Цели и задачи:
- Обучающая: Рассмотрение химической активности металлов исходя из положения в периодической таблице Д.И. Менделеева и в электрохимическом ряду напряжения металлов.
- Развивающая: Способствовать развитию слуховой памяти, умению сопоставлять информацию, логически мыслить и объяснять происходящие химические реакции.
- Воспитательная: Формируем навык самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать одноклассников, воспитываем в ребятах чувство патриотизма и гордость за соотечественников.
Оборудование: ПК с медиапроектором, индивидуальные лаборатории с набором химических реактивов, модели кристаллических решеток металлов.
Тип урока: с применением технологии развития критического мышления.
Ход урока
I. Стадия вызов.
Актуализация знаний по теме, пробуждение познавательной активности.
Блеф-игра: «Верите ли Вы, что…». (Слайд 3)
- Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
- В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
- Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
- У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.
- В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
- Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.
- Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в периодическую таблицу Д.И. Менделеева
Вопрос классу? Что обозначает запись? Ме0 – ne —> Me+n (Слайд 4)
Ответ: Ме0 – является восстановителем, значит вступает во взаимодействие с окислителями. В качестве окислителей могут выступать:
- Простые вещества (+О2, Сl2, S…)
- Сложные вещества (Н2О, кислоты, растворы солей…)
II. Осмысление новой информации.
В качестве методического приема предлагается составление опорной схемы.
Вопрос классу? От каких факторов зависят восстановительные свойства металлов? (Слайд 5)
Ответ: От положения в периодической таблице Д.И.Менделеева или от положения в электрохимическом ряду напряжения металлов.
Учитель вводит понятия: химическая активность и электрохимическая активность.
Пред началом объяснения ребятам предлагается сравнить активность атомов К и Li по положению в периодической таблице Д.И. Менделеева и активность простых веществ, образованными данными элементами по положению в электрохимическом ряду напряжения металлов. (Слайд 6)
Возникает противоречие: В соответствии с положением щелочных металлов в ПСХЭ и согласно закономерностям изменения свойств элементов в подгруппе активность калия больше, чем лития. По положению в ряду напряжения наиболее активным является литий.
Новый материал. Учитель объясняет в чем отличие химической от электрохимической активности и объясняет, что электрохимический ряд напряжений отражает способность металла переходить в гидратированный ион, где мерой активности металла является энергия, которая складывается из трех слагаемых (энергии атомизации, энергии ионизации и энергии гидротации). Материал записываем в тетрадь. (Слайды 7-10)
Вместе записываем в тетрадь вывод: Чем меньше радиус иона, тем большее электрическое поле вокруг него создается, тем больше энергии выделяется при гидротации, следовательно более сильные восстановительные свойства у этого металла в реакциях.
Историческая справка: выступление ученика о создании Бекетовым вытеснительного ряда металлов. (Слайд 11)
Действие электрохимического ряда напряжения металлов ограничивается только реакциями металлов с растворами электролитов (кислот, солей).
Памятка:
- Уменьшаются восстановительные свойства металлов при реакциях в водных растворах в стандартных условиях (250°С, 1 атм.);
- Металл, стоящий левее, вытесняет металл, стоящий правее из их солей в растворе;
- Металлы, стоящие до водорода, вытесняют его из кислот в растворе (искл.: HNO3);
- Ме (до Al) + Н2О —> щелочь + Н2
Другие Ме (до Н2) + Н2О —> оксид + Н2 (жесткие условия)
Ме (после Н2) + Н2О —> не реагируют
(Слайд 12)
Ребятам раздаются памятки.
Практическая работа: «Взаимодействие металлов с растворами солей» (Слайд 13)
Осуществите переход:
- CuSO4 —> FeSO4
- CuSO4 —> ZnSO4
Демонстрация опыта взаимодействия меди и раствора нитрата ртути (II).
III. Рефлексия, размышление.
Повторяем: в каком случае пользуемся таблицей Менделеева, а в каком случае необходим ряд напряжение металлов. (Слайды 14-15).
Возвращаемся к начальным вопросам урока. На экране высвечиваем вопрос 6 и 7. Анализируем какое высказывание не верное. На экране – ключ (проверка задания 1). (Слайд 16).
Подводим итоги урока:
- Что нового узнали?
- В каком случае возможно пользоваться электрохимическим рядом напряжения металлов?
Домашнее задание: (Слайд 17)
- Повторить из курса физики понятие «ПОТЕНЦИАЛ»;
- Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO3)2→
- Даны металлы (Fe, Mg, Pb, Cu) – предложите опыты, подтверждающие расположение данных металлов в электрохимическом ряду напряжения.
Оцениваем результаты за блеф-игру, работу у доски, устные ответы, сообщение, практическую работу.
Используемая литература:
- О.С. Габриэлян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская «Настольная книга для учителя. Химия 11 класс, часть II» Издательство Дрофа.
- Н.Л. Глинка «Общая химия».