Цели:
- обобщить и закрепить знания учащихся после изучения природы южных материков;
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
- продолжить работу по формированию навыков сотрудничества в коллективе;
- углубить, расширить, систематизировать знания по географии материков и океанов;
- совершенствовать умение творчески использовать полученные знания;
Оборудование: карта мира, материков, атласы каждой команде, карточки-задания.
Форма работы учащихся: групповая (команды).
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие класса. Дружеский настрой на продуктивную деятельность. Деление класса на 4 команды. Сообщение об условиях игры.
II. Ход урока
– Ребята, мы изучили особенности природы, хозяйственной деятельности населения южных материков. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать полученные знания, будем учиться применять их на практике.
А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие. Но совершить путешествие невозможно, не имея карты.
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть карты и, та команда, которая быстрее и правильнее соберет карту, будет считаться победителем.
На своих кораблях вас поведут капитаны к берегам нового материка.
А вот какого, вы узнаете, если правильно ответите на вопросы.
Задание 1. Разминка.
По иллюстрациям к материкам вам необходимо заполнить табличку.
Южные материки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Африка | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Австралия | + | + | + | + | ||||||||||||||||
Южная Америка | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Антарктида | + | + | + |
Пока капитаны делают представление своего материка, я проверю ваши работы.
И выставлю баллы за правильность выполнения задания 1.
Задание 2.
А чтобы вспомнить самое главное, связанное с каждым из материков, давайте оценим творческие домашние задания групп – презентации материков. (Географическое положение, история исследования, природа, рельеф, климат, внутренние воды, органический мир, население и хозяйство).
- Африка
- Австралия
- Антарктида
- Южная Америка
За самое лучшее представление своего материка команда получит 2 части карты.
Итак, корабли вместе с командами отправились в плаванье, капитаны отплыли от материков. Проверим, знают ли ребята материки, от которых отплыли их корабли.
Задание 3.
А теперь один из участников команды получит индивидуальное задание, а затем мы все вместе проверим его. За правильно выполненное задание получит каждая команда часть карты.
Заколдованное слово. (Найди свою половинку).
Кто первым справится, тот получит дополнительную часть карты. Подпишите свои карточки. Кто правильно угадает слова, тот сразу узнает о каком материке идет речь.
Африка | |
Са – ские | Сахара |
Кала – миб | Калахари |
На – хари | Намиб |
Кап – хара | Капские |
Ахаг – фур | хаггар |
Дар – гар | Дарфур |
Ат – рун | Атлас |
Каме – лас | Камерун |
Австралия | |
Кан – мания | Канберра |
Тас – берра | Тасмания |
Утко – на | Утконос |
Ехид – нос | Ехидна |
Кен – липт | Кенгуру |
Эвка – гуру | Эвкалипт |
Коа – ду | Коала |
Кака – ла | Какаду |
Южная Америка | |
Лья – пос | Льянос |
Кам – нос | Кампос |
Пи – кама | Пиранья |
Ата – ранья | Атакама |
Лени – ва | Ленивец |
Сель – вец | Сельва |
Ка – ты | Какао |
Мула – као | Мулаты |
Антарктида | |
Эре – са | Эребус |
Рос – бус | Росса |
Пин –ли | Пингвин |
Аде – гвин | Адели |
Айс – сы | Айсберги |
Оази – берги | Оазисы |
Помор – трос | Поморники |
Альба – ник | Альбатрос |
ПОКА РЕБЯТА ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ РАБОТАЮТ В КОМАНДЕ.
Чтобы не перепутать материки, как это случилось с героями Жуль Верна в произведении “Дети капитана Гранта”, вы должны продемонстрировать знания о материках, от которых вы на своих кораблях отправитесь в путешествие .
Из карточек, лежащих перед вами, выберите те, где обозначены объекты вашего материка.
4 комплекта одинаковых карточек для каждой команды: За быстрое и правильное выполнение дополнительные баллы. (конверты с набором разрезанных географических названий).
Африка | Австралия | Южная Америка | Антарктида |
Намиб | Эйр | Парана | Мирный |
Атлас | Муррей | Анды | тюлени |
Конго | эвкалипт | инки | айсберг |
гепард | Дарлинг | пиранья | Эребус |
баобаб | утконос | Аконкагуа | пингвин |
пигмеи | кенгуру | пампа | Росса |
папирус | ехидна | сельва | Восток |
жираф | крики | Игуасу | Молодежная |
Чад | коала | Ориноко | моржи |
Проверка и оценивание работы.
Волшебная буква.
Остальные участники ищут в атласе на определенную букву географические объекты, кто быстрее и правильнее справиться с этим заданием та команда и победила.
Африка на К.
- Море – Красное
- Река – Конго
- Вулкан – Килиманджаро
- Государство – Кения, Конго, Камерун
- Столица – Киншаса, Кейптаун.
Австралия на К.
- Столица – Канберра
- Море – Коралловое
- Пересыхающая река – Куперс-Крик
- Гора – Косцюшко
- Залив – Карпентария
Антарктида на А.
- Море – Амундсена.
- Полуостров – Антарктический
- Земля – Александра 1
- Научные станции Моусон и Кейси (их государтво) – Австралия
- Научная станция на южном полюсе – Амундсен-Скотт.
Южная Америка на А.
- Низменность – Амазонская.
- Река – Амазонка.
- Горы – Анды.
- Пустыня – Атакама
- Водопад – Анхель
Задание 3.
Выбери лишнее. (Из перечня терминов надо исключить тот, который является лишним и объяснить почему, задание выполняет каждый член команды).
Слайды 36-37
Задание 4.
Определить по географическим координатам объекты южных материков.
- 35 ю.ш. 20 в.д. – м. Игольный – юг Африки.
- 42 ю.ш. 148 в.д. – остров Тасмания – юг Австралии.
- 20 ю.ш. 45 в.д. – остров Мадагаскар – Африка.
- 23 ю.ш. 43 з.д. – Рио-Де- Жанейро – Южная Америка.
- 78 ю.ш. 169 в.д. – влк. Эребус – Антарктида.
Задание 5. Эстафетная палочка.
- Самый маленький материк Земли. Австралия.
- Самый большой по площади из южных материков. Африка.
- Самый высокий материк Земли. Антарктида.
- Материк с самым влажным климатом. Южная Америка.
- Самый засушливый материк на Земле. Австралия.
- Самая большая в мире пустыня. Сахара.
- Самая полноводная река. Амазонка.
- Самый высокий в мире водопад. Анхель.
- Материк, на котором находится полюс холода Земли. Антарктида.
- Самая длинная река? Нил.
- Материк, не имеющий постоянного населения. Антарктида.
- Материк с наименьшим количеством государств. Австралия.
- Что объединяет слова: КРИК и ВАДИ. Пересыхающие реки.
- Самый низкий материк. Австралия.
- Самые высокие горы южных материков. Анды.
- Самое большое озеро Австралии? Эйр.
- Самое большое озеро Африки? Виктория.
- Самое большое озеро Ю. Америки? Маракайбо.
- Самый южный материк? Антарктида.
- Самая большая река Австралии? Муррей с притоком Дарлинг.
Ответь на вопросы-шутки: (Кто быстрее)
- Самые «страшные горы»? – Драконовы. Африка.
- «Серебряная страна» – Аргентина. Ю. Америка.
- Кто под нами вверх ногами? Австралия.
- Сказочная страна – Эльдорадо. Ю. Америка.
- Море без берегов – Саргассово.
- Какое течение называют «печкой» Европы? – Гольфстрим.
- Почему кенгуру не боятся тигров? – тигры не живут в Австралии.
III. Подведение итогов
– Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги, какая команда правильно сложит кусочки карты. Та команда является победительницей. Какой материк у вас получился? Правильно это Северная Америка.
Именно этот материк мы с вами начнем изучать на следующих уроках географии.
Оценки за урок ребятам предлагается выставить в группах самостоятельно, в зависимости от степени участия каждого из членов команды.