Урок математики проводится в 4 классе по традиционной программе «Школа России» по учебнику Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник для 4 кл. «Матеметика» 2 часть. – М.: Просвещение, 2003. 104 с.: ил.
Раздел программы «Умножение и деление».
Цель: Закрепить умение умножать и делить на однозначные и двузначные числа.
Задачи.
- Совершенствовать вычислительные навыки устного счёта
- Отрабатывать навык письменного умножения и деления на однозначные и двузначные числа
- Отрабатывать навык решения задач изученных видов
- Развивать умение работать с компьютером
- Совершенствовать навык работы с преобразованием величин
- Прививать интерес к математике, любовь к природе и бережное отношение к ней
Оборудование: Проектор, компьютеры учителя и учеников, геометрический материал, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, а теперь друг другу и мысленно пожелайте себе удачи и успешной работы.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1.
– Сегодня на уроке математики мы с вами закрепим умение умножать и делить на однозначные и двузначные числа. Мы будем вычислять устно, решать задачи изученных видов, работать на компьютере. А ещё мы с вами совершим путешествие по нашей чудесной планете!
– Как называется наша планета? (Земля). Слайд 2.
– Посмотрите какая красивая наша планета!
III. Работа с геометрическим материалом.
– Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольники, квадраты, …)
– Попробуйте из них составить какой-нибудь транспорт. Что у вас получилось? (машина, ракета, самолёт)
– А теперь, используя все фигуры и рисунок на слайде, попытайтесь составить мой вид транспорта. Слайд 3.
– Что у вас получилось? Вот на таком сказочном самолёте мы с вами и отправимся в путешествие. Слайд 4.
IV. Устный счёт.
– У нас первая остановка Весенняя.
– Те ребята у кого на столах лежат карточки «Получи 5», выполняете их на оценку.
Карточка. (Приложение 1 у автора)
– Остальные ребята приготовили сигналы. На слайде выражения. Решив их, у нас будут появляться буквы и мы с вами сможем прочитать . Давайте узнаем, что здесь написано. Слайд 5.
Дети показывают результат и объясняют, как считали. Дети, которые выполняли работу на карточках, сдают работы.
– У нас появилась надпись «День Земли». День Земли отмечается во всём мире 22 апреля. Это Международный день. Как вы думаете, почему существует такой день? (Земля находится в опасности, её загрязняют, уничтожают растения и животных)
Слайд 6.
– Действительно планете нужна помощь. Началась акция по защите Земли в США в 1970 г. В ней приняли участие более 20 мил. человек. В России стали отмечать этот день с 1992 г. Это день, когда привлекается внимание всего народа к проблемам Земли.
V. Работа с компьютером
– Наша планета очень красивая на ней очень много природных чудес! И мы с вами отправляемся дальше в путешествие и делаем остановку. Она называется Чудесная.
– Здесь мы узнаем о некоторых природных чудесах. Но для этого нам нужно выполнить работу на компьютере.
– Открыли тест. Те ребята у кого страничка голубого цвета делают самостоятельно на оценку. (Приложение 2 у автора)
– Те у кого – жёлтого, выполняют задания самостоятельно, а затем все вместе проверим. (Приложение 3 у автора)
– Сейчас мы с вами узнаем, какие чудеса встречаются на нашей планете.
Слайд 7. Водопад Анхель самый высокий. К нему нет дорог в тропическом лесу. Добраться можно только по воздуху.
Слайд 8. Самое глубокое озеро в мире с пресной водой.
Слайд 9. Высочайшая вершина планеты. Привлекает много альпинистов.
Слайд 10. Растение – паразит не имеет ни стебля, ни листьев. Издаёт очень неприятный запах. Живёт всего 3-4 дня.
Слайд 11. Птичка колибри самая маленькая на Земле. Может летать назад.
– Мы с вами не только познакомились с некоторыми чудесами мира, но и повторили единицы длины и веса.
VI. Физминутка.
– После хорошей работы можно отдохнуть на берегу речки. Слайд 12.
(делаем зарядку для глаз)
VII. Решение задач
1) Следующая наша остановка «Задумчивая». Здесь мы порешаем задачи и поговорим, что нас (людей) должно заставить задуматься.
– Посмотрите на слайд и по таблице составьте простые задачи. Результат покажите с помощью сигнала. Слайд 13.
- Один человек за год выбрасывает 45 кг пластика. Сколько кг пластика выбросит за год класс из 20 человек?
45 · 20 = 90 (кг) - За год один человек выбрасывает 90 банок из-под напитков. Сколько выбросят за год 16 человек?
90 · 16 =144 (б.) - Сколько выбросит стеклянных банок и бутылок семья из 5 человек, если за один год один человек выбрасывает 107 стеклянных банок и бутылок?
107 · 5 = 535 (б.)
– Вот видите, ребята, как много мусора выбрасывает только один человек. А нас на Земле очень много. Полиэтилен, пластик, банки очень долго разлагаются в природе. Их нельзя выбрасывать в лесу. Представляете, во что превратиться наша планета, если мы не будем следить за чистотой?!
2) – А теперь усложним работу. На слайде вам предложены 2 задачи. Слайд 14.
– Давайте прочитаем обе задачи. Я вам предлагаю самим выбрать понравившуюся, с которой вы справитесь, и решить её.
– Кто решил первую задачу? Давайте расскажем, как вы сделали.
Эта задача составная, и мы не могли сразу ответить на поставленный вопрос. Первым действием я узнал, сколько бумажек собрал Витя?
290 ∙ 2 = 580(б.)
Вторым действием я узнал, сколько бумажек собрали оба мальчика?
580 + 290 = 870 (б.)
290 ∙ 2 +290 = 870 (б.)
Таким образом, я знаю, что мальчики собрали 870 бумажек.
– Ребята, давайте проверим по слайду верно ли мы решили? Слайд 15.
– Кто решал вторую задачу? Давайте расскажем, как вы это сделали.
Эта задача составная, и мы не могли сразу ответить на поставленный вопрос. Первым действием я узнал, сколько т предприятие выбрасывает в год, после установления очистительных сооружений?
200 : 20 =10 (т)
Вторым действием я узнал, сколько выбросов сделают 17 предприятий, после установки очистительных сооружений за год?
10 ∙ 17= 170 (т)
Третьим действием я узнал, сколько выбросов сделают за 5 лет 17 предприятий , после установки очистительных сооружений?
170 ∙ 5 = 850 (т)
200:20 ∙ 17 ∙5 = 850 (т)
Таким образом, я знаю, что 17 предприятий с установленными очистительными сооружениями за 5 лет могут выбросить в атмосферу 850 т сажи.)
– Ребята, давайте проверим по слайду верно ли мы решили? Слайд 16.
– Ребята, задачи затронули важные проблемы на нашей планете. Загрязнение.
Слайд 17.
– Чтобы планета существовала долго, чтоб оставалась красивой, нужно о ней заботиться, не загрязнять её.
VIII . Работа с учебником.
– А мы с вами отправляемся в путешествие дальше. Следующая остановка «Радостная».
– Сейчас вы поработаете самостоятельно. Открыли учебник на стр. 60
Повторим решение выражений на деление двузначного числа.
Нашли с. 60. № 7 (1, 2 ст.) и № 7 (3, 4 ст.). Посмотрите и выберите для себя выражения по силам. Решаем самостоятельно.
– А теперь поменялись тетрадочками и проверьте решение у своих одноклассников.
– Давайте сверимся со слайдом. Слайд 18.
– У кого всё правильно? Вот мы с вами и получили радость, оттого что умеем делить на двузначное число.
– И природа с вами радуется. Слайд 19.
IX. Домашнее задание.
– Ну а сейчас нам пора возвращаться домой.
– Давайте запишем дом. задание. стр. 61 № 12 (1, 2 ст.) Слайд 20.
– И попробуйте найти в печати материал с цифрами на тему «День Земли» и составить задачу.
X. Итог урока.
– Давайте подведём итог. Оценки получили ….
– Чем мы сегодня занимались на уроке? (Умножали и делили на однозначные и двузначные числа, решали задачи, говорили о бережном отношении к нашей планете)
– Итак, зачем в мире отмечают День Земли?
– Чтобы напомнить людям о красоте нашей планеты, о бережном отношении к ней.
Слайд 21.
Литература:
- urok.1sept.ru/articles/511821
- www.gorodgid.ru
- www.travel.moscow.vc
- www.che.ru
- blogs.mail.ru
- forum.oko.by
- www.telpics.ru
- pochemuha.ru
- zabinfo.ru
- bioecolog.ru
- gorodlip.ru