Программное содержание:
- Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать давление со стороны окружающих, уметь сказать “нет”, осознавая ответственность за свой выбор.
- Научить устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы и умозаключения.
- Пополнять литературный багаж, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки в драматизации.
- Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью и приобщать их к здоровому образу жизни, познакомить с элементами точечного массажа.
- Продолжать знакомить детей с искусством коллажа.
- Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки).
- Вызывать интерес к экспериментированию.
- Обогащение словаря: никотин, сосуды, трахея.
Оборудование: три стакана, соль, сода, сахар, бутылка с водой, ложка, пачки от сигарет”, упаковки от таблеток, витаминов, шапочки с изображением сердца, легких, мозга.
Магнитофон, диск с релаксационной музыкой, чистые листы бумаги, вырезки для коллажа, “курительная машина” (3-литровая банка, крышка с отверстием, трубка, кусок ваты, спринцовка).
Предварительная работа: беседа о вредных привычках, о здоровом образе жизни, знакомство с пословицами и поговорками о здоровом образе жизни.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Сегодня я вас познакомлю с новым произведением С.В.Михалкова, но прежде хочу спросить: “А вы верите в чудеса?”
Дети: да!
Воспитатель: А какое, по вашему, самое главное чудо?
Дети называют.
Воспитатель: Все, что вы назвали очень похоже на чудеса, волшебство, а вот главное чудо я не услышала. Я думаю, в конце занятия мы его определим.
Итак, С.В.Михалков “Как медведь трубку нашел”.
Действующие лица и исполнители:
Медведь – Матвей Панов
Лиса – Гурылева Дарья
Дятел – Мешалкина Александра.
Слова автора читаю я, а наш небольшой спектакль идет в сокращении.
Воспитатель: Потерял лесник в лесу свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда лесников табак в кисете весь вышел, решил Медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табака трубку им набивать. Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается – разомнется, на реку бежит: купаться, да рыбку ловить, а потом в малинник – за малиной или по дуплам лазать – мед искать, а теперь чуть свет глаза продерет, сухим листом трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом: кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И все бы ничего, да стал Миша прихварывать. Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.
Лиса (удивленным голосом):
Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
Медведь (нездоровым голосом):
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь
Лиса (добрым голосом):
Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!
Медведь:
Вот недельку обожду,
Станет хуже, так пойду!
Ведущая: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Разыскал он Дятла в лесу.
Медведь (жалобным голосом):
Дятел, Дятел! Старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел (веселым голосом):
Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь (нездоровым голосом):
Видно, нет!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Дятел:
Верно, куришь, коль не пьешь?
Медведь:
Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел (строгим голосом):
Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук!..
Дай-ка спину!.. Тук-тук-тук!..
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть:
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с… Мне все как будто ясно…
Медведь (испуганным голосом):
Не смертельно? Не опасно?
Дятел (строгим голосом):
Накопилась в легких копоть –
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь (жалким голосом):
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!..
Дятел (строгим голосом):
Выполняй-ка мой совет!
А нетто в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, да услышал за оврагом: “Тук-тук-тук!”. Вспомнил Медведь, что ему Дятел на прощанье сказал, вынул трубку из пасти, да и забросил в овраг. День не курит. Два не курит. На третий день не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал, насилу нашел. Закурил. Все лето, всю осень, до самой зимы бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил. Наступила зима. Поехал лесник в лес за дровами и увидел медвежью берлогу, а из нее синий дымок вьется. Удивился лесник, поднял Медведя в берлоге, а он от куренья так ослаб, что его и вязать не надо, – голыми руками бери. Стоит на четырех лапах, качается, глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка! Узнал лесник свою трубку, положил в карман, а Медведя на сани взвалил и отвез в город, в цирк.
В нашем цирке есть Медведь.
Воспитатель показывает на иллюстрацию с цирковым медведем.
Приходите посмотреть.
Смел и ловок Мишка бурый;
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой
Самый лучший акробат!
Если кто проходит мимо
С папироскою во рту
Или с трубкой – запах дыма
Мишка чует за версту
И, топчась на задних лапах,
Начинает вдруг реветь,
Потому что этот запах не выносит наш Медведь!
Воспитатель: Интересное произведение? О чем заставляет задуматься?
Дети: О том, что курить вредно.
Воспитатель: Я сейчас покажу вам опыт, и вы узнаете, что происходит в организме курильщика. Мне на помощь приходит “курительная машина”. Она состоит из обычной трехлитровой банки, крышки, спринцовки и трубочки – это трахея. Она проводит табачный дым от сигареты в легкие человека. Я беру кусочек чистой ваты, увлажняю, так как в нашем организме все органы увлажнены, помещаю в трубочку, на один конец которой вставляется сигарета, а в другой – спринцовка. Зажигаем сигарету с помощью спринцовки, она втягивает воздух, а потом, с ее же помощью, “выкуривается вся сигарета”. Посмотрите, дети, как много дыма проходит по трубочке от сигареты в легкие и сколько дыма выделяется в окружающую среду (сама банка). Теперь достанем ватку. Она из чисто-белой превратилась в грязно-желтую, местами в черную! Будут ли легкие, которые становятся такими, здоровыми?
Дети: Нет, никогда!
Воспитатель: Но не только легкие страдают от табачного дыма, но и сердце и мозг. Давайте их послушаем.
Выходят дети с картинками мозга, сердца, легких, и от их лица читают стихи.
Легкие.
Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
“А вы курите зачем?”
Нас полоний отравляет, никотин нам – страшный яд!
Наши бронхи он сжигает, кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель раздирает горло в кровь
Кто же нам теперь поможет, чтобы стать здоровым вновь?
Головной мозг.
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей.
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок.
И внимания и памяти нет,
Все от этих проклятых сигарет.
Сердце.
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные в дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете, мы от куренья пропадем!
Воспитатель: Курение – это привычка, наносящая огромный вред здоровью. Когда человек курит, табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ. Ученые установили, что никотин из 5 сигарет убивает кролика, а из 100 – лошадь.
Ребята, что вы узнали о табачном дыме?
Нужно ли пробовать курить?
Можно ли курить? Почему нельзя?
Дети отвечают.
Воспитатель: Что же вы запомнили после нашего разговора о курении? Давайте сделаем выводы:
- Курение загрязняет легкие.
- Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.
- От курения желтеют зубы, и появляется неприятный запах изо рта.
- Курение затрудняет нормальную работу сердца.
Воспитатель: Я предлагаю повесить на доску знак (“нет курению!”)
Ребята, а ваши родители курят?
Дети: Да.
Воспитатель: Я думаю, что вы теперь сможете напомнить своим родителям о том, как это вредно, а своих детей вы будете воспитывать, примерно вот так.
Сценка “Что такое хорошо и что такое плохо?”
Ведущая:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
1: “Что такое хорошо и что такое плохо?”
2: Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку –
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши,
И в бассейн ты не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровье не найдешь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам,
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это только нужно нам!
Воспитатель: Я вас приглашаю на физкультминутку – чудодейственное касание, точечный массаж.
Вика К.:
- Массаж помогает восстанавливать силы, дарить бодрость и хорошее настроение.
- Массаж надо делать ежедневно 3 раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 – в противоположную).
Будьте здоровы!
Воспитатель:
Точка 1. При массаже этой зоны уменьшается кашель (в районе груди)
Точка 2. Укрепляет иммунитет. Повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Дыхание через нос становится свободным, проходит насморк.
Точка 4. Улучшает снабжение кровью мозг.
Точка 5. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.
Точка 6. Органы слуха.
Входит таинственная незнакомка.
Незнакомка: Фу-у-у-у, здоровым духом пахнет. Зачем вы здесь собрались?
Воспитатель: Мы пытаемся понять, определить (найти) самое главное чудо на свете.
Незнакомка: Так вот же они – главные чудеса. Смотрите, какие красивые баночки, таблеточки. Не желаете попробовать?
Дети отказываются.
Воспитатель: Почему вы не взяли? Можно быть уверенными, что это витамины? Можно ли принимать лекарства без разрешения врача или мамы? Что произойдет, если все-таки съесть таблетку?
Дети отвечают.
Незнакомка: Не нравится это чудо, у меня есть другое. Вот же оно (показывает на пачку сигарет). Это средство помогло мне стать такой красивой, как сейчас. Посмотрите на себя, какие вы некрасивые, у вас розовые щечки, гладкая кожа. То ли дело я! Румянца на щеках нет, кожа серая, вся сморщилась, собралась в складочки. Угощайтесь, будете похожи на меня (достает сигарету).
Включается магнитофонная запись.
Мое имя – сигарета,
Я красива и сильна,
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю,
Молодым и старикам,
Скажем прямо – слабакам.
Незнакомка: Что, не хотите?
Дети: Нет.
Незнакомка: Все вам вредно, да вредно. Тогда хоть утолите жажду, попейте воды. Она такая вкусная и полезная!
Дети отказываются.
Незнакомка: Нет? Почему? Не будете пробовать? Ну, тогда прощайте навсегда, а это вам (дает конверт, уходит).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, что отказались выпить эту жидкость. А вы уверены, что она предлагала вам воду? На что похожа эта жидкость в стаканчиках? (Показывает на три стакана с водой, в которых размешаны ложка соды, соли, сахара). Предлагаю убедиться в том, что вы поступили правильно, ведь неизвестно, что в эту воду можно было насыпать.
Опыт со стаканами.
Воспитатель: Я взяла три чистых стаканчика, налила в них воду. В каждый положила по ложке сахара, соли и соды, хорошо перемешала. Что произошло с веществами, с водой, появился ли запах, изменился ли цвет?
Ответы детей.
Воспитатель: Закройте глаза (переставляются стаканы). Теперь откройте глаза и покажите стакан, в котором насыпана соль, сода и сахар. Какой вывод вы можете сделать? Неизвестные вещества пробовать и нюхать без разрешения родителей нельзя – надо отказываться, если предлагают, уметь говорить нет.
Я на нашу доску ставлю еще один запрещающий знак (перечеркнутое слово чужой).
Воспитатель: Молодцы, ребята, я уверена, что вы скажете “Нет!”, даже когда трудно будет отказаться.
Отказываться мы с вами научились, а главное – чудо света так и не нашли. Так вот же у меня конверт, который оставила эта неприятная особа, что в нем?
Достает лист, на котором крупно написано: “Посмотрите внимательно – то, что вам нужно, у вас уже есть, – оглянитесь”.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этой записке? Давайте встанем, посмотрим друг на друга. Что у вас уже есть?
Дети: Руки, ноги, мама, игрушки.
Воспитатель: Конечно, а что есть у вас внутри, что вы чувствуете?
Дети: Хорошее настроение, ничего не болит, много бегаю, я сильный.
Воспитатель: А отчего у вас такие румяные щечки, хорошее настроение и ничего не болит?
Дети: Потому что мы здоровы.
Воспитатель: Так, может быть, это и есть главное чудо света, то, что вы так долго искали? Здоровье.
Включается релаксационная музыка.
Воспитатель: Конечно это чудо, оно живет внутри каждого из нас. Давайте его приумножим. Встанем к окошку, поднимем руки вверх, закроем глазки, представим, как нас греет яркое теплое солнышко. Оно наполняет каждого здоровьем, силой, добротой. Опустите руки, замечательно!
Дети, давайте вспомним пословицы и поговорки о здоровье, здоровом образе жизни.
Дети рассказывают.
- Обед без овощей, что праздник без музыки.
- Поел моркови – прибавилось крови. Сахар зубы нарушает, а морковь укрепляет.
- Каковы еда и питье, таково и житье.
- Здоровому все здорово.
- Хлеб да крупы на здоровье лупи.
- Где здоровье, там и красота.
- Чистота – половина здоровья.
- Здоровье дороже денег.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- Чеснок да лук от семи недуг.
- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
- Крепок телом – богат и делом.
- Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Воспитатель: А теперь, предлагаю вам сесть за столы и составить коллаж на тему “За здоровый образ жизни” к 7 апреля – Всемирному Дню Здоровья.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, давайте в конце занятия подведем итог. Что же такое здоровый образ жизни? Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье?
Ответы детей.
Воспитатель: Я думаю, что занимались мы сегодня не зря. Вы многое узнали и запомнили, а чтобы не забывать, мы наши коллажи повесим у нас в группе.