Щелочные металлы

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: повторить свойства металлов, систематизировать и углубить знания о щелочных металлах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах щелочных металлов.

Оборудование:

  • Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Щелочные металлы»;
  • Технологическая карта урока для индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями для каждого ученика (приложение 1);
  • Демонстрационные опыты:
    1. Взаимодействие щелочных металлов с водой: металлический натрий, вода, фенолфталеин;
    2. Качественное определение щелочных металлов: соли лития, натрия, калия, спиртовка.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организационный этап  Приветствует обучающихся, определяет готовность обучающихся к работе на занятии. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места
II Целеполагание планирование деятельности

Актуализация знаний. Проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Как объяснить, что химические элементы делятся на металлы и неметаллы?
  2. Что общего в строении атомов металлов?
  3. Какие элементы можно отнести к типичным металлам?
Далее учащимся раздаются технологические карты урока для индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями.
Отвечают на вопросы. Вместе с учителем формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в технологическую карту. 
III Изучение нового материала, работа с Периодической таблицей  Объясняет порядок работы с технологической картой. Презентация «Щелочные металлы» работа с периодической таблицей Д.И.Менделеева, знакомство с историей открытия щелочных металлов. Заполняют технологическую карту по таблице Менделеева:
  • Русское название химического элемента.
  • Химический знак .
  • Цвет, агрегатное состояние простого вещества.
  • Год открытия.
  • Кем открыт.
  • Атомная масса
  • Температура плавления.
  • Температура кипения.
Рассматривают фотографии и видео простых веществ.
б) электронное строение  Исходя из нахождения в Периодической системе химических элементов дают сравнительную характеристику щелочных металлов Записывают :
  • число электронных слоев
  • изменение притяжения электронов к ядру
  • изменение окислительной способности (неметаллических свойств)
  • внешнее электронное строение атомов
в) нахождение в природе.  Знакомство с минералами щелочных металлов, их характеристикой. Выступление ученика: «Галогениды щелочных металлов, добываемые в Башкортостане (поваренная соль и пр.).
  г) химические свойства  В технологической карте составляют уравнение реакции и расставляют коэффициенты. Техника безопасности при работе со щелочными металлами.
Демонстрация опытов: 1)Взаимодействие щелочных металлов с водой: металлический натрий, вода, фенолфталеин; 2) Качественное определение щелочных металлов: соли лития, натрия, калия, спиртовка.
В технологической карте составляют уравнения реакций и расставляют коэффициенты.
д) получение и применение щелочных металлов Знакомство с методами получения щелочных металлов, применением щелочных металлов. Выступление ученика: «Биологическая роль ионов щелочных металлов»
IV Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний Для закрепления и проверки знаний предлагаются разные по форме и содержанию задания: «заполни пропуски» физические свойства; тесты со множественным выбором; тренажер на знание химических свойств щелочных металлов. Ученики могут выполнить их все, а можно выбрать на свое усмотрение лишь одно из заданий.
V Подведение итогов урока Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся за активную работу.  
VI Домашнее задание Сообщает д/з Записывают д/з

Архив презентации с включенными видеофайлами.

Приложение 1