Цель: Развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепление представлений о частях суток, о режимных моментах.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Части суток»: (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин, рано, поздно, вкусно, тепло, холодно, светло, горячо, темно, просыпаться, умываться, кушать, обедать, гулять, засыпать).
- Обучение детей составлению зрительного плана изложения путем отбора подходящих фотографий.
- Обучение составлению связного рассказа с опорой на зрительный план.
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование местоимения «Я» с глаголами настоящего и прошедшего времени, согласование существительных с наречиями, употребление антонимов).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи.
- Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование правильного отношение к своему здоровью, воспитание привычки здорового образа жизни.
Оборудование: фотографии ребенка в разных режимных моментах, детские рисунки, аппликации, поделки из пластилина.
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим по темам «Режим дня», «Времена года. Осень». Выполнение фотографий детей в режимных моментах.
Ход занятия
I. Организационный этап. Создание эмоционально положительного фона
II. Работа над общими речевыми навыками
- Артикуляционная гимнастика («Улыбка» – «Трубочка», «Блинчик» – «Иголочка», «Часики», «Качели», «Змейка»).
- Развитие мелкой моторики «Колечки».
- Развитие просодической стороны речи «Песенка гласных».
III. Основная часть занятия.
Утро
Логопед: Утром петушок поет, солнце на небе встает!
Слайд 2
Логопед:
Раннее утро, солнышко встало.
Доброе утро, тебе прошептало.
Глазки открой, потянись, улыбнись
И поскорее ты поднимись.
(Ребенок закрывает и открывает глазки, улыбается, потягивается)
Слайды 3
Ребенок с помощью наводящих вопросов комментирует свои действия на фото.
(Составляются простые фразы: «Я проснулся», «Я открыл глаза», «Я встал», «Я оделся» и т. д.).
Логопед:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Сайд 4
Составляет простые фразы по фотографии.
Логопед: Что еще ты делаешь утром в ванной? («Я умываюсь»).
Слад 5
Логопед: Ну что, пришло время подкрепиться. Наш веселый повар приглашает тебя к столу.
Слайд 6
В активный словарь ребенка вводится слово «завтрак».
Составляются фразы «Я завтракаю», «Я позавтракал».
Слайд 7
Логопед:
Не буду я лениться,
Все буду успевать.
Хочу я научиться
Читать, писать, считать.
Ребенок совместно с логопедом припоминает, чем он занимался во время занятий (можно показать его готовые работы: рисунки, аппликации, поделки из пластилина). Составляются фразы «Я рисую», «Я леплю», «Я режу», «Я клею», обобщающая фраза «Я занимаюсь».
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал утром?
Ребенок с помощью фотографий припоминает, все, что происходило утром.
Логопед: А теперь, скажи, что тебе понравилось делать утром больше всего.
Ребенок называет какое-то одно занятие и выбирает соответствующую фотографию.
День
Слайд 8
Логопед:
День настал, и солнце греет.
Оживает все вокруг.
Одевайся поскорее
И пойдем гулять, мой друг!
Слайды 9
Логопед: Что ты делал на улице во время прогулки?
Ребенок с помощью логопеда отвечает на вопрос по слайдам.
Логопед: Мы хорошо погуляли, пора и покушать. Идем обедать.
Слайд 10
Логопед: Что ты кушал? Какой был суп? (вкусный, горячий).
В активный словарь ребенка вводятся слова «обед», «обедать».
IV. Динамическая пауза
Логопед:
Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
– Тише, тише, тише, птицы,
Вы не пойте под окном!
В тихий час так сладко спится,
Спят ребята крепким сном.
Слайд 11
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал днем?
Ребенок с помощью фотографий припоминает, все, что происходило днем.
Логопед: А теперь, скажи, что тебе понравилось делать днем больше всего.
Ребенок называет какое – то одно занятие и выбирает соответствующую фотографию.
Вечер
Слайды 12
Логопед:
Солнышко садится
И грустнеют лица.
Вечер наступает,
Свет в окне включают.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
В активный словарь ребенка вводится слово «ужин».
Составляется фраза «Я ужинаю».
Слайд 16
Логопед: Что ты делаешь? Во что ты играешь? Что можно построить из кубиков?
(необходимо добиваться полного ответа на вопросы)
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал вечером?
Ребенок с помощью фотографий припоминает, все, что происходило вечером.
Логопед: А теперь, скажи, что тебе понравилось делать вечером больше всего.
Ребенок называет какое-то одно занятие и выбирает соответствующую фотографию.
Ночь.
Слайд 17
Логопед:
Спать пора,
Уснул бычок, лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать
И тебе пора поспать.
Слайд 18
Слайд 19
Логопед:
Вот и ночь, зажглись все звезды.
Сон пришел, малыш, к тебе.
И луны фонарик желтый
Мирно светит в вышине.
Слайд 20
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал ночью?
Ребенок отвечает на вопрос и выбирает соответствующую фотографию.
V. Обобщение по первой части занятия. Подготовка к связному рассказу
Ребенку предъявляются фотографии, которые он отобрал (любимое занятие утром, днем и вечером, фотография, на которой он ложится спать).
Логопед:
Раннее утро, солнышко встало.
Доброе утро, тебе прошептало.
Что ты делал утром?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
Логопед:
День настал, и солнце греет.
Оживает все вокруг.
Что ты делал днем?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
Логопед:
Наступает вечер,
Солнышко садится.
Что ты делал вечером?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
Логопед:
Вот и ночь, зажглись все звезды
Сон пришел, дружок, к тебе.
Что ты делал ночью?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
VI. Закрепление знаний путем составления связного рассказа «Как прошел мой день?»
Ребенок помогает логопеду разместить слайды по порядку (что он делал утром, днем, вечером и ночью).
Ребенок совместно с логопедом составляет рассказ по слайдам «Как прошел мой день?»
VII. Рефлексия. Обобщение полученных знаний
Логопед: Ты очень хорошо рассказывал, что ты делал, правильно отвечал на вопросы.
Сегодня ты начал использовать в речи новые слова «завтрак», «обед» и «ужин».
Ты узнал, что сначала наступает утро. Солнышко встает. Все просыпаются. Это начало нового дня. Потом наступает день. Солнышко днем высоко на небе. Оно согревает землю и всех нас. За ним приходит вечер. Солнышко садится. А потом наступает ночь. На улице становится темно. В домах зажигают свет. День закончился.
Ты помогал мне выбирать нужные фотографии, правильно разложил их по порядку.
У тебя получился очень интересный рассказ.
Что тебе понравилось делать больше всего?
Положительная эмоциональная оценка деятельности ребенка.