План урока № 30. География – 8 класс. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы.»
Цель:
- Продолжить изучение почв России.
- Познакомить с плодородием почв с понятием «структура и состав почв».
- Определить агротехнические мероприятия.
Оборудование:
- физическая карта и почвенная карта России;
- атлас, мультимедиа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Какой тип почв распространен в нашей местности?
- Используются ли они в сельском хозяйстве.
- Перечислите внешние признаки, по которым различаются почвы разных типов.
- Основные закономерности распределения или размещения основных видов почв.
- Покажите на карте, районы наиболее плодородных почв и наименее плодородных почв.
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать почвы.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой. Оно зависит от свойств почвы и содержания в ней питательных веществ, механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.
Работа в тетради. Запишите тему урока и заполните табличку с помощью учебника и карты атласа.
Типы почв | Отличие | Механический состав |
Чернозем, | Глинистые | |
Краснозем, | Суглинистые | |
Серозем | Песчаные | |
Супесчаные |
Задание. Найдите в тексте учебника значение механического состава почвы; выписать в тетрадь отличия. Перечислите основные агротехнические мероприятия; почему уменьшается плодородие почв. Какие удобрения вы считаете наиболее эффективным. Объясните на собственных примерах из жизни. Как вы обрабатываете почву.
4. Итог урока.
В разных климатических поясах для разных видов почв проводятся различные способы обработки. В засушливых районах борются за сохранение влаги в почве, а в избыточных наоборот. Правильная обработка, сохранение почвенного плодородия – все это мероприятия по охране и рациональному использованию почв России.
5. Домашнее задание. 20; стр.125-129. Подготовиться к семинару.
План урока № 31. География – 8 класс. Тема: «Кубань. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические проблемы обработки почвы, внесение удобрений».
Цель:
- Познакомить учащихся с разнообразием мероприятий по восстановлению и поддержанию плодородия почв России и Краснодарского края.
- Мероприятия, проводимые в нашем крае по улучшению плодородия почв.
Оборудование:
- карта почв России и края;
- атлас и иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Определить тип почвы по описанию:
- В степи и полупустынях встречается этот тип почв. Сухой и теплый климат. Мало гумуса и растительных остатков.
- В лесах и областях избыточного увлажнения бедные гумусом и минеральными элементами. Малоплодородны из-за интенсивного промывания.
- Область многолетней мерзлоты. Скудные оттаивающие на короткий период времени.
- Самые плодородные почвы с нормальным увлажнением, богаты гумусом.
- Почвы крайнего севера под верхним горизонтом зеленовато-сизый или голубовато-серый слой с ржавыми пятнами глеевого горизонта.
Ответы:
- Каштановые, бурые, серо-бурые.
- Подзолистые и дерново-подзолистые.
- Мерзлотно-таежные.
- Чернозем.
- Тундро-глеевые.
Фронтальный опрос:
- Какие почвы называются легкими и тяжелыми?
- Свойство почв.
- Как необходимо обрабатывать почвы.
- Какие почвы в нашем крае.
- Какие агромероприятия вы проводите, чтобы получить высокие урожаи?
3. Изучение нового материала.
Кубань. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические проблемы обработки почвы, внесение удобрений.
Выступление учащихся, подготовившихся к семинару. Работа с наиболее сильными учащимися.
Делим класс на группы по 4 человека. Каждой группе дается индивидуальное задание.
Фермеры | Агрономы | Почвоведы | Животноводы | Мелиораторы |
Найдите более благоприятные районы нашего края для развития фермерского хозяйства. | Какие агромероприятия необходимо проводить для улучшения плодородия почв. | Какие типы и механические проблемы обработки почв нашего края вас интересуют. | В каких районах нашего края выгоднее всего заниматься животноводством и почему. | Значение мелиорации в агротехнических мероприятиях. Внесение удобрений и механическая обработка почв. |
На ребята группой решают главные хозяйственные и экономические вопросы нашей местности.
Если двигаться от Кавказских гор, с юга на север, можно наблюдать почвенные зоны.
Работа со слабоуспевающими учащимися.
Задание: выпишите в тетрадь почвы, которые находятся в нашем крае (используя атлас и карту почв Кубани).
Почвенные зоны | Типы почв | Где расположены. |
Горная луговая. Горная лесная. |
Выщелоченный чернозем. Темные серые лесные. | Предгорные районы Кавказского хребта. |
Предкавказские лесостепные. | Подзолистые. | Предгорные районы. |
Степной чернозем | Чернозем. | Прикубанская равнина. |
Луговые, лугово-болотные и болотные. Аллювиальные. |
Гнорно-лесные и перегнойно-карбонатные. | Плавни дельты реки Кубани. Тамань. Побережье Азовского моря. В долинах рек побережье Черного моря. |
Важнейшее решение всех проблем почв нашего края- это рациональное использование и мероприятия , проводимые для улучшения плодородия почв ведь не даром говорится; воткни оглоблю – вырастет телега.
Почвы – это богатство природы, поэтому их берегут, удобряют, задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной.
Северная и северо-восточная части нашего края наиболее страдают от ветровой эрозии – это Уст-Лабинский, Новокубанский и Кавказский районы.
От водной эрозии страдает Отрадненский, Белореченский, Апшеронский, Северский, Абинский, Крымский и районы Черноморского побережья.
Нельзя забывать о том, что:
- Содержание гумуса в пахотных горизонтах постепенно уменьшается.
- Частая обработка почвы тяжелой колесной и гусеничной техникой ухудшает её водно-воздушный режим,
- Несоблюдение правил транспортировки, хранения и норм применения ядохимикатов приводит к загрязнению земли. В результате чего гибнут черви, микроорганизмы, без которых почва теряет плодродие.
- Вредно вносить много удобрений.
4. Итог урока.
Вы уже заметили, что каждая почвенная зона и влияние и значение почв зависит от климата, рельефа и внутренних вод (рек, озер), которые влияют на разнообразие почв.
Выставление оценок за работу на уроке.
5. Домашнее задание. Записи в тетради.
План урока №31. География – 9 класс. Тема: «Санкт-Петербург его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблемы наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование».
Цель:
- Определить особенности ЭГП района и роль Санкт-Петербурга в хозяйстве района.
- Дать представление о проблемах Санкт-Петербурга и Северо-Западного района.
- Изучить специализацию Северо-Западного района.
Оборудование:
- физическая и политико-административная карта России;
- экономическая карта Северо-Западного района.
Ход урока
1.Организационный период.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Северо-Западный район.
- Особенности природы и географическое положение.
- Моря, омывающие этот экономический район и государства, с которыми граничит.
- Реки и озера, которые протекают по территории.
- Значение и исторические особенности этого района.
- Образование городов, которые являются историческими памятниками и национальным богатством страны. Культурные центры России.
3. Изучение нового материала.
«Санкт-Петербург его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблемы наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование».
Город возник в 1703 году 16 мая. Перенесение столицы изменило и политическое и экомом-географическое положение. Петербург быстро стал крупным промышленным и политическим центром.
В 1914г. – переименован в Петроград.
В 1917г. – после революции Россия стала закрытой страной, особенно от Европы.
В 1920г. – Промышленное развитие ГЭС на р.Волхов и 2 на р. Свирь, алюминиевый завод, нефтеперерабатывающий в г. Кириши, добыча бокситов, фосфоритов, АЭС в г. Сосновый Бор. Машиностроение: судостроение, приборостроение, производство турбин для генераторов электростанций. Санкт-Петербург - центр оборонной промышленности.
В 1924г. – Ленинград. В 1991 г. после распада СССР – Санкт-Петербург, но область Ленинградская.
С тех пор, как был образован город он стал столицей на 200 лет, историческим и культурным центром России он считается и до сих пор. С 19-21 век произошло рождение и развитие наук, особенно картографии с 1845 года было образовано русское географическое общество.
По распоряжению первого императора именно в Петербурге было положено начало систематическому изучению географии и картографии. В течение всей первой половины 19 века русские моряки совершили из Петербурга 36 плаваний.
Задание. Определите по карте атласа, какие районы входят в состав Северо-Западного района. Определите ЭГП района.
Работа с контурной картой. Нанесите крупнейшие города, какие промышленные производства в них развиты. Какими природными ресурсами богат район.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание. 28-29. Стр.134-139. Доклады (сильные учащиеся) о Питере и Новгороде.
План урока №32. География – 9 класс. Тема: «Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс её развития».
Цель:
- Познакомить с историей образования Калининградской области.
- Дать понятие о СЭЗ и анклаве.
- Сформировать представление о специализации промышленности и сферы услуг, хозяйства области.
- Показать проблемы области и возможные перспективы развития хозяйства анклава после распада СССР.
- Развивать умение работать с картами.
Оборудование: физическая и политико-административная карта России.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа (дифференцированный подход).
Сильные учащиеся | Слабоуспевающие учащиеся |
|
Тест на отдельных листах
индивидуально. Ответы:1-в,2-а,3-в,4-б,5-б,6-в,7-г,8-а,б,в. |
Учащиеся, подготовившие доклады рассказывают их после опроса.
Итог по проверке д.з. и выставление оценок.
3. Изучение нового материала.
«Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс её развития».
Задание. По политической и физической карте России определите ЭГП Калининградской области.
Калининградская область – часть бывшей Восточной Пруссии. Она отошла к России в 1945 г по решению Ялтинской и Потсдамской конференции. К СССР отошла 1/3 часть Пруссии, а к Польше 2/3.
Раньше называли Кёнигсберг – это территория Восточной Пруссии, которая отошла России в 1945 году, её захватывали в 1756-1762 году во время семилетней войны, Фридрих уже готовился стать вассалом России, но тут умерла императрица Елизовета и на престол пришел Петр 3. Он преклонялся перед Фридрихом и заключил с ним перемирие. Прусский мир был подписан с отказом от всех завоёванных земель.
Калининградская область стала анклавом – это часть территории страны со всех сторон окруженная территорией других государств, значит это полуанклав, так как имеет выход в море. Калининградская область является свободной экономической зоной СЭЗ – это самостоятельные территориально-географические анклавы или полуанклавы, обособленные от основной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы /налоговые и таможенные/ для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новыми технологиями. «Янтарь» карьер по добыче янтаря в год добывают 1000т. Делают украшения и используют как удобрение крошки янтаря.
Природные условия. | Калининградская область |
Рельеф. | Низменная равнина. |
Климат. | Переходный от
умеренно-континентального до морского. Ср. темп. Янв.-3 снег не долго лежит сразу тает. Лето теплое ср.=17, но дождливое, избыточное увлажнение. |
Почвы и природа. | Требуют осушения. 40% лесов –
исскуственные посадки. Породы деревьев- тис, платан, магнолия. |
Промышленность. | Машиностроение. Рыбная. Целлюлозно-бумажная. |
Природные объекты. | Песчаные косы – Куршская и Вислинская. Дюны с посадками сосен. |
Закрепление.
- В каком году образовалась Калининградская область?
- Что такое анклав или полуанклав?
- Что такое СЭЗ?
- Отрасли специализации хозяйства.
- Что такое Кенигсберг?
- Что такое «Янтарь»?
- Почему главный ресурс ЭГП?
Работа в контурной карте.
Выполнить задание с помощью атласа.
4. Итог урока.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание. п.30 стр.140-142.