Цель: повторить свойства металлов, систематизировать и углубить знания о щелочных металлах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах щелочных металлов.
Оборудование:
- Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Щелочные металлы»;
- Технологическая карта урока для индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями для каждого ученика (приложение 1);
- Демонстрационные опыты:
- Взаимодействие щелочных металлов с водой: металлический натрий, вода, фенолфталеин;
- Качественное определение щелочных металлов: соли лития, натрия, калия, спиртовка.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный этап | Приветствует обучающихся, определяет готовность обучающихся к работе на занятии. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места |
II | Целеполагание планирование деятельности | Актуализация знаний. Проводится беседа по следующим вопросам:
|
Отвечают на вопросы. Вместе с учителем формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в технологическую карту. |
III | Изучение нового материала, работа с Периодической таблицей | Объясняет порядок работы с технологической картой. Презентация «Щелочные металлы» работа с периодической таблицей Д.И.Менделеева, знакомство с историей открытия щелочных металлов. | Заполняют технологическую карту по таблице Менделеева:
|
б) электронное строение | Исходя из нахождения в Периодической системе химических элементов дают сравнительную характеристику щелочных металлов | Записывают :
|
|
в) нахождение в природе. | Знакомство с минералами щелочных металлов, их характеристикой. | Выступление ученика: «Галогениды щелочных металлов, добываемые в Башкортостане (поваренная соль и пр.). | |
г) химические свойства | В технологической карте составляют уравнение реакции и расставляют коэффициенты. Техника безопасности при работе со щелочными металлами. Демонстрация опытов: 1)Взаимодействие щелочных металлов с водой: металлический натрий, вода, фенолфталеин; 2) Качественное определение щелочных металлов: соли лития, натрия, калия, спиртовка. |
В технологической карте составляют уравнения реакций и расставляют коэффициенты. | |
д) получение и применение щелочных металлов | Знакомство с методами получения щелочных металлов, применением щелочных металлов. | Выступление ученика: «Биологическая роль ионов щелочных металлов» | |
IV | Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний | Для закрепления и проверки знаний предлагаются разные по форме и содержанию задания: «заполни пропуски» физические свойства; тесты со множественным выбором; тренажер на знание химических свойств щелочных металлов. | Ученики могут выполнить их все, а можно выбрать на свое усмотрение лишь одно из заданий. |
V | Подведение итогов урока | Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся за активную работу. | |
VI | Домашнее задание | Сообщает д/з | Записывают д/з |
Архив презентации с включенными видеофайлами.