слайд № 19)
А в чем отличие каньона от ущелья? – дно ущелья – шире. Хотя у нас в России термин каньон не используется, мы все называем – ущелья. А в США – каньон.
Мы с вами познакомились с понятием “горы”, их типами, давайте разберем – а какое значение имеют горы? И запишем. (слайд № 20)
- Добыча полезных ископаемых
- Горнолыжные курорты
- Строительство ГЭС на горных реках
- Пастбища для овец
- Источник вдохновения для поэтов, художников
- Священные территории (слайд № 21-24)
Итак, мы с вами узнали сегодня много нового о горах. Какие выводы можно сделать по теме урока?
Горы - основная форма рельефа
Горы – разнообразны
Горы имеют большое значение
- Скажите, а что такое “горы”?
- Какие бывают горы по высоте, приведите примеры, покажите по карте?
- Какие по возрасту?
Оценки за урок…..
Запишите С/П – (слайд № 25)
- выучить конспект.
- нанести на к/к горы. Подписав так как в атласе. Список у замкомвзвода.
- уметь показывать горы по карте.
Закончить наш урок хотелось бы еще одной песней ВВысоцкого. Теперь мне, кажется, вы воспримете ее по-другому.