Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей средой. Она раскрывает все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями, людьми и средой их обитания.
Головокружительный рывок совершили люди в век научно – технического прогресса. Но стало ли человечество счастливее, наша планета краше, а условия жизни на ней благоприятнее для ее обитателей?
Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. За последние полвека деятельность человека настолько преобразила большинство районов нашей планеты, что истощение природных ресурсов и загрязнение биологической среды отходами хозяйственной деятельности стало очевидностью: от заброшенных шахт до окурков на газонах и десятков тонн отравляющих веществ, извергаемых химическими комбинатами. Нет числа свалкам промышленных и бытовых отходов.[3]
Мною был разработан и апробирован элективный курс “Практическая экология” для учащихся 9-х классов.
Цель курса: формирование особой образовательной среды, способствующей повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии, развитию познавательного интереса и удовлетворению образовательных потребностей и склонностей школьников.
Задачи:
- сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников в вопросах охраны природы;
- развивать умение работать с различными источниками информации, способами обработки полученных результатов с помощью компьютерных программ;
- развивать творческие умения детей, практические умения и навыки по подготовке и проведению мероприятий экологической направленности;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только формирование умений практического характера, но и получение знаний о биосфере, ее компонентах, закономерностях протекания различных биологических процессов, а также воспитание экологической культуры.
Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.
Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме на основе технологий: информационно-коммуникационных, практико-ориентированных, здоровьесберегающих, с использованием следующих методов обучения: объяснительно-иллюстративных, практических, исследовательских, проблемных.
В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций.
Формы текущего контроля: лабораторные работы, беседы, тестирование
Форма итогового контроля: защита проектов в форме презентации
Программа рассчитана на 34 часа, в том числе: лабораторных и практических работ 12 часов, экскурсий – 7 часов, консультаций – 3 часа, семинаров – 2 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- предмет и задачи экологии;
- экологические факторы и их взаимодействие;
- закономерности действия факторов среды на организм;
- принципы строения и функционирования экосистем;
- понятия: “цепи питания”, “сети питания”, “экологические пирамиды”;
- видовой состав редких видов растений и животных своего региона;
- значение природы в жизни человека, противоречивость взаимодействия человека с природой;
- глобальные экологические проблемы человечества и способы их решения;
- нравственные нормы поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять многоаспектное значение природы в жизни человека;
- строить цепи и сети питания;
- создавать простые модели экосистем;
- элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, проводить экологические опыты и наблюдения;
- распознавать наиболее распространенные растения и животных своей местности;
- наблюдать изменение естественных сред обитания под влиянием деятельности человека, устанавливать последствия этих изменений;
- обосновывать свою точку зрения на возникновение и разрешение экологических проблем;
- выполнять нормы и правила поведения в природе;
- работать с научной и учебной литературой, готовить презентации и проекты по заданным темам, выступать с сообщениями.
Учебный план.
№ | Тема | Всего часов | В том числе | форма контроля | |||||
лекции | семинары | экскурсии | практ. работы |
консультации | лабор. работы |
||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | |||||
2 | Структура экосистем | 13 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | Тест, защита презент. |
3 | Пищевые связи в экосистемах | 7 | 2 | 2 | 1 | 2 | лабор. работы | ||
4 | Функционирование экосистем | 9 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | Беседа, защита презент. | |
5 | Экологические проблемы современности | 3 | 2 | 1 | Защита проектов | ||||
Итого | 34 | 10 | 2 | 7 | 4 | 3 | 8 |
Содержание курса
Введение (2часа).
Экология как наука, ее задачи. Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека. Выбор темы проекта для итогового контроля.
Структура экосистем (13 часов).
Экосистема, живые и неживые компоненты экосистемы. Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы. Изменения вещества и энергии в организмах. Энергетическая роль пищи.
Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих структуру экосистем луга, леса, степи, водоемов.
Наблюдения за поведением обитателей аквариума, за адаптациями растений и животных различных экосистем к взаимному существованию.
Экскурсии:
- “Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме”
- “Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах”
Практические и лабораторные работы:
- “Описание основных ярусов леса”.
- “Изучение водной экосистемы”.
- “Рассматривание под микроскопом одноклеточных зеленых водорослей”,
- “Создание модели водной экосистемы в банке с водой”
- Проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза.
- “Оценка состояния экосистемы, определение степени ее деградации под воздействием человека”.
Творческие задания: Подготовка и защита презентаций на темы: “Описание экосистемы леса”, “Описание экосистемы луга” и т.п.
Пищевые связи в экосистемах (7 часов).
Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Правило 10%. Типы связей и зависимостей в экосистемах.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих пищевые цепи, гербарных экземпляров растений, чучел животных, коллекций насекомых, видеофрагментов.
Наблюдения за путями движения вещества в экосистеме, за поведением консументов различных уровней, за разными типами взаимодействия между организмами на примере видеофрагментов.
Экскурсии:
- “Трофическая структура лесного сообщества”.
- “Типы биотических связей в природе”
Практические и лабораторные работы:
- “Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоема”.
- “Построение цепей питания в различных экосистемах”.
Творческое задание: Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии.
Функционирование экосистем (9 часов).
Факторы среды и их воздействие на организмы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Смена экосистем.
Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих действие факторов среды на организмы, первичные и вторичные сукцессии.
Наблюдения за влиянием различной степени освещенности на развитие проростков злаков, за сменой одной экосистемы другой.
Экскурсии:
- “Изучение влияния леса на микроклимат”.
- “Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга”
- “ Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество”.
Практические и лабораторные работы:
- “Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию”
- “Влияние различной освещенности на развитие проростков злаков”.
Творческое задание: Подготовка и защита проектов на тему “Лучший пришкольный участок”
Экологические проблемы современности (3 часа).
Современное состояние окружающей среды. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Потребление ресурсов в прошлом, настоящем и будущем. Вопросы бытовой экологии.
Демонстрация карты промышленных регионов Поволжья, результатов измерения ПДК в воздухе, воде, продуктах питания, видеофрагментов.
Творческое задание: Подготовка и защита проектов на тему “Пути решения глобальных экологических проблем”
Материалы для учителя.
Примерные темы проектов к итоговому семинару “Круглый стол “Пути решения глобальных экологических проблем”.
- Рост потребностей человека и глобальная экологическая нестабильность.
- Снижение отрицательного воздействия человечества на природную среду и отказ от потребительского отношения к ней.
- Экологические проблемы и задачи дальнейшего экономического развития общества.
- Поддержание экологического равновесия в городской экосистеме.
- Мониторинг состояния окружающей среды.
- Альтернативные способы очистки сточных вод.
- Биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
- Использование отходов сельского хозяйства для решения экологических проблем.
- Роль биотехнологии в защите и оздоровлении биосферы.
- Рациональное управление природными ресурсами.
Тестовая работа по теме “Структура экосистем”.
1. Какой из перечисленных биогеоценозов является искусственным:
А) озеро
В) пруд
Б) болото
Г) река
2. Какой из перечисленных биогеоценозов является естественным:
А) парк
В) поле
Б) сад
Г) луг
3. Планктонными организмами являются:
А) мелкие водоросли и простейшие
В) коралловые полипы
Б) водоросли и моллюски
Г) медузы и водоросли
4. Древесно-травянистым биогеоценозом является:
А) пустыня
В) степь
Б) саванна
Г) болото
5. Наименее устойчивым является биогеоценоз:
А) пустыни
В) тропического леса
Б) смешанного леса
Г) поля
6. Верхний плодородный слой земной коры называется:
А) почва
В) перегной
Б) гумус
7. Ресурсы, скорость использования которых человеком во много раз превышает темпы их образования, называют:
А) неисчерпаемыми
Б) исчерпаемыми
8. К неисчерпаемым ресурсам можно отнести:
А) энергию солнечной радиации
В) природный газ
Б) каменный уголь
Г) леса
9. Значение озонового слоя:
А) задерживает ультрафиолетовое излучение
Б) препятствует тепловому излучению в космическое пространство
В) защищает поверхность земли от кислотных дождей
10 Какое из перечисленных растений относится к мезофитам:
А) кактус
В) ландыш
Б) рогоз
Г) калужница
11. Примером косвенного влияния человека на природу является:
А) вырубка леса
В) рыболовство
Б) сброс сточных вод в реку
Г) охота
12. Территория, на которой полностью исключается хозяйственная деятельность человека, называется:
А) заповедник
В) национальный парк
Б) заказник
Г) лесничество
Ответы:
1–В, 2–Г, 3–А, 4–Б, 5–Г, 6–А, 7–Б, 8–А, 9–А, 10–В, 11–Б, 12–А.
Литература
- Биология. Школьный курс в вопросах и ответах / Сост. Шахович В. Н. – Минск: “Интерпрессервис”, 2003.
- Зверев И. Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. – М.: Просвещение, 2002.
- Иваненко Л. В., Быкова П. Г. Экологические проблемы города и утилизация отходов. – Самара: Кн. изд-во, 2005.