Огромную роль в овладении учебными предметами играет мотивация, настроенность учащихся на учебу. Особенно это касается иностранных языков, так как процесс изучения языков требует от учащихся усидчивости, постоянной концентрации внимания и зачастую «зазубривания» материала (новых слов, диалогов, текстов). Разнообразить процесс и увлечь учеников можно с помощью различных технологий, таких как компьютеры и интерактивные доски. Использование компьютерных и мультимедийных технологий позволяет не только сделать урок более интересным, повысить мотивацию учащихся, но и совместить различные школьные предметы (информатика, ИЗО, МХК). Использование SMART Board на уроках дает огромную возможность варьировать выполнение «монотонных» заданий по грамматике, использовать красочные, современные иллюстрации, показывать актуальные сюжеты, взятые из Интернета, а также прослушивать «живые» записи носителей языка.
На своих уроках я использую программу Notebook, входящую в программное обеспечение SMART Board. Данная программа позволяет не только самим создавать свои уроки (строить таблицы, размещать иллюстрации, печатать грамматические правила, которые в дальнейшем будут сохранены в памяти компьютера, что позволит избежать многократного написания этих правил на обычной доске), но и содержат набор интерактивных заданий, которые можно использовать на уроках. Преимущество этих заданий состоит в том, что учителю не нужно придумывать различные упражнения, а просто один раз изучить возможности SMART Board и ввести в задания нужный для урока материал. Далее я хотела бы подробнее рассказать об этих упражнениях.
На уроках в 5, 6 классах в нашем Центре образования «Москва-98» №1953 мы используем УМК М.З. Биболетовой “Enjoy English 5-6 класс”. На примере упражнений из этих учебников я и покажу задания, которые дети с удовольствием выполняют на доске SMART Board на моих уроках. Для того чтобы начать работать с упражнениями нужно войти в программу Notebook, выбрать раздел Lesson Activity Toolkit и найти нужное задание. Ниже я попытаюсь подробно описать предложенные упражнения.
1. Image match – требуется соединить картинки с названиями. Возьмем упр.№40 на стр.67 (wb). Ученикам нужно сопоставить типы зданий с их изображениями: a castle, a block of flats, a detached house, a semi-detached house, a terraced house, a palace.
Для ввода задания нужно выбрать ячейку Edit.
Учитель вбивает правильный вариант задания. Компьютер расставляет картинки и названия вперемешку. Ученики руками двигают и подставляют название под нужную картинку. Если название подобрано верно - возникает зеленая «галочка», если неверно - красный крестик.
2. Key word match – требуется соединить слово с его описанием. Возьмем упр. № 9 на стр. 63. Ученикам нужно определить назначение некоторых общественных мест:
1. museum 2. theatre 3. art gallery 4. stadium 5. cinema |
|
a) is a place where people watch plays b) is a place where people watch sporting events c) is a place where people watch films d) is a place where people can see collections of important things e) is a place where people can see paintings and sculptures |
Нажимаем Edit, вводим правильный вариант задания, компьютер расставляет слова и их описание вперемешку. Ученики руками перемещают описания на правильное место. В конце задания компьютер делает проверку. Если задание сделано правильно, появляются зеленые «галочки», если неправильно – красные крестики.
3. Multiple choice – ученикам предлагается ответить на 10 вопросов (кол-во вопросов задает учитель), выбрав из трех или четырех предложенных ответов. Возьмем упр. №18 на стр. 66:
1. Big Ben is
|
|
2. The Queen lives in
|
|
3. The Bloody Tower is in
|
Учитель вводит вопросы и отмечает правильные ответы. По ходу ответов учеников, компьютер ставит зеленую «галочку» при верном ответе и красный крестик при неверном.
4. Pairs – требуется подобрать пары слов (это могут быть антонимы, синонимы, слова с предлогами и т.д.) Возьмем для примера упр. № 3 на стр. 72. Ученикам нужно подобрать слова антонимы: old – new, open – close, near to – far from, usual – unusual, light – heavy.
Ученики поочередно ударяют по квадратикам, определяя нужные пары. В случае совпадения пары – парные квадратики исчезают.
5. Sentence arrange – требуется расставить предложения в правильном порядке (восстановить ход событий, расставить предложения в диалогах и т.д.) В упр.№7 на стр.79 ученикам следует составить диалог из предложенных фраз. Учитель заранее вводит предложения в правильном порядке.
- Why not! See you tomorrow morning then.
- Have you ever been to the planetarium?
- I don’t know yet.
- What are you going to do on Saturday morning?
- No, I’ve never been there.
- Let’s go then. It’s worth seeing.
Ученики передвигают фразы на доске руками. В случае неправильного ответа – неверные предложения выделяются красными крестиками.
6. Vortex sort – требуется распределить слова в две колонки (тему задает учитель. Это может быть позитивный и негативный смысл слов, исчисляемые и неисчисляемые существительные, живая и неживая природа). В упр. №25 на стр.44 (wb) ученикам нужно распределить слова согласно правилу употребления определенного артикля the.
Kremlin, UK, Houses of Parliament, north, Thames, Great Britain, Washington, Red Square.
Учитель заранее распределяет слова в правильные колонки. Ученики руками направляют слова в колонки, если ответ верный – слово исчезает в кружочке, если неверно – отлетает на свое место.
7. Word Biz – задается вопрос. Из предложенных букв нужно набрать правильный ответ. К примеру, в упр. №15 на стр. 73 (wb) ученикам следует расшифровать аббревиатуры некоторых слов.
Mr – mister, advert – advertisement, soap – soap opera, bike – bicycle, Dr – doctor. Возможность установления скорости выполнения задания делает его более интересным.
8. Word Guess - это упражнение напоминает известную с детства игру «виселица». Учитель загадывает (вводит описание) слова, компьютер зашифровывает слова в черточки, соответствующие кол-ву букв в слове. Правильно подобранные буквы появляются в слове. В упр. №8 на стр. 124 ученикам нужно определить степень родства:
- nephew – sister’s or brother’s son
- aunt – mother’s or father’s sister
- parents – mother and father
- cousin – uncle’s or aunt’s daughter/son
Упражнение представлено в трех видах – футбол (забивание голов в ворота), баскетбол (забивание мячей в корзину), приготовление бутербродов.
9. Anagram – в этом упражнение буквы, составляющие слова перепутаны, ученикам следует расставить их в правильном порядке. Возьмем упр. №3 на стр.3 (wb): eiscnec, tyhsior, amdra, sathm, silpahyc.
10. Image arrange – требуется расставить картинки в правильном порядке. Это задание можно предложить после прослушивания текста или в качестве опоры при пересказе.
11. Vortex sort image - в этом упражнении требуется распределить картинки в две колонки. Данное задание можно использовать для распределения предметов по цветам, исчисляемые неисчисляемые существительные.
Учитель также может и самостоятельно составить задания. Например, дописать предложения. Так в упр. №22 на стр. 85 после чтения текста ученики должны закончить следующие фразы:
- Many years ago most schoolchildren…
- The patrols had…
- The sign looked like…
Или распределить слова в нужные колонки. Так в упр. №4 на стр. 48 (wb) ученики должны определить, какие животные домашние, какие дикие и какие находятся на грани исчезновения:
wild |
|
domestic |
|
endangered |
(elephant, shark, horse, panda, zebra)
Также можно воспользоваться двусторонним квадратом “click and reveal square”. На одной стороне можно набрать вопрос, на другой дать правильный ответ и предложить ученикам командную игру, кто ответит правильно на большее кол-во вопросов. Ответы проверяются сразу же. Например, упр. № 3 на стр. 167. Ученики, прочитав текст, отвечают на следующие вопросы:
- Why did Mum hurry them up?
- What did Kate forget in the home?
- What did Kate ask Mum about?
- What did the man on the radio say?
Благодаря современным компьютерным технологиям можно и нужно делать уроки интереснее и познавательнее. Желаю удачи!