Цели:
- Образовательная: сформировать представление о “Всеобщей декларации прав человека”. Раскрыть значение Всеобщей декларации прав человека.
- Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод,; развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- Воспитательная: помочь школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением. Использование элементов технологии критического мышления.
Оборудование: текст Всеобщей декларации прав человека, всё необходимое оборудование для демонстрации презентации. Раздаточный материал. Занятие сопровождается презентацией.
Записи на доске: Эпиграф. Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека
СЛОВАРЬ УРОКА
- Декларация – рекомендация; международный договор, не имеющий обязательной силы.
- Хартия – в переводе с латыни означает «важный документ, грамота, петиция, послание».
- Пакт, конвенция – международные договоры, имеющие обязательную силу для стран, их подписавших.
- Процедура – официальный порядок действия, выполнения чего-то.
- Презумпция невиновности. Слово “презумпция” означает предположение, основанное на вероятности. Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Конституции РФ следующим образом: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда”
Ход урока
I. Актуализация знаний.
(Беседа учителя с учащимися по материалам предыдущего урока. Используются презентация к уроку и раздаточные материалы. (Приложение 2)
1. Соотнесите понятия и их определения.
1) Обязанность | а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность |
2) Свобода человека | б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения |
3) Право человека | в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении). |
(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)
2. Соотнесите даты и события.
1) 1776 г. | а) Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции |
2) 1787 г. | б) американская Декларация независимости |
3) 1789 г. | в) Конституция США |
(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)
3. Что это за даты? С какими событиями они связаны?
(Документы, которые заложили фундамент нового, демократического строя, возродили гордое и красивое понятие гражданин, открыли историю современных прав и свобод человека)
4. Какова главная мысль этих документов?
(ОТВЕТ, Обеспечить защиту жизни и свобод человека путём провозглашения его естественных прав.
Идеи документов.
- Обеспечение свободы человека путем провозглашения его естественных прав.
- Человеческие права ни кем не дарованы, а имеют естественное происхождение.
- Цель государства – защита естественных и не отчуждаемых прав человека.
- Свобода состоит в праве человека – делать все, что не вредит другому человеку.
- Гражданин имеет права и ответственность перед законом.
- Причиной «общественных бедствий и порчи правительства», является забвение прав человека.)
5. Выдающийся мыслитель Томас Джефферсон писал: «Применительно к обществу изначально всегда существовало и существует так называемое «естественное право». В дальнейшем с возникновением государства появляется также и так называемое "позитивное, рукотворное право"». Что подразумевал Т. Джефферсон под «естественным» и «позитивным» правами?
(ОТВЕТ, «Естественное право» – неотчуждаемые, неизменные права человека, присущие в равной степени каждому человеку как таковому от рождения. «Позитивное право» – нормы поведения, созданные и установленные государством, людьми, выраженные в законах и юридических документах.)
6. Перечислите естественные права человека.
(ОТВЕТ. Свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.)
7. Из предложенного списка выберите черты человека, которые характеризуют его как истинного гражданина своего Отечества (на примере А.Д. Сахарова).
1) гуманизм; 2) равнодушие; 3) патриотизм; 4) безответственность 5) гражданская активность; 6) высокое чувство ответственности; 7) мужество.
8. С какими документами, защищающими права человека вы знакомы?
Выслушав ответы, учитель подводит итог.
Права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года. Эта Декларация не носит обязательного характера.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка.
В Международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
II. Изучение нового материала.
1. История создания Всеобщей декларации прав человека.
Учитель. По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Ибо диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им потребны послушные сателлиты на мировой арене. Подавление прав человека в отдельных странах – очаг пожара, который может охватить весь мир или его значительную часть.
Вот почему страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...».
ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).
В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.
Каждому человеку как минимум нужно знать о существовании следующих международных документов:
I. Международная хартия прав человека, состоящей из следующих документов:
- Всеобщей декларации прав человека;
- международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах;
- международного Пакта о гражданских и политических правах;
- Факультативный протокола к международному Пакту о гражданских и политических правах.
II. МЕЖДУНАРОРДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО.
Три последних документа были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г.
2. Самостоятельная работа учащихся в группах по изучению содержания Всеобщей декларации прав человека.
Учитель организовывает работу учащихся в группах с текстом Всеобщей декларации прав человека. По ходу работы учащиеся определяют группы прав, которые упомянуты в декларации и заполняют свою часть кластера.
3.Содержание Всеобщей декларации прав человека.
Учитель, используя кластер в презентации, кратко рассказывает о классификации прав.
а) заслушивается отчёт 1 группы учащихся о содержании 1-5 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 1 группы.
б) заслушивается отчёт 2 группы учащихся о содержании 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 2 группы.
в) заслушивается отчёт 3 группы учащихся о содержании 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.
Учитель помогает разобраться с понятие ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ. Статья 11. Презумпция невиновности (лат. praesumptio innocentiae) – один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит, что бремя доказательства лежит на стороне обвинения. Это означает, что не обвиняемый должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого. В тоталитарных и авторитарных странах этот принцип, как правило, игнорируется. При сомнительном нарушении, когда оно может трактоваться двояко, если вина человека весома и в большей степени доказана, этот принцип не действует. Презумпция невиновности призвана защищать людей от государства. Таким образом государство не может быть оправдано на основании этого принципа и свою невиновность перед гражданами оно обязано доказать.
В уголовном праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 3 группы.
Учитель. Есть права, без реализации которых человек оказывается лишенной всякого достоинства игрушкой в политических играх. Это политические права и свободы. Одно из них – свобода, мысли и слова, которая является основой духовного выживания людей. Представьте, что вы, опасаясь репрессий, не смеете даже подумать о чем-то идущем вразрез с официальной точкой зрения. Скажем, вам не нравится, внутренняя политика государства, но вы... помалкиваете в страхе за свою безопасность. Сейчас это «как бы чего не случилось» трудно себе представить, а в недалеком прошлом таких «молчальников» было предостаточно. Разве можно, находясь у власти, проводить честную политику, не ориентируясь на критику, замечания представителей оппозиции? Без наличия у людей полноценных политических прав и свобод не может формироваться гражданское общество и не может существовать правовое государство.
г) заслушивается отчёт 4 группы учащихся о содержании 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 4 группы.
Самое важное из политических прав – право на участие управлении делами государства. Его имеют все граждане, достигшие определенного возраста (в России, как мы уже знаем, 18 лет). Перевалив этот возрастной рубеж, вы станете избирателями, при желании можете баллотироваться в местные органы власти, а через несколько лет – и в парламент (Федеральное Собрание) или участвовать в отправлении правосудия, быть, к примеру, заседателем.
Сейчас в России, как никогда, требуется согласие большинства ее граждан. Его можно достичь, если в осуществлении своих прав люди не будут ущемляться и, в частности, если в полном объеме будет действовать их право участвовать в управлении страной, без чего ни о какой демократии и говорить не приходится.
Учитель помогает объяснить право на свободу мысли, совести и религии.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, В прошедшие годы не каждый осмеливался признаваться в том, что он верующий. Никакого доверия таким людям в атеистическом государстве не было. А еще раньше, в период революции и гражданской войны, особо преследовались священнослужители. Десятки тысяч их были расстреляны, посажены в тюрьмы. Их считали «классово чуждым элементом». В них видели политических противников. Так нарушалось одно из краеугольных прав человека – право иметь свободную совесть и верить в то, что представлялось бесспорным, абсолютным.
Это право, несомненно, гражданское, ибо со свободы совести (глубокой внутренней суверенности личности) начинается ощущение человеком своей защищенности, непобедимости. Свободного, убежденного, верующего человека можно убить, но победить нельзя.
Однако это право и политическое, потому что церковь и люди верующие отвергают деспотизм, политическое лукавство, жестокость в управлении людьми и страной, политиканство.
д) заслушивается отчёт 5 группы учащихся о содержании 21-26 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 5 группы.
Учитель Экономические, культурные и социальные права (права второго поколения).
Когда в конце 40-х гг. в ООН спорили о содержании Всеобщей декларации прав человека, определились две противоположные позиции.
Западные демократические страны считали, что декларация должна содержать лишь гражданские и политические права как основные – права первого поколения, без осуществления которых человек оказывается несвободным существом и деградирует как личность. Следовательно, он становится неспособным реализовать и остальные свои права, бороться за них. Эти права – экономические, социальные и культурные – они назвали правами второго поколения.
Социалистические страны и некоторые государства «третьего мира» настаивали на включении в декларацию права на труд, отдых, социальное обеспечение и т. п., без реализации которых человек не может существовать не только духовно, но и физически.
Пришлось Западу пойти на уступки: действительно, без прав, обеспечивающих выживание человека, последнему крайне тяжело. Но и гарантировать их реальное осуществление трудно. Это как бы пожелание на будущее, своеобразная заявка на счастливое состояние человечества в предполагаемых условиях всеобщего благоденствия.
е) заслушивается отчёт 6 группы учащихся о содержании 26-30 статей Всеобщей декларации прав человека. Учитель подводит итог и сверяет заполнение кластера учащимися 6 группы.
Учитель. Особо отмечает, что ст. 28, 29, 30 говорят, что ни одно право или свобода не будут реализовываться без исполнения обязанностей.
И так, Декларация защищает права и свободы человека. Чего больше: прав или обязанностей? Будем помнить также, что, помимо прав и свобод, в Конституции закреплены и обязанности гражданина России: защищать Отечество, нести военную службу, охранять природу, платить налоги. Обязанности и права – явления одного порядка. Настоящий гражданин способен даже свои права воспринимать как обязанности, потому что он готов к служению. Он знает, что условием реализации прав является выполнение гражданами своих обязанностей. Только патологические эгоисты признают одни права.
4. Система защиты прав человека. Законодательные последствия принятия Декларации
В 1950 году ООН объявила 10 декабря праздником - Днем прав человека. В ООН существуют шесть комитетов, которые обеспечивают контроль за соблюдением странами подписанных ими договоров о правах человека:
- Комитет по ликвидации расовой дискриминации
- Комитет по правам человека
- Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
- Комитет против пыток
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
- Комитет по правам ребенка
С начала 1994 г. Государственная Дума избирает Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). (Сейчас - Владимир Лукин). В задачу уполномоченного входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были ущемлены.
5. Значение принятия Всеобщей декларации прав человека.
Каково значение Декларации? (Учитель выслушивает мнения). Учитель подводит итоги. Декларация – не простой, а «многоэтажный» документ:
- этаж. На поверхности. Декларация защищает права и свободы человека, потому что во все предыдущие эпохи большинство людей находились в зависимом состоянии (личная, экономическая, судьбы людей решали без их ведома).
- этаж. В Декларации говорится о наличии обязанностей у человека. Чтобы реализовывались чьи-то права и свободы надо кому-то выполнять обязанности.
- этаж. Написана после 2 мировой войны Нельзя уже было не считаться со стремительным развитием гражданских обществ и правовых государств, игнорировать дальнейшую демократизацию обществ. Поэтому Декларация, с одной стороны, написана под воздействием уже развитых гражданских обществ. А с другой стороны, человечеству пришло время договариваться в условиях глобализации в разных областях человеческой деятельности о едином «МИРОПОРЯДКЕ» в условиях наличия гражданских обществ и правовых государств. И поэтому, конституции большинства стран мира написаны с учётом Декларации. И вы тоже сможете, изучая Конституцию РФ, провести параллели со Всеобщей декларацией прав человека. Без этих базовых принципов устройства нового мира трудно было бы не только реализовывать права и свободы человека, но и просто выживать человечеству.
III. Закрепление полученной информации.
1. Отвечать на вопросы “да” или “нет” (Отвечают по группам). (Приложение 3)
2. Учащиеся выполняют тестовые задания. Обмениваются с соседом, проверяют правильность выполнения заданий и выставляют оценки (используется информация презентации). (Приложение 1)
IV. Рефлексия.
Ученикам предлагается фрагмент из книги А. Усачева “Всеобщая декларация для детей и взрослых”.
Приключения Маленького человека.
Большие люди удивительно безграмотны, подумал Маленький Человек. Надо это исправить. И однажды Маленький Человек вышел на театральную площадь города с большим плакатом в руках: Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры. Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
– Глупость какая-то написана, – заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг. 500 г., а мой сосед всего 3 кг. 100 г., а вы ...
– Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными значит рождаться людьми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
– Как вы понимаете смысл плаката?
– Что вы возразите Маленькому Человеку.
V. Домашнее задание.
Параграф 36. Подготовиться к письменной работе.
Использованные материалы и литература
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации. Любое издание.
- Всеобщая декларация прав человека. Любое издание.
- Никитин А.Ф. «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
- Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: Пособие для учителя / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – 2-е изд., перераб.. – М: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
Сайты Интернета:
- www. ombudsman.gov.ru – Уполномоченный по правам человека РФ.
- www.un.org/russian – Организация Объединенных Наций.
- www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
- ru.wikipedia.org/wiki/
- www.memo.ru/prawo/fund/
- www.prison.org/know/child/
- www1.umn.edu/humanrts/russian/instree/
- school-sector.relarn.ru/prava/zakony/hrights/